Существует множество различных систем управления запаса-ми, применение которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы плани-рования, построенной на определении потребности в сырье и ма-териалах. Применение в Японии системы «кан-бан» изменило от-ношение производителей ко всем формам складирования. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Совре-менные компьютерные программы позволяют широко автоматизи-ровать процесс закупок и контроля за состоянием запасов.
Основные расходы, связанные с хранением и содержанием запасов, включают: стоимость по хранению и аренде складских помещений, стоимость складского оборудования, расходы, связанные с хранением материалов на складе, оплату обслуживающего персонала и эксплуата-ционные расходы, расходы по страховке материальных ценностей и др. Общие складские издержки достигают значительных размеров и со-ставляют порядка 25-50% стоимости хранимых материалов.
Существует множество методов планирования и закупок, и по-ставок продукции. Рассмотрим некоторые из них.
Метод ABC. Итальянский ученый В.Парето доказал, что незави-симо от страны меньшая часть населения контролирует большую часть благосостояния, и на этой основе построил соответствующую кривую. Этот же принцип применим и к другим ситуациям, в част-ности, к системе снабжения. Кривую Парето часто называют прави-лом 80-20, или, чаще, методом АВС. Содержание этого метода по-кажем на простом примере.
Пусть закупаемые изделия по объему и сумме затрат распола-гаются в следующем соотношении (табл. 1):
Таблица 1. Соотношение объемов и затрат закупаемых изделий
Класс
Общий объем закупок материалов, %
Общая сумма затрат на закупку, %
А
10
70-80
В
10-20
10-15
С
Это процентное соотношение может быть различным в различ-ных фирмах, закупающих материалы. Для его нахождения опреде-ляется доля отдельных видов сырья и материалов в общей стоимо-сти закупаемых материалов.
Допустим, что производитель с общим годовым объемом заку-пок на сумму 30,4 млн долл. имел следующее соотношение товаров (табл. 2):
Таблица 2. Соотношение товаров
Количество изделий
Процент изделий
Годовой объем закупок
Процент годового объема закупок
1095
10,0
21,6
71,1
2168
19,9
5,9
19,4
7660
70,1
2,9
9,5
10923
100,0
30,4
По данным табл. 2 видно, что изделия группы А составляют лишь 10%, а по стоимости годового объема закупки составили бо-лее 70%; изделия группы В являются промежуточными между А и С. Поэтому при закупке наибольшее внимание уделяется изделиям группы А как наиболее дорогостоящим. Однако из-за специфики отдельных видов изделий отношение к каждой группе должно быть одинаковым.
Метод ABC представляет собой анализ, с помощью которого определяют степень распределения конкретных характеристик ме-жду отдельными элементами какого-либо множества. С точки зре-ния снабжения анализируется количественная и стоимостная структура приобретаемого сырья и материалов.
Одна из основных проблем снабжения и логистики состоит в определении оптимального объема поставки, так как увели-чение объема поставок требует дополнительных расходов по размещению и хранению запасов.
Существуют различные модели для определения объема заказа и уровня запасов. Их применение зависит от того, является ли спрос на материалы зависимым или независимым. Зависимый спрос означает, что поставляемое изделие является частью более крупного изделия и его использование зависит от графика произ-водства этого более крупного изделия.
Рассмотрим модель фиксированного объема поставок. Следует ответить на вопрос, нести ли дополнительные расходы по содер-жанию запасов на складе либо сократить эти расходы путем уве-личения частоты поставок, но меньшими партиями. Общая цель заключается в сокращении годовых расходов на приобретение и содержание запасов на складе.
Пусть ежегодный спрос на материалы составит Р в течение пе-риода Л при цене материалов, равной С. Расходы на оформление заказа равны 3, процент расходов на содержание запасов -- К.
Тогда общие расходы на приобретение и хранение запасов на складе можно определить по формуле:
М = РС + РЗ : Q + QKCо.п : 2 , (8)
где Q о.п -- фиксированный объем партии поставок.
Минимальный объем партии поставок можно определить по формуле:
________
Q о.п = v 2РЗ : КС . (9)
Пусть ежегодная потребность Р = 900 изделий, стоимость дос-тавки изделий С = 45 ед. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в процентах к стоимости изделия) К = 25%, расходы на оформление заказа составили 50 ед. на заказ, время на поставку Л = 10 дней. Используя формулу (9), можно определить опти-мальную партию поставок
__________________
Q о.п = v 2 • 900 • 59 : 0,25 • 45 = 89 изделий .
На рис. 2, 3 показаны модели зависимости расходов от объема заказа и изменение уровня запасов от времени поступле-ния. Период повторного заказа можно определить по формуле:
П = (Л?Р) : 250 = (10?900) : 250 = 36 дн.,
где 250-- количество рабочих дней в году.
