Данная работа основывается на деятельности фирменного магазина №3 ОАО «Мясокомбината Омский». Для более четкого понимания данной работы, первоначально необходимо разобраться в структурном подчинении данного предприятия.
В середине 2002 г. прошло объединение крупнейших мясоперерабатывающих предприятий г. Омска, таких как ОАО «Омский Бекон» и «Мясокомбинат Омский», в единую Группу Предприятий «Омский Бекон». А с 01.01.2003 вся переработка (это мясоперерабатывающие, молочные цеха) и фирменная розничная сеть, первоначально принадлежащие ОАО «Омскому бекону», перешли в подчинение «Мясокомбинату Омский», тем самым, оставшись в Группе Предприятий «Омского бекона».
Работа основывается на результатах деятельности фирменного магазина №3 ОАО «Мясокомбинат Омский». Экспериментальная часть проводилась в лаборатории ОАО «Мясокомбината Омский». Что касается самого магазина, то он расположен в городе Омске, по адресу 24-Северная, 208 (Амурский поселок). Магазин представляет собой капитальную пристройку к жилому пятиэтажному дому. Магазин стационарный и одноэтажный. По сути дела магазин единственный в своем роде в данном поселке, являющимся официальным представителем продукции под маркой «Мясокомбинат Омский». Это и объясняет его популярность у местных жителей. Общая площадь магазина 300,2 кв. м., из них площадь торгового зала 120 кв. м., остальная площадь занята подсобными помещениями - помещения для подготовки товара к продаже, помещения для хранения, разгрузочные, всевозможные бытовые помещения. В магазине 3 отдела:
· 1 отдел - Субпродукты - где реализуются субпродукты, полуфабрикаты (пельмени, вареники, котлеты, блинчики, фарши) различная консервация, соки, воды, пиво;
· 2 отдел - Гастроном, где реализуются различные колбасы, деликатесы, паштеты, зельцы, студни и другие мясные изделия;
· 3 отдел - Хлеб-Молоко - где реализуются хлебо - булочные изделия, кондитерские изделия, молочная продукция, сыры, майонезы, йогурты, масло и многое другое.
Численность обслуживающего персонала 40 человек; из них 23 продавцов, 6 кассиров, 1 старший кассир, 2 товароведа, 2 бухгалтера, директор и подсобные рабочие. Один раз в три года работники магазина проходят переаттестацию, тем самым, повышая свои профессиональные качества, помимо этого один раз в год все продавцы проходят курсы повышения квалификации. При поступлении на работу к работникам предъявляются высокие требования, касающиеся знаний розничной торговли. Все это благоприятно сказывается на культуре обслуживания, создает впечатление высококвалифицированного торгового работника, знающего и любящего свою работу.
Интерьер магазина представлен в современном стиле, с использованием новейшего современного торгового оборудования. Отпуск товара производится традиционным методом - через прилавок. Магазин работает в системе менеджмента качества и имеет сертификат соответствия, удостоверяющий систему качества применительно к продукции «Мясокомбината Омский» и услугам розничной торговли, которая соответствует требованиям ГОСТа Р ИСО 9001-96.
Основная представленная продукция - это продукция Группы Предприятий «Омский бекон» - колбасные изделия, полуфабрикаты, субпродукты, молочная продукция. Она занимает 70% от всего объема реализуемого товара. Это является основным направлением работы магазина, реализация собственной продукции. Остальная часть - сопутствующие товары. Это продукция «Сибирской птицефабрики», консервная продукция, хлебобулочные изделия, масло, сыры, майонезы, йогурты, кондитерские изделия. Обеспечение магазина товарами происходит путем заключения договора поставки с различными фирмами и частными предпринимателями. В договорах оговариваются объемы поставок, условия, сроки поставок, методы и сроки оплаты. Доставка фирменной продукции производится каждый день, централизовано, транспортом предприятия.
Магазин функционирует 8 лет. С каждым годом динамика товарооборота повышается. Особенно это заметно в последнее время, в связи с увеличением объемов продаж, расширением ассортимента. В таблице 2.1. представлен товарооборот за последние три года по отделам.
Таблица 2.1.
Анализ товарооборота магазина №3 за 2004-2006 год.
Наименование
Отдела
Товарооборот
за 2004г., млн. руб
за 2005г., млн. руб.
за 2006г., млн. руб.
Субпродукты
7.1
9,2
12,6
Гастроном
7,9
10,8
14,6
Хлеб-молоко
5,1
7,5
8,9
Итого:
20,1
27,5
36,1
Как видно из таблицы 2.1. на лицо существенное увеличение товарооборота с 2004 года по 2006 год. Доминирующее положение приходится на 2 отдел - Гастроном. И это не случайно, как уже говорилось, магазин №3 является фирменным магазином «Мясокомбината Омский», и основная его продукция колбасные изделия.
Увеличение товарооборота связано в большей степени с увеличением объемов продаж, нежели с ростом цен. В последнее время улучшается благосостояние людей и это сказывается на потреблении населением мяса и мясных изделий.
Объектом экспертизы была выбрана продукция - мясные и мясорастительные консервы, реализуемые в отделе Гастроном.
При экспертизе качества были использованы лабораторные (инструментальные) и органолептические методы. Лабораторным методом определяли массовую долю влаги, поваренной соли, бактериологические показатели (наличие бактерий кишечной палочки, сальмонелл, сульфитредуцирующих клостридий). С помощью органолептического метода определяются такие показатели, как внешний вид, цвет, вкус, аромат, консистенция. Только в комплексе всех этих методов можно получить полную, достоверную информацию и дать объективную оценку.
Пользуясь ГОСТ 8756.18 и ГОСТ 13534, определяли состо-яние тары, при этом был оценен внешний вид; наружная поверхность, состояние швов, наличие подтеков, ржавчины, пятен и т. д.; определили герметичность тары и со-стояние внутренней поверхности металлической тары, устанавливали наличие блестящих и темных пятен.
Для определения герметичности банок жестяные банки предварительно освобождают от этикеток и моют. Банки поме-щают в один ряд в предварительно нагретую до кипения воду, взятую примерно в четырехкратном количестве по отношению к массе банок так, чтобы после погружения банок температура воды была не ниже 85°С и слой воды над банкой составлял 25-30 мм. Появление струйки пузырьков воздуха в каком-либо месте банки указывает на ее негерметичность. Банки следует выдерживать в горячей воде в течение 5-7 мин, установленными в вертикальном положении на донышки, а затем на крышки. Для дальнейших испытаний отбирают только герметично укупоренные банки.
Отдельные пузырьки воздуха, появляющиеся в разных местах фальца, не являются показателями негерметичностн банок, так как они могут выходить из фальца вполне герметичной банки.
Органолептическая оценка качества мясных консервов
Органолептическую оценку продукта -- определение внешнего вида, вкуса, запаха, цвета, консистенции, количества кусков -- производят в холодном или