- скидки с цены, товарообменный зачет и наценки.
Выбрав ценовую стратегию, фирма в то же время должна быть готова к повышению или понижению цен под воздействием факторов внешней среды маркетинга (инициативное изменение цены). Возникновение чрезмерного спроса, инфляционные процессы вынуждают фирмы повышать цены. Изменение цен может вызвать нежелательную для компании реакцию потребителей и конкурентов, поэтому регулирование цены принимает форму уменьшения количества скидок, применение скользящих, определение окончательной цены в момент поставки и др. В ситуации повышения издержек изыскиваются более дешевые исходные составляющие, снижается вес товара в упаковке, пересматривается конструкция изделий2. Расчётная часть.
2.1 Анализ факторов конкурентной среды предприятия.
Каждое предприятие выполняет свою деятельность на определенной территории (на определённом рынке), а значит должно следовать и соблюдать определённые условия, продиктованные окружающей средой. Рассмотрим рынок мобильной связи Украины, занимающийся услугами мобильной связи на примере ЗАО „UMC”.
Обозначим слагаемые микросреды, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям, и факторы макросреды, создающие влияние на деятельность фирмы из удовлетворения потребностей потребителей наиболее эффективным способом.
Микросреда - это предприятия, организации и (или) группы людей, проявляющих реальный или потенциальный интерес к организациям или отношение к самому предприятию и его возможностям среди которых наиболее влиятельными являются:
- поставщики;
- посредники;
- клиентура;
- конкуренты;
- контактные аудитории.
Поставщики - это фирмы , предприятия, организации выполняющие поставки сырья, материалов и комплектующих для дальнейшего их использования в производстве.
Для рынка услуг мобильной связи Украины поставщиками являются операторы сотовой связи:
- ЗАО „Украинская мобильная сеть”, ТМ „UMC”, „UMC Business”, „Sim-Sim”, „Джинс”
- ЗАО „Киевстар GSM”; ТМ „Киевстар”, „Ace&Base», „DJUICE»
- ЗАО „Украинские радиосистемы”; ТМ «WellCOM», «MOBI», Beeline
- ООО „Голден Телеком”; ТМ «Голден Телеком», «UNI»
- ООО „Астелит”; ТМ «LIFE»
- АКБ „ПриватБанк”, ТМ „PrivatMobile”.
При этом первые 2 оператора фактически поделили рынок - им принадлежит почти 98% всех абонентов. Kievstar на первом месте по числу абонентов (по оценке ACM-Consulting, у компании около 1,6 млн клиентов), зато UMC лидирует по объему доходов.
Конкуренты - лицо, организация стремящаяся достичь одинаковой цели. Конкуренция - борьба между частными предприятиями за более выгодные условия производства и сбыта товара.
Существуют различные виды конкурентов:
- непосредственные - производящие и/или реализующие аналогичную продукцию. Непосредственными конкурентами ЗАО UMC являются все операторы сотовой связи Украины.
- замещающие - предлагающие товар (работу, услугу), удовлетворяющие аналогичные потребности потребителей несколько другим способом. Замещающими конкурентами ЗАО UMC можно считать услуги городской телефонной сети.
- потенциальные - те, которые могут удовлетворить аналогичные потребности производителей. Появление связано с развитием и появлением новых технологий, поэтому их сложно выявить. Потенциальными конкурентами можно назвать иностранных операторов, предоставляющих роуминг на территории Украины.Контактные аудитории - это любая группа, проявляющая реальный или потенциальный интерес к предприятию или влияющая на его возможность достичь поставленных целей. Существуют такие контактные аудитории - финансовые круги, СМИ, госорганизации, местные контактные аудитории, широкий круг, внутренние контактные аудитории.
Финансовые круги - это банки, кредитные, страховые, инвестиционные компании, брокерские фирмы и другие организации, помогающие фирме финансировать операции или страховать себя от предпринимательского риска. Для ЗАО UMC финансовыми кругами могут являться инвестиционные компаниии, инвестирующие развитие бизнеса.
СМИ - это средства массовой информации, распространяющие информацию про деятельность предприятия или способствующие этому.
Для ЗАО UMC - это телевидение, газеты с помощью которых идёт реклама услуг мобильной связи.
Госорганизации непосредственно влияют на деятельность фирмы. Фирма отслеживает события происходящие в государственной сфере, политике.
Местные контактные аудитории - жители, способствующие распространению информации про деятельность фирмы. Для ЗАО UMC это жители Украины.
Широкий круг - фирма сотрудничает со всеми потребителями, реагирует и рассматривает претензии, учитывает пожелания, отзывы.
Внутренние контактные аудитории - это руководство, работники, обслуживающий персонал.
Непосредственое влияние на деятельность фирмы оказывают также факторы макросреды.
К ним относятся:
Природные факторы. Для природной среды характерны:
- наличие или дефицит определённых видов сырья;
- климатические особенности.ЗАО UMC не использует натуральные природные материалы, а значит не зависит от этих факторов.
Климатические особенности также не влияют на работу ЗАО UMC.
Экологические факторы.
Для экологической ситуации могут быть характерны такие аспекты:
- величина загрязнения окружающей среды ( воды, грунта, атмосферы).
- усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и обновления природных ресурсов. ЗАО UMC не зависит от этих факторов.
Научно-технические факторы.
Характерно увеличение НТП, повышение внимания к введению усовершенствований в существующие товары и усиление государственного контроля за качеством, безопасностью товаров.
ЗАО UMC постоянно усовершенствует свои услуги, вводит новые тарифные планы, улучшает существующие.
Политические факторы.
- законодательное урегулирование предпринимательской деятельности;
- повышение требований со стороны госструктур;
- увеличение количества организаций по защите интересов общества.
Экономические факторы.
Зависят от уровня развития экономики страны, особенностей развития региона. Подорожание энергии, девальвация национальной валюты, инфляция и много других факторов нужно учитывать. ЗАО UMC постоянно учитывает в своей работе инфляцию, девальвацию национальной валюты.
Демографические факторы.
Вызывают большой интерес, т.к. рынок характеризуется особенностями потребительских предпочтений, которые зависят от особенностей покупателей. Сейчас в Украине наблюдается снижение рождаемости, старение населения, его миграция (легальная и нелегальная), существующая безработица. ЗАО UMC зависят от демографических факторов, т.к. при снижении количества пользователей уменьшится доход компании. Результаты данного исследования микро- и макросред можно использовать в
маркетинговом планировании: при обозначении ценовой политики фирмы,
сегментации рынка, оценке качества продукции.
2.2 Маркетинговое исследование рынка методом опроса.
Опрос потребителей подразумевает такие этапы:
- определение цели и заданий исследования;
- конкретизация объекта и предмета исследования;
- расчет объёма выборки и формирования её структуры;
- уточнение методики опроса;
- создание опросного листа;
- определение результатов опроса;
- проведение анализа результатов и их интерпретация.
Метод отбора
Формулы объёмов выборки
Для средней
Для части
Повторный
Неповторяющийся
Вопрос (по списку опросного листа) и варианты ответов
1
2
3
4
5
6
а
б
в
*
...
1600
Всего
934
805
586
1135
803
387
1602
723
1019
1306
1309
1016
796
831
698
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7