Рефераты. Основы маркетинга

Товары и услуги производственного назначения приобретаются для использования в производстве других товаров и услуг для хозяйственной деятельности или для перепродажи другим потребителям. Они включают оборудование, сырье, услуги по обслуживанию производства.

Товары производственного назначения можно классифицировать на основе того, в какой мере участвуют они в процессе производства, и по их относительной ценности.

МАТЕРИАЛЫ

И ДЕТАЛИ

Сырье

Полуфабрикаты

и детали

КАПИТАЛЬНОЕ

ИМУЩЕСТВО

Стационарные

сооружения

Вспомогатель-ное

оборудова-ние

ВСПОМОГА-

ТЕЛЬНЫЕ

МАТЕРИАЛЫ

И УСЛУГИ

Вспомогатель-ные материалы

Деловые

услуги

Рис. 2. Классификация товаров производственного назначения

Из рис. 2 видно, что характеристики товара оказывают большое влияние на стратегию маркетинга. Сходство природных ресурсов и полу-фабрикатов между собой ограничивают размах деятельности по стимули-рованию их сбыта. Основными маркетинговыми соображениями в данном случае являются цена и надежность поставщика. Капитальное имущество относится к разряду основных закупок, осуществляемых, как правило, непосредственно у производителя, поэтому техника личных продаж здесь играет большую роль, чем реклама. Вспомогательные материалы являют-ся для рынка товаров промышленного назначения тем же, чем являются товары повседневного спроса для потребительского рынка. Основными соображениями при закупках этих товаров являются цена и сервис.

Таким образом, товаром может быть какой-либо предмет обмена, способный удовлетворять определенные потребности. В связи с этим товар должен обладать потребительной стоимостью, которая обычно формируется в несколько этапов.

Первый этап связан с формированием основного назначения товара удовлетворения определенных потребностей. На данной стадии основной задачей маркетинга является четкая формулировка основного назначения товара, отражающего наиболее общие требования той группы потребителей, для которой товар предназначен.

На втором этапе важно установить конкретные показатели качества товара--его надежность, долговечность, технологичность, а также эрго-номические, эстетические и другие свойства.

На третьем уровне происходит формирование дополнительных харак-теристик потребительной стоимости товара, отражающих суть организа-ционно-экономических факторов, а именно, цены товара, экономических условий его продажи, условия доставки, обслуживания, наличия гарантий и прочее.

Четвертый этап отражает личностные особенности потребителя, что наиболее важно для организации товародвижения продукции. К данным особенностям относятся положительные черты предлагаемого товара по отношению к конкурентоспособной продукции, общественное признание товара, перспективы развития товара и другое.

С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии кон-куренции фирма не может полагаться только на существующие товары. Потребитель хочет и ждет новых и усовершенствованных изделий, и кон-куренты приложат максимум усилий, чтобы обеспечить их этими новин-ками. Следовательно, у каждой фирмы должна быть своя программа разработки новых товаров.

Под “новинками” понимают оригинальные изделия, улучшенные вари-анты или модификации существующих товаров, а также новые марки фирмы-производителя. Новаторство может быть весьма рискованным. По данным Ф. Котлера, на рынке товаров широкого потребления терпит неудачу 40% всех предлагаемых новинок, на рынке товаров промышлен-ного назначения--20%, а на рынке услуг--18%. Тревожный уровень неудач новых товаров на рынке широкого потребления заставляет осо-бенно тщательно прорабатывать каждую стадию создания новинки.

Проблема конкурентоспособности товаров занимает одно из централь-ных мест в рыночной экономике, однако, на практике понимание кон-курентоспособности еще не устоялось. В обыденных представлениях под конкурентоспособностью товара, как правило, подразумевается все то, что обеспечивает ему определенные преимущества на рынке. Такое определение слабо проясняет суть рассматриваемого явления, при этом упускается сущность конкурентоспособности как характеристики товара, в связи с которой происходит распределение спроса между аналогичны-ми товарами на рынке.

Иногда под конкурентоспособностью понимают лишь комплекс потре-бительских свойств, отделяя его от стоимости, при этом отождествляя термин “конкурентоспособности” с понятием качества товара.

Исходя из этого конкурентоспособность определяется как характерис-тика товара, в которой отражается его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия потребностям потребителя, так и по затратам на их удовлетворения. Как потребительские свойства товара неотделимы от его стоимостных характеристик, так их величина конкурентоспособности товара зависит от размера его потребительских свойств и стоимости.