Рис.2. Расходы на содержание Рис.3. Модель при фиксированном
запаса и заказ объеме заказа
VII. Выбор поставщика
Выбор поставщика является основой создания устойчивой ба-зы снабжения любого предприятия. Решение разместить заказ у конкретного поставщика зависит от ряда факторов. Поставщик должен удовлетворять по качеству и объему поставляемой про-дукции, условиям доставки продукции, цене и уровню обслужи-вания. Немаловажным при выборе поставщика является его тех-ническое состояние, развитость инфраструктуры, финансовое по-ложение, трудовые отношения и местонахождение.
Решения о выборе поставщика можно рассматривать как выбор в условиях неопределенности, что сопряжено с достаточно высоким рис-ком. Риск будет возрастать при закупке неизвестных сырья или изделий. Поэтому следует обращаться к дополнительным источникам информации. Это могут быть каталоги, журналы, рекламные объявления и использование Интернета.
Все это свидетельствует о том, что оценка поставщика -- не-прерывный процесс отслеживания деятельности существующих поставщиков. Обычно предприятия-заказчики разбивают сущест-вующих поставщиков на две группы. В первую входят новые по-ставщики, надежность которых еще не проверена. Вторую группу составляют поставщики, уже зарекомендовавшие себя в прошлые годы. Эти поставщики постоянно оцениваются с формальных и неформальных позиций. Неформальная оценка включает оценку личных контактов с поставщиком и сотрудниками его подразделе-ний. Заказчик аккумулирует всю информацию о поставщике, осо-бенно важно установить личные контакты с отделом закупок.
Многие компании (фирмы) проводят рейтинги поставщиков при балльной системе оценки по каждому фактору. Хорошие ре-зультаты деятельности поставщика могут быть вознаграждены до-полнительными заказами, в то время как слабые поставщики могут получить сниженные объемы заказа или отказ от их услуг.
Большинство предприятий наблюдает за деятельностью основ-ных поставщиков гораздо внимательнее, чем за второстепенными поставщиками. При этом используется модель ABC для деления поставщиков аналогично делению запасов по объемам и цене за-купаемых партий материалов. Цель такого деления на категории заключается в том, чтобы оценить каждую категорию по соответ-ствующей схеме оценки поставщиков.
Важной является оценка деятельности не только существующего поставщика, но и потенциального. Для проверки деятельности по-тенциального поставщика часто необходимы значительные затраты времени и средств. При оценке потенциальных поставщиков наибо-лее важными факторами являются такие, как технические и инже-нерные возможности поставщика, его производственный и финан-совый план и способность эффективно управлять производством.
При оценке потенциального поставщика необходимо отве-тить на следующие вопросы: способен ли данный поставщик удовлетворить потребности заказчика в краткосроч-ном и долгосрочном периоде и имеются ли доводы о том, что данный поставщик сможет обеспечить потребности заказчика в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Важна оценка финансовой стороны поставщика. В числе других показателей проверяется его кредитный рейтинг, струк-тура капитала, рентабельность, оборотный капитал, состояние запасов, коэффициент ликвидности, доходность инвестиций и др. Все эти показатели характеризуют финансовую стабильность и конкурентоспособность продукции поставщика.
Кроме указанных факторов, которые следует учитывать при вы-боре поставщика, важным является и решение покупать продукцию у производителей или у дистрибьюторов. Для принятия этого реше-ния нужно исследовать финансовое состояние, сложившуюся репу-тацию, качество поставляемой продукции и обслуживания, надеж-ность поставок и обоснованность цены. Все эти факторы следует учитывать при выборе дополнительных источников снабжения.
VIII. Выводы
· При организации МТО предприятий в условиях ры-ночных преобразований широко используются логи-стические подходы. Главная часть инфраструктуры процесса снабжения -- складское хозяйство.
· Одним из основных вопросов организационной струк-туры управления МТО по функциям и товарному принципу является определение потребности в мате-риальных ресурсах. Для определения материальныхресурсов применяются различные методы.
· Основное преимущество коммерческой логистики со-стоит в том, что использование логистического метода в снабжении позволяет минимизировать транспортные издержки при рационализации процесса снабжения.
· Особый интерес представляют методы планирова-ния в снабжении и логистике: модели по определению партии поставок продукции, минимизации рас-ходов на содержание запасов.
· Выбирая поставщика при организации закупок мате-риальных ресурсов, следует соблюдать основные принципы, что является гарантией надежности и эффективности организации процесса снабжения материальными ресурсами.
IX. Литература
1. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2000.
2. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Киршина М.В. Коммерческая логистика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4