Рефераты. Повышение эффективности работы торгового предпрития "Алиса у берёзки"

1.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия

1.4.1. Издержки обращения торгового предприятия

Издержки обращения -- это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Издержки обращения представляют собой общес-твенно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выпол-нение торговлей своих функций и задач [4].

Издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки -- это затраты по органи-зации процесса купли-продажи, содержанию административ-но-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением про-цесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразо-ванием производственного ассортимента в торговый.

Издержки бывают явные и неявные. Явные (бухгалтер-ские) издержки -- это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ре-сурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:

- на материальные затраты (стоимость товаров, сырья, ма-териалов, используемых для упаковки, хранения, обес-печения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся пред-метов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех ви-дов и др.);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды и другие отчисления;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Неявные издержки -- это издержки, связанные с использо-ванием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неяв-ным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принад-лежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

С точки зрения управления издержками обращения важно знать их классификацию на постоянные и перемен-ные (рис. 1.1) [11].

Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относи-тельного снижения издержек при росте выручки от реализа-ции. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (ва-ловой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.

Анализ издержек обращения направ-лен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального ис-пользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и ор-ганизации торгового обслуживания потребителей.

Задачей полного анализа издержек обращения является определение:

- динамики и степени выполнения плана издержек по об-щему уровню и отдельным статьям расходов;

- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня

издержек обращения по сравнению с их плано-вым уровнем и в динамике;

- величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);

- изменений размера влияния основных факторов на от-клонение фактических затрат от плановых;

- уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;

- различий по сравнению с издержками конкурентов.

Издержки обращения

Условно-постоянные

Условно-переменные

транспортные расходы;

проценты за пользование краткосрочными ссудами;

расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

потери товаров при переработке, хранении и реализации;

расходы по операциям с тарой;

платежи по страхованию имущества (в части страхования грузов и риска погашения кредитов);

расходы на дополнительную оплату труда;

начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный

(чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы;

налоги и отчисления, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту

расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта;

износ посуды, столового белья и малоценного инвентаря и расходы по их содержанию;

расходы на рекламу;

расходы на ремонт основных средств;

платежи по страхованию имущества (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов);

прочие материальные и приравненные к ним статьи;

расходы на постоянную часть оплаты труда;

начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на постоянную заработную плату;

налоги и отчисления, не зависящие от размеров товарооборота

Рис. 1.1. Классификация постоянных и переменных издержек обращения

Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) пред-ставляет собой разницу между фактической и плановой сум-мой издержек (или в динамике).

Изменение уровня издержек обращения рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.

Темп изменения уровня издержек обращения определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах.

Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня издержек обращения на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.

1.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия

При-быль -- это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием [6].

При анализе используются следующие показатели при-были: прибыль от реализации, балансовая (прибыль отчетно-го периода), налогооблагаемая, чистая прибыль.

Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и издержками обра-щения (рис. 1.2) [11].

Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.

Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определённый период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объёму товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п.

Валовой доход от реализации товаров (продукции, услуг) за вычетом 6 % на пополнение собственных оборотных средств

Платежи в бюджет, взимаемые из валового дохода

Валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия

Прибыль от реализации

товаров

Издержки обращения

Рис. 1.2. Схема формирования прибыли от реализации товаров

Основными задачами анализа при-были и рентабельности торгового предприятия являются:

- систематический контроль за выполнением плана полу-ченной прибыли;

- определение влияния объективных и субъективных факто-ров на финансовые результаты деятельности предприятия;

- выявление резервов увеличения прибыли и повышения рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей увеличения прибыли;

- оценка работы предприятия по использованию возмож-ностей увеличения объема реализации товаров, прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценива-ется влияние отдельных факторов на изменение прибыли и рентабельности.

Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются: объем и структура товарообо-рота, уровень валовых доходов и издержек обращения, производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, размер прочей прибыли, уровень цен и др.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рассчитывается по формуле:

, (1.6)

где Пр - прибыль ;

ВР - выручка от реализации.

Оценка эффективности торговой деятельности обычно является завершающим этапом экономического анализа и позволяет выработать стратегию и тактику развития предприятия.

Экономическую эффективность необходимо изучать сис-темно. В систему ее исследования следует включать показатели оценки рациональности использования средств на оплату труда, основных и оборотных активов, производительности труда, фондоотдачи, рентабельности и пр.

Глава II

Анализ и оценка финансово-экономической деятельности торгового предприятия «Алиса у берёзки»

2.1. Общая характеристика торгового предприятия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.