Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от инструментария - анкета, или бланк интервью.
Анкета (опросный лист) -- это система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта или предмета исследования.
Она может быть разделена на четыре части:
· вводной, где высказывается уважительное отношение к опрашиваемым и указывается, кто проводит опрос; с какой целью; инструкция по заполнению анкеты.
· контактной, где располагаются вопросы, преследующие цель заинтересовать опрашиваемого, ввести в круг изучаемых проблем;
· контрольной - с вопросами, позволяющими убедиться в достоверности данных (например, если в контактной части основной вопрос был такой: "Знакомы ли Вы с основными способами ухода за кожей век?", то контрольный может быть такого типа: "Какие из способов ухода за кожей век Вы считаете наиболее важными?").
· заключительной - с вопросами, снимающими у респондентов психологическое напряжение, позволяющими выявить их социально-демографические характеристики (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.), а завершаться словами благодарность опрашиваемому за участие в опросе.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы основной и контрольный вопросы не следовали друг за другом, поскольку большинство людей, отвечают на следующий вопрос, находясь под впечатлением содержания и ответа на предыдущий. Самые сложные вопросы, требующие размышления должны располагаться в середине анкеты.
Сами вопросы должны быть простыми, понятными, однозначными и нейтральными, причем, они должны переходить от простых - к сложным, от общих - к специальным, от нейтральных - к тонким (деликатным).
Время заполнения анкеты при почтовом опросе не должно превышать 20 -- 30 минут.
Вопросы, входящие в анкеты бывают открытыми и закрытыми. Открытые вопросы предоставляют право формулировать ответы самостоятельно табл. 3.3. Это обстоятельство хотя и делает обработку результатов опроса более сложной, в ряде случаев может предложить неожиданный вариант решения изучаемой проблемы и таким образом компенсировать затраты.
Таблица 3.3.
Виды открытых вопросов
Название
приема
Суть приема
Примеры
Неструктуризо-ванный вопрос
Допускает любую формулировку ответа
Что Вы думаете о фирме “Сони”?
Подбор словесных ассоциаций
Опрашиваемый называет отдельные слова, ассоциируемые у него со словами, которые называет интервьюер
Какие ассоциации возникают у Вас при слове фирма “Сони”? или “Отдых”?
Завершение предложения
Завершить незаконченное предложение
Я покупаю товары фирмы “Сони”, потому что ...
Завершение рассказа
Закончить незавершенный рассказ
Вы посетили магазин фирмы “Сони” и Вами овладели мысли и чувства ...
Завершение рисунка
Представить себя на месте одного из двух героев, изображаемых обычно на веселых рисунках, и от его имени высказать свое мнение
На рисунке изображены два участника диалога. Один из них говорит: “В магазине фирмы “Сони” всегда есть широкий выбор. Что Вы можете возразить в ответ?
Тематический апперцепционный тест (тест на восприятие)
Придумать рассказ по картинке
Например, изображены два покупателя у прилавка магазина фирмы “Сони”. Что происходит или может произойти?
Закрытые вопросы предлагают опрашиваемому набор возможных вариантов ответа на вопрос. Классификация видов и примеры постановки закрытых вопросов приведены в табл. 3.4.
Таблица 3.4..
Виды закрытых вопросов
Название приема
Альтернативный
Сделать выбор из двух альтернативных ответов
Покупали ли Вы товары фирмы "Сони"?
ДА НЕТ
С вариантами ответом
Выбор сделать из трех и более вариантов
Главным достоинством товаров фирмы "Сони" Вы считаете:
1. Высокое качество?
2. Долговечность?
3. Приемлемую цену?
Со шкалой значимости
Оценить важность той или иной характеристики товара по предлагаемой шкале
По сравнению с другими характеристиками товара "А" цена имеет значение для Вас:
1
2
3
4
наибольшее
большое
имеет
не имеет
Со шкалой
Лайкерта
Указать степень согласия (несогласия) с определенным утверждением
Товары, не рекламировавшиеся в средствах массовой информации, не заслуживают доверия:
5
совсем не согласен
не согласен
затрудняюсь ответить
согласен
полностью согласен
Со шкалой оценок
Оценить признак по представленной шкале
Вы считаете, что качество товара “А”:
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
очень плохое
Семантический дифференциал
Выбрать балл на шкале между двумя полярными понятиями
Отметьте в каждой строке место товара вида “А” фирмы “Сони”, фирмы "Самсунг”" и идеального для Вас товара вида “А”:
Дорогой
Недорогой
Надежный
Ненадежный
Доступный
Недоступный
Отличное изображение
Плохое изображение
Источниками ошибок при проведении исследований могут быть:
· неверный выбор математического метода анализа (методы математической статистики, технико-экономического анализа, исследования операций);
· субъективность ответов респондентов (отвечают не то, что есть на самом деле, а то, что от них ждут);
· пристрастное или искаженное формирование выборки респондентов;
· искажение информации при ее передаче (например, различная интерпретация понятий);
· некорректная или пристрастная постановка вопросов и составления опросных листов;
· различная степень добросовестности и объективности исследователей и респондентов;
· респонденты с определенным типовым характером ответов;
· различия качества ответов для разных категорий респондентов;
· недостаток времени для исследований.
Организационные формы проведения маркетинговых исследований определяются масштабами и структурой предприятия, целями и задачами исследований. Многие крупные компании оценку эффективности своей хозяйственной деятельности и конкурентоспособности, предпочитают проводить самостоятельно, поскольку значительная часть полученной информации связана с коммерческой тайной. Что же касается рынка, товародвижения, сбыта, определения отношения потребителей к компании и ее продукции, рекламе, упаковке, послепродажному обслуживанию и др., то изучение этих проблем часто поручают специализированным организациям или консультационным фирмам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15