Для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.
Анализ финансово-экономической деятельности предприятия является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентно-способного производства и включает различные направления - правовое, экономическое, производственное, финансовое и т.д. [2].
Содержание анализа финансово-экономической деятельности предприятия предполагает всестороннее изучение технического уровня производства, качества и конкурентно способности выпускаемой продукции, обеспеченность производства материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Он основан на системном подходе, комплексном учете разнообразных факторов, качественном подборе достоверной информации и является важной функцией управления.
Главной задачей финансово-экономического анализа является выявление, возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.
Основным результатом деятельности предприятия являются продукция, затраты; разница между ними - прибыль, которая является источником пополнения средств предприятия, завершающим и начальным этапом нового витка производственного процесса.
Оценка результатов финансово-экономической деятельности предприятия осуществляется в рамках финансового анализа, основной целью которого является обеспечение руководства предприятия информацией для принятия решений по управлению финансовыми ресурсами.
С помощью финансового анализа можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: характеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности предприятия, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатов его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатах его деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее [17].
Финансовый анализ дает возможность оценить:
- имущественное состояние предприятия;
- степень предпринимательского риска, в части возможности погашения обязательств перед третьими лицами;
- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
- потребность в дополнительных источниках финансировании;
- способность к наращиванию капитала;
- рациональность привлечения заемных средств;
- обоснованность политики распределения и использования прибыли;
- целесообразность выбора инвестиций и др.
В широком смысле финансовый анализ может использоваться как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных решений, целесообразность инвестиций; как средство оценки мастерства и качества управления; как способ прогнозирования будущих результатов.
Раскрывая сущность финансового анализа, необходимо также выяснить структуру и последовательность его осуществления. В связи с этим не обходимо выделить следующие блоки анализа, составляющие его последовательность:
а) анализ финансового состояния предприятия:
общая оценка финансового состояния и его изменения за отчетный год;
анализ ликвидности баланса;
анализ финансовых коэффициентов;
б) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;
анализ уровня, структуры и динамики абсолютных показателей финансовых результатов;
анализ рентабельности и деловой активности предприятия;
в) анализ эффективности финансово-экономической деятельности предприятия.
Принятые решения по результатам финансового анализа должны быть направлены, прежде всего, на создание финансовых ресурсов для развития предприятия, в целях обеспечения роста рентабельности, инвестиционной привлекательности, то есть улучшения финансового состояния предприятия.
1.2. Анализ показателей розничного товарооборота предприятия.
Розничный товарооборот -- это коли-чественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на зак-лючительной стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена на денежные доходы [11].
Анализ розничного товаро-оборота осуществляется с целью изучения возможностей его увеличения и максимизации прибыли.
Основные задачи анализа розничного товарооборота сво-дятся к следующему:
- проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, определение тенденций социально-экономического раз-вития торгового предприятия;
- изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного то-варооборота, комплексная оценка торговой деятельности предприятия;
- выявление путей и возможностей роста товарооборота, по-вышения качества обслуживания покупателей, эффектив-ности использования экономического потенциала (всех видов ресурсов);
Анализ розничного товарооборота производится в факти-ческих и сопоставимых ценах в следующей последователь-ности:
- изучается объем розничного товарооборота по сравнению с планом и в динамике;
- исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговому предприятию и в разрезе отдельных подраз-делений, по ассортименту, методам продажи;
- выполняется факторный анализ;
- выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения обслуживания покупателей и максимизации прибыли.
Анализ показателей товарооборота производится различными способами. Учитывая, что у нас небольшое торговое предприятие, в данной дипломной работе рассмотрим некоторые из них. А именно:
- анализ товарооборота по общему объёму и ритмичности торговой деятельности;
- анализ товарных запасов и товарооборачиваемости предприятия;
1.3. Анализ материально-технической базы торгового предприятия.
Ус-пешное функционирование торговых предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.
Под материально-технической базой торговли следует по-нимать совокупность средств и предметов труда, выра-женных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной при-надлежности) [24].
Для анализа материально-техни-ческой базы (основных фондов) торговли используется система показателей, которая подразделяется на три группы. К первой группе относятся показатели, которые характеризуют наличие, состав, состояние и движение основных фондов и во многом оп-ределяют их использование.
Эффективность деятельности торгового предприятия за-висит от состояния материально-технической базы, показателями которой являются коэффи-циент износа и процент остаточной стоимости основных фон-дов (коэффициент годности).
Коэффициент износа (Ки) определяется на годовую дату как процентное соотношение суммы износа основных фондов к их первоначальной (восстановительной) стоимости и выражается формулой
износ
Ки = первоначальная стоимость • 100. (1.1)
Коэффициент остаточной стоимости (Кос) рассчитывается как процентное соотношение суммы остаточной стоимости основных фондов к их сумме по первоначальной (восстанови-тельной) стоимости и имеет следующий вид:
остаточная стоимость
Кос = первоначальная стоимость • 100. (1.2)
Показателями, характеризующими процесс воспроизводства и обновления материально-технической базы, являются: коэф-фициент обновления, коэффициент выбытия и процент введения в эксплуатацию фондов, направленных на замену выбывших.
Коэффициент обновления (Кобн) определяется как процен-тное соотношение стоимости вновь введенных в эксплуатацию новых основных фондов за год или более продолжительный период к их стоимости на конец этого периода (первоначаль-ной или восстановительной) и выражается формулой
стоимость вновь введенных ОФ
Кобн = ОФ на конец года • 100. (1.3)
Коэффициент выбытия (Квыб) рассчитывается как про-центное соотношение суммы выбывших основных фондов по первоначальной стоимости за весь период к их стоимости на начало этого периода:
выбывшие ОФ
Квыб = стоимость ОФ на начало года • 100. (1.4)
Вторая группа показателей оценки материально-техничес-кой базы характеризует техническую оснащенность торговли. Сюда относятся фондовооруженность труда, техническая во-оруженность труда, удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.
Фондовооруженность -- это отношение среднегодовой стои-мости основных фондов к числу работников.
Но данные показатели в процессе проведения анализа нам не понадобятся. Мы будем использовать третью группу показателей.
Третья группа показателей оценки основных фондов тор-говли характеризует эффективность их использования. Сюда относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность.
Фондоотдача определяется путем отношения суммы роз-ничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.
Под фондорентабельностью понимается отношение при-были за отчетный период к стоимости основных фондов предприятия.
Обобщающая оценка материально-технической базы даётся на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчёте на 1 рубль [11].
Интегральный показатель выражается формулой
Iфо = v ФО • ФР , (1.5)
где ФО - фондоотдача;
ФР - фондорентабельность.
Данный показатель отражает условный средний уровень обобщённого экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные фонды торговли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12