Рефераты. Маркетинг: теоретические аспекты и проблемы развития в России

Лидерство по прочности изделий.

Лидерство по скорости доставки.

«Индивидуализация» изделий по требованию заказчиков.

Внедрение продукции на рынок.

Гибкое регулирование объема производства.

Выбранная фирмой ниша должна быть уместна именно на данном рынке.

Российский рынок только недавно начал сознавать, что такое конкуренция, уже сегодня в России насчитывается огромное количество небольших фирм и предприятий, которые на себе чувствуют невзгоды конкуренции. Многие из них разоряются и лишь часть добилась процветания. На данном этапе российский рынок перенасыщен товарами иностранных компаний, с которыми нашим производителям нелегко конкурировать. Какие мероприятия нужно проводить предприятию, чтобы успешно конкурировать с западной продукцией на российском рынке, как предвидеть успех товара на рынке, как застраховать его от отсутствия спроса, как привлечь внимание потребителей к продукции фирмы - на эти и многие другие вопросы дает ответы именно менеджер конкурентоспособности товара. Когда конкурентоспособен товар, выпускаемый фирмой, обеспечивается достижение главной цели компании - получение достаточной прибыли и выживание в условиях рыночных отношений. Особенно важно умение эффективно управлять конкурентоспособностью товаров. Осуществление этой задачи требует предоставления лучших товаров, условий их реализации и обслуживания. Это возможно только на основе тщательного изучения механизмов конкуренции, способов и методов повышения конкурентоспособности собственных товаров.

Итак, основными элементами системы маркетинга являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной стратегии. «Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка» Уткин Э.А. Маркетинг. - М., Экмос,1998, стр.90

.

Применение российскими компаниями всего потенциала маркетинга характеризуется наличием в их деятельности следующих черт, являющихся сущностями, признаками маркетинга:

ориентация на потребности клиента (маркетинговая философия);

применение всех составных частей рыночной политики (маркетинг микс);

координация всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).

В сфере маркетинга для российской практики характерны следующие тенденции:

Все большее число предприятий как крупных, так средних и мелких приступили к комплексному исследованию рынка.

Ориентация на реальные потребности потребителей.

Предприятия активно изучают запросы потребителей и энергично на них воздействуют, разрабатывая и внедряя разные виды товаров и услуг.

При реализации требований современного маркетинга характерным становится решение рыночных задач в единой системе, в комплексе.

Работа всех служб и подразделений предприятий подчиняется задаче современного и качественного выполнения маркетинговых программ.

Постепенная переориентация от текущих к перспективным планам при практической реализации маркетинговых программ.

В организационную структуру предприятия вводится подразделение по маркетингу, координирующее всю деятельность в указанной области.

Разработка и внедрение новых, модернизация продуктов и услуг становится главным содержанием маркетинговой политики.

Огромное внимание уделяется формированию и упрочнению имиджа товаров.

Усиливается контроль за деятельностью конкурентов.

Разработка новых идей в маркетинге.

Проведение многоплановых и разнообразных маркетинговых исследований.

Вся деятельность фирмы происходит на основе единой концепции, проходящей все стадии разработки производства и сбыта продуктов и услуг.

Последовательно возрастает значение прогнозирования рынка.

Маркетинг направляется на более эффективное использование конкурентных преимуществ предприятия.

Возрастает роль коммуникационной политики, в частности совершенствуется взаимодействие предприятий с потребителями их продукции.

Именно отмеченные выше тенденции и обеспечивают возрастающую роль маркетинга в качестве инструмента антикризисного управления.

Виды маркетинговых стратегий

Все средства и методы маркетинговой деятельности направлены на максимально обоснованное определение прибыльности производства каждого конкретного изделия и производственного отделения в целом.

В зависимости от поставленных целей и средств их достижения можно выделить несколько видов рыночных стратегий, применяемых в деятельности производственных отделений:

стратегия завоевания или расширения доли рынка;

стратегия инновации;

стратегия дифференциации продукции;

стратегия снижения издержек производства;

стратегия выживания;

стратегия индивидуализации потребителя.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Стратегия завоевания доли рынка или ее расширения до определенных показателей предполагает достижение за счет этого намеченных показателей нормы и массы прибыли, при которых обеспечивается рентабельность и эффективность производства. Завоевание доли рынка осуществляется путем выпуска и внедрения на рынок новой продукции, формирования новых потребностей у потребителей, проникновение в новые сферы применения продукции. Расширение доли рынка традиционной продукции возможно лишь за счет ухода с рынка конкурента, приобретение у конкурента его доли или ее части рынка, разорение конкурента и устранения его с рынка. Это достигается путем внедрения на рынок новых моделей, применение как прямых, так и скрытых методов конкурентной борьбы.

Стратегия инновации предполагает создание изделий, не имеющих на рынке аналогов по своему назначению. Появление новых потребностей - это результат их формирования: когда главный упор в разработке изделий делается на ранее неизвестную часть потребностей.