Наличие потребительских свойств обусловливает эффективность потребления товара, его полезный эффект. Чем выше потребительские свойства товара и ниже его стоимость, тем выше сама способность товара быть реализованным.

Соотношение показателя цены к полезному эффекту товара, к анало-гичным показателям других товаров дает представление об уровне его конкурентоспособности. Быть конкурентоспособным товаром, значит не противостоять конкуренции, а превосходить ее.

С позиций маркетинга различают некоторые виды конкуренции:

функциональная, когда одну и ту же потребность можно удовлетво-рить с помощью разных средств, например, потребность в познании окружающего мира можно удовлетворять с помощью книг, общения с людьми, туризма, путешествий и др.;

видовая, когда выпускаются аналогичные товары разными фирма-ми с различным оформлением, например, производство легковых автомо-билей;

предметная, когда выпускаются аналогичные товары разными фир-мами;

ценовая, когда аналогичные товары предлагаются рынку по различ-ным ценам.

В основе большинства подходов к оценке конкурентоспособности ле-жит классическая теория разделения труда, в соответствии с которой каждая фирма специализируется на производстве и экспорте тех товаров, которые ей обходятся относительно дешевле, и импорте тех, которые в других странах, регионах сравнительно дешевле.

Самостоятельное направление исследований составляют методы оцен-ки конкурентоспособности, основанные на теории равновесия фирмы и отрасли А. Маршаяна и теории факторов производства. Под равновеси-ем понимается такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для изменения объема производства. Критерием конкурентос-пособности при этом служит наличие у производителя таких факторов производства, которые могут быть использованы с лучшей, чем у кон-курентов, производительностью и могут способствовать снижению издер-жек производства.

Отдельную группу составляют методы определения конкурентоспособ-ности, построенные на предположении о том, что чем прочнее рыночные позиции фирмы, тем более конкурентоспособна ее продукция. В рамках этой теории существуют два основных подхода к определению критерия эффективной конкуренции: структурный и функциональный. Согласно структурному подходу оценка положения может быть сделана исходя из знания уровня монополизации относительно производства данного това-ра, возможной емкости и однородности рынка и др.

Функциональный подход базируется на оценке экономических показа-телей деятельности конкурирующих фирм.

Немаловажный интерес представляет группа методов, связывающая уровень конкурентоспособности товара с покупателями его качества. Субъективная оценка качества, как правило, дается отдельными потреби-телями исходя из его собственных требований, предъявляемых к товару.

Объективный подход к оценке качества предполагает сравнение рассмат-риваемого товара с аналогичными. Сравнение чаще всего осуществляет-ся на основании сопоставления ряда параметров обоих изделий, отража-ющих потребительские свойства товаров. Число параметров конкуренто-способности зависит от вида и сложности изделия.

Параметры, характеризующие конкурентоспособность, подразделяют-ся на следующие группы.

1. Технические (параметры назначения, которые определяют отноше-ние данного товара к определенному классу продукции, по мощности, грузоподъемности, массе и т. д.)--нормативные параметры (соответствие со стандартами, правилами) оцениваются 1 или 0, групповой показатель по нормативному принципу равен произведению отдельных показателей и, если хотя бы один равен 0, то изделие неконкурентоспособно.

2. Эргономические параметры (физиологические, психологические)-- соответствие свойствам организации, определяющие удобство работы, скорость утомления.

3. Эстетические параметры, способные создавать положительные или отрицательные эмоции.

4. Экономические параметры (цена потребления).

5. Организационные (система скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки, условия гарантии, сервис и т. д.).

Особое место занимают матричные методы оценки уровня конкурен-тоспособности. Теоретической основой этих методов служит концепция жизненного цикла товара и технология, при этом головным инструментом исследования служит матрица, построенная с использованием двух пока-зателей, один из которых является временным. По вертикали отмечаются темпы роста емкости рынка в линейном масштабе, а по горизонта-ли--относительная доля продаж фирмы на рынке. Наиболее конкурен-тоспособными будут те товары, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Важной особенностью рынка является то, что в случае одинакового уровня конкурентоспособности товаров, потребители будут отдавать предпочтение товару той фирмы, которая определенное время представ-лена на рынке. Следовательно, показатели конкурентоспособности необ-ходимо формировать еще на стадии проектирования, причем с опреде-ленным запасом.

Таким, образом, одним из основных и сложных вопросов маркетин-говой товарной политики является выявление положительных сторон и недостатков предлагаемого рынку товара (услуги).

6. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ФИРМЫ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.