Важная информация публикуется в виде отдельных выпусков или приложений к экономическим журналам и газетам. Сами компании публикуют годовые отчеты, балансовые отчеты и счета прибылей и убытков за ряд лет позволяющие сделать выводы о финансовом положении фирмы, размерах ее оборота и прибылей.
Фирменные каталоги содержат информацию о выпускаемой продукции, включая ее технические характеристики по выборочной или всей номенклатуре.
Информация специализированных организаций, кредитно-справочных бюро, союзов предпринимателей, торговых палат, консультационных фирм, государственных организаций предоставляется как за плату на основе запросов, так и бесплатно. Кредитно-справочные бюро выдают справки на компенсационной основе и по заранее приобретенным абонементам. В них обычно содержатся неопубликованные сведения о финансовом положении фирмы, ее оборотах, акционерном капитале, краткая история фирмы, перечень предприятий и дочерних фирм, баланс и счет прибылей и убытков за предпоследний отчетный год, состав и краткие биографические данные руководящих лиц.
В зависимости от национальной принадлежности представленных в них фирм, справочники делятся на международные и национальные. К международным справочникам относятся, например, “Chompas”, “Moody”, “Kelly's Directory” и др. Национальные справочники дают сведения о фирмах одной страны.
Товаро-фирменные справочники содержат перечень всех или большинства компаний, относящихся к различным отраслям одной страны (национальные) или широкого круга стран (международные) и включают название фирмы, адрес, характер деятельности. Из говаро-фирменных справочников наибольшую известность имеют: “Chompas”, “Kelly's Manufacturers and Merchants Directory”, “Thomas Register of American Manufacturers”, “Der Grosse Hartmann”, "ABC Europe Production".
Фирменные справочники приводят данные о характере деятельности предприятия, номенклатуре производимой продукции, указывают год основания фирмы, размер капитала, персональный состав руководящих органов, количество занятых, иногда перечень производственных предприятий. Большинство справочников этой группы помещает также товарные и отраслевые списки, которые даются на нескольких языках. Наиболее известными из них являются: “Poor's Registers of Corporations, Directors and Executives”, “Guide to Key British Enterprises”, “Handbuch der Grob-lJnter-Nrhmen”.
Отраслевые справочники дают сведения о фирмах, специализирующихся в определенных отраслях хозяйства. На основе сведений, приводимых в отраслевых справочниках, можно более полно и точно установить круг предприятий, действующих в данной отрасли, получить подробные сведения об их деятельности. Широко известен справочник “Oil and Petroleum Yearbook” (ежегодник по нефти и газу).
Справочники о персональных связях (директорские справочники) дают возможность установить связи между фирмами на основе участия одного лица или группы лиц в руководящих органах различных фирм. Справочники этого типа помещают фамилии руководителей и владельцев компаний, указывая, в правления каких фирм, банков или ассоциаций они входят. В качестве примера можно привести “The Directory of directors” (Великобритании).
Справочники о финансовых связях фирм позволяют через "систему участия" выявить связи между фирмами как одной страны, так и в международном масштабе; какие фирмы входят в сферу влияния той или иной компании или финансовой группы; кому принадлежит акционерный капитал. Например, справочник "Wirtschaftliche und Finanzielle Verflechtungen", издаваемый в Германии, приводит схемы финансовых связей крупнейших компаний Германии, США, Великобритании, Франции, Италии, Швеции и т.д. Такие справочники издаются в Швеции, Дании и других странах.
Биографические справочники помещают краткие сведения о политических, общественных деятелях и представителях делового мира.
Макросреда - совокупность факторов, оказывающих влияние микросреду. Каждый субъект микросреды испытает по-своему на себе ее влияние и не может управлять ею, и это обстоятельство позволяет назвать макросреду неконтролируемой предприятием. Основные характеристики факторов макросреды представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1.
Основные характеристики факторов макросреды
Факторы
Характеристика
Демографические
Численность и темпы роста населения. Территориальное размещение. Плотность населения. Миграционные потоки и тенденции. Возрастная структура. Состав семьи. Динамика рождаемости и смертности. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения.
Экономические
Покупательная способность населения. Общехозяйственная конъюнктура. Структура потребления граждан. Эластичность” потребления. Уровень инфляции. Состояние финансовой системы. Уровень безработицы. Характер распределения доходов. Система налогообложения.
Природные
Наличие и перспективы использования источников сырья и энергетических ресурсов. Состояние окружающей среды и уровень ее загрязнения. Направления и степень влияния государства на процессы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Социально-культурные
Традиции и культурные ценности потребителей. Нравственная атмосфера в обществе. Степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов.
Политико-правовые
Общая политическая ситуация в стране. Правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Влияние общественности на решения, принимаемые государственными органами.
Научно-технические
Темпы технологических изменений в контролируемой и смежных отраслях. Направления и динамика ассигнований на НИОКР. Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов. Ужесточение государственного контроля над качеством и безопасностью технологических процессов и продукции.
Изучение демографических факторов занимает важное место в маркетинговых исследованиях. С этим связаны перспективы и направления товарной политики. В частности для России и для большинства стран СНГ характерно сокращение продолжительности жизни, снижение рождаемости и как следствие, старение населения. Тенденции в структуре населения позволяют предположить снижение совокупного спроса на товары для детей и увеличение потребности в товарах для лиц старшего поколения, хотя они будут корректироваться своевременностью выплат пенсий. Меняется и состав семьи.
Изменения в потребительском спросе происходили и в связи с колебаниями отношения к образованию со стороны определенных кругов общества. В средине 90-х годов Россия пережила резкое падение конкурса в высшие учебные заведения, продолжавшееся 3-4 года. С 1997 г. он вновь стал расти, но изменилась структура потребностей в сфере получения образовательных услуг. Это нашло отражение, например, резком повышении спроса на литературу по рыночной экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, банковскому делу, внешнеэкономической деятельности и снижению интереса к литературе по естественным специальностям.
Недостаточно знать, сколько потенциальных покупателей есть у фирмы, необходимо определить еще и, сколько товаров они смогут купить. Без исследования экономических факторов это сделать сложно. Платежеспособный спрос зависит от уровня развития страны, уровня доходов различных слоев населения и структуры их расходов на потребление, темпов инфляции, уровня безработицы и многих других факторов. Особенно важно изучение этих проблем в нынешних условиях, когда реальный уровень жизни многих людей, падает.
Для предприятий, работающих с природным сырьем, а также энергоемких производств, особенно в условиях их дефицита, весьма важным является изучение проблем рационального использования природных ресурсов. Фирмы все больше внимания уделяют внедрению энергосберегающих и экологически чистых технологий, что вполне вписывается в рамки государственной политики по охране окружающей среды большинства стран.
Эта группа факторов макросреды тесно связана с научно-техническими, которые позволяют реализовывать на практике передовые технологии и выявлять перспективные возможности, открываемые развитием науки и техники для производства новых товаров.
Среди социально-культурных факторов очень важным является знание нормы, правил и ценностей, присущих каждой культурной общности. В многонациональных странах, этнически пестрых регионах это знание приобретает особу актуальность.
Для многих стран, немаловажное значение имеют политико-правовые факторы. Именно отсутствие стабильности в политико-правовом поле, наряду с экономическими просчетами не позволяет отечественным товаропроизводителям начать свое возрождение и выступать конкурентами импортных товаров. В нормальных условиях регулируемого рынка следует прогнозировать мероприятия государства и пытаться использовать их в своих интересах.
Занимаясь исследованием макросреды, необходимо иметь ввиду, что все они тесно взаимосвязаны и оказывают сильное влияние друг на друга. Поэтому их анализ должен вестись в комплексе. Кроме того, различные факторы по-разному воздействуют на предприятия различных масштабов, сфер деятельности, территориального расположения и т.д.
1. Почему следует заниматься изучением маркетинговой среды?
2. Проанализируйте маркетинговую среду Вашего (или известного Вам) предприятия.
3. С какой целью маркетинговую среду подразделяют на три уровня?
4. Что дает предприятию сбор классифицированной информации о маркетинговой среде?
5. Зачем необходимо изучать внутреннюю среду фирмы?
6. Подумайте, каким образом научно-технические факторы могут влиять на достижение фирмой своих целей?
Рис. 5.1. Процесс сегментации рынка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15