Для создания новых изделий, не имеющих аналогов по назначению, необходимы значительный аппарат, занятый НИОКР и широкая опытно-производственная база.

Стратегия инновационной имитации предполагает копирование новшеств, разработанных конкурентами, и прежде всего принципиально новых идей, заложенных в новой продукции. Такую стратегию проводят фирмы, обладающие значительными ресурсами и производственными мощностями, необходимыми для массового выпуска скопированных изделий и сбыта его на рынках, которые еще не захвачены пионерной компанией.

При копировании продукции конкурентов расходы на НИОКР бывают относительно невысокие, но и прибыль также невысока, так как доля рынка невелика.

Стратегия дифференции продукции предполагает усовершенствование традиционных изделий, выпускаемых фирмой за счет реализации в продукции новых технических принципов. Это достигается путем внедрения более производственных технологий - автоматизированных линий, при помощи дизайна. Эффективность дифференциации продукции связана с относительно невысокими затратами. Но уникальность продукта может обеспечить большой объем продаж.

Дифференциация достигается за счет увеличения себестоимости изделий в связи с ростом затрат на НИОКР, а также применения высококачественных материалов, улучшения системы сбыта и качества послепродажного обслуживания.

Стратегия снижения издержек производства направлена на повышение конкурентоспособности изделий: ценовое соперничество, предполагающее внесение таких новшеств, которые обеспечат реализацию продукции по повышенным ценам.

Стратегия издержек производства требует массового внедрения экономического оборудования и технологий, установления контроля над прямыми и накладными затратами: снижения расходов на НИОКР, рекламу, обслуживание, контроля над относительно высокой долей рынка.

Для снижения издержек производства изделий массового серийного производства необходимы отлаженная технология и крупные производственные мощности, использование возможностей сложившейся инфраструктуры.

Стратегия выживания используется, когда тенденции потребительского спроса не определены. Тогда крупная фирма предпочитает воздерживаться от внедрения продукта на рынок и изучить действия конкурентов. При возникновении устойчивого спроса крупная фирма, располагающая необходимыми ресурсами, в короткие сроки развивает массовое производство и сбыт и подавляет фирму-новатора. Крупномасштабные и долгосрочные НИОКР требуют значительных капиталовложений и первоначальных затрат, связанных с внедрением новшеств в производство и на рынок.

Стратегия индивидуализации потребителя применяется производителями оборудования производственного назначения, ориентированного на индивидуальные заказы покупателей, а также на разработанные ими проекты или спецификации. В этом случае поставщик выступает в роли исполнителя заказа и при выполнении сложных и уникальных проектов даже финансируется заказчиком.

Планирование маркетинга

Общие концепции планирования маркетинга

Совершенно ясно, что многим фирмам нужно совершенствовать официально принятые у них системы планирования и контроля. Постоянное принятие разного рода решений совсем не заменяет собой планирования. Для фирмы планирование является деятельностью высшего порядка, которая нередко приводит к улучшению показателей сбыта и прибылей.

«Планирование - процесс определения целей, стратегий и мероприятий по их достижению за период времени исходя из предложений о будущих вероятных условиях выполнения плана» С. Дибб, Л.Симкин, Дж.Брэдли Практическое пособие по маркетинговому планированию - СПб, Питер. 2001 стр.51

Планирование маркетинга в разных компаниях осуществляется по-разному. Это касается содержания маркетинга, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта; на другом полюсе - план маркетинга, основанный на широчайшем рассмотрении стратегии бизнеса, что выливается в разработку интегрального плана, охватывающего все рынки и продукты. Отдельные организации, особенно малые предприятия, могут не иметь плана маркетинга как цельного документа, включающего несколько видов планов маркетинга. Единственным плановым документом для таких организаций может быть бизнес-план, составленный или для организации в целом, или для отдельных направлений ее развития. В этом плане дается информация о рыночных сегментах и их емкости, рыночной доле; приводится характеристика потребителей и конкурентов, описываются барьеры проникновения на рынок; формулируются стратегии маркетинга; даются прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет с погодовой разбивкой.

В общем случае можно говорить о разработке стратегических долгосрочных и тактических (текущих) годовых и более детальных планов маркетинга. Для многих компаний, имеющих развитую систему планирования, отдельно разрабатываются стратегический и долгосрочный планы маркетинга. Имеется в виду, что стратегический план маркетинга направлен на решение, без детальной проработки, стратегических задач маркетинговой деятельности, главным образом применительно к отдельным стратегическим хозяйственным единицам (СХЕ). Для подразделения СХЕ он не разрабатывается. В то же время долгосрочный план детализирует задачи стратегического плана, которые доводятся до подразделений СХЕ, и является основой разработки текущих планов маркетинга. Горизонты стратегического и долгосрочного планов могут как совпадать, так и не совпадать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.