Рефераты. Организация снабжения и логистики торгового предприятия

Существует множество различных систем управления запаса-ми, применение которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы плани-рования, построенной на определении потребности в сырье и ма-териалах. Применение в Японии системы «кан-бан» изменило от-ношение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Совре-менные компьютерные программы позволяют широко автоматизи-ровать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.

Основные расходы, связанные с хранением и содержанием запасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских помещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и эксплуата-ционные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают значительных размеров и со-ставляют порядка 25-50% стоимости хранимых материалов.

Существует множество методов планирования и закупок, и по-ставок продукции. Рассмотрим некоторые из них.

Метод ABC. Итальянский ученый В.Парето доказал, что незави-симо от страны меньшая часть населения контролирует большую часть благосостояния, и на этой основе построил соответствующую кривую. Этот же принцип применим и к другим ситуациям, в част-ности, к системе снабжения. Кривую Парето часто называют прави-лом 80-20, или, чаще, методом АВС. Содержание этого метода по-кажем на простом примере.

Пусть закупаемые изделия по объему и сумме затрат распола-гаются в следующем соотношении (табл. 1):

Таблица 1. Соотношение объемов и затрат закупаемых изделий

Класс

Общий объем закупок материалов, %

Общая сумма затрат на закупку, %

А

10

70-80

В

10-20

10-15

С

70-80

10-20

Это процентное соотношение может быть различным в различ-ных фирмах, закупающих материалы. Для его нахождения опреде-ляется доля отдельных видов сырья и материалов в общей стоимо-сти закупаемых материалов.

Допустим, что производитель с общим годовым объемом заку-пок на сумму 30,4 млн долл. имел следующее соотношение товаров (табл. 2):

Таблица 2. Соотношение товаров

Количество изделий

Процент изделий

Годовой объем закупок

Процент годового объема закупок

Класс

1095

10,0

21,6

71,1

А

2168

19,9

5,9

19,4

В

7660

70,1

2,9

9,5

С

10923

100,0

30,4

100,0

По данным табл. 2 видно, что изделия группы А составляют лишь 10%, а по стоимости годового объема закупки составили бо-лее 70%; изделия группы В являются промежуточными между А и С. Поэтому при закупке наибольшее внимание уделяется изделиям группы А как наиболее дорогостоящим. Однако из-за специфики отдельных видов изделий отношение к каждой группе должно быть одинаковым.

Метод ABC представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения конкретных характеристик ме-жду отдельными элементами какого-либо множества. С точки зре-ния снабжения анализируется количественная и стоимостная структура приобретаемого сырья и материалов.

Одна из основных проблем снабжения и логистики состоит в определении оптимального объема поставки, так как увели-чение объема поставок требует дополнительных расходов по размещению и хранению запасов.

Существуют различные модели для определения объема заказа и уровня запасов. Их применение зависит от того, является ли спрос на материалы зависимым или независимым. Зависимый спрос означает, что поставляемое изделие является частью более крупного изделия и его использование зависит от графика произ-водства этого более крупного изделия.

Рассмотрим модель фиксированного объема поставок. Следует ответить на вопрос, нести ли дополнительные расходы по содер-жанию запасов на складе либо сократить эти расходы путем уве-личения частоты поставок, но меньшими партиями. Общая цель заключается в сокращении годовых расходов на приобретение и содержание запасов на складе.

Пусть ежегодный спрос на материалы составит Р в течение пе-риода Л при цене материалов, равной С. Расходы на оформление заказа равны 3, процент расходов на содержание запасов -- К.

Тогда общие расходы на приобретение и хранение запасов на складе можно определить по формуле:

М = РС + РЗ : Q + QKCо.п : 2 , (8)

где Q о.п -- фиксированный объем партии поставок.

Минимальный объем партии поставок можно определить по формуле:

________

Q о.п = v 2РЗ : КС . (9)

Пусть ежегодная потребность Р = 900 изделий, стоимость дос-тавки изделий С = 45 ед. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в процентах к стоимости изделия) К = 25%, расходы на оформление заказа составили 50 ед. на заказ, время на поставку Л = 10 дней. Используя формулу (9), можно определить опти-мальную партию поставок

__________________

Q о.п = v 2 • 900 • 59 : 0,25 • 45 = 89 изделий .

На рис. 2, 3 показаны модели зависимости расходов от объема заказа и изменение уровня запасов от времени поступле-ния. Период повторного заказа можно определить по формуле:

П = (Л?Р) : 250 = (10?900) : 250 = 36 дн.,

где 250-- количество рабочих дней в году.

Рис.2. Расходы на содержание Рис.3. Модель при фиксированном

запаса и заказ объеме заказа

VII. Выбор поставщика

Выбор поставщика является основой создания устойчивой ба-зы снабжения любого предприятия. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой про-дукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслужи-вания. Немаловажным при выборе поставщика является его тех-ническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое по-ложение, трудовые отношения и местонахождение.

Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис-ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья или изделий. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета.

Все это свидетельствует о том, что оценка поставщика -- не-прерывный процесс отслеживания деятельности существующих поставщиков. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест-вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по-ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделе-ний. Заказчик аккумулирует всю информацию о поставщике, осо-бенно важно установить личные контакты с отделом закупок.

Многие компании (фирмы) проводят рейтинги поставщиков при балльной системе оценки по каждому фактору. Хорошие ре-зультаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены до-полнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить сниженные объемы заказа или отказ от их услуг.

Большинство предприятий наблюдает за деятельностью основ-ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за второстепенными поставщиками. При этом используется модель ABC для деления поставщиков аналогично делению запасов по объемам и цене за-купаемых партий материалов. Цель такого деления на категории заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответ-ствующей схеме оценки поставщиков.

Важной является оценка деятельности не только существующего поставщика, но и потенциального. Для проверки деятельности по-тенциального поставщика часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наибо-лее важными факторами являются такие, как технические и инже-нерные возможности поставщика, его производственный и финан-совый план и способность эффективно управлять производством.

При оценке потенциального поставщика необходимо отве-тить на следующие вопросы: способен ли данный поставщик удовлетворить потребности заказчика в краткосроч-ном и долгосрочном периоде и имеются ли доводы о том, что данный поставщик сможет обеспечить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Важна оценка финансовой стороны поставщика. В числе других показателей проверяется его кредитный рейтинг, струк-тура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.

Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы-боре поставщика, важным является и решение покупать продукцию у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого реше-ния нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репу-тацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж-ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.

VIII. Выводы

· При организации МТО предприятий в условиях ры-ночных преобразований широко используются логи-стические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения -- складское хозяйство.

· Одним из основных вопросов организационной струк-туры управления МТО по функциям и товарному принципу является определение потребности в мате-риальных ресурсах. Для определения материальных
ресурсов применяются различные методы.

· Основное преимущество коммерческой логистики со-стоит в том, что использование логистического метода в снабжении позволяет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.

· Особый интерес представляют методы планирова-ния в снабжении и логистике: модели по определению партии поставок продукции, минимизации рас-ходов на содержание запасов.

· Выбирая поставщика при организации закупок мате-риальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является гарантией надежности и эффективности организации процесса снабжения материальными ресурсами.

IX. Литература

1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2000.

2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Киршина М.В. Коммерческая логистика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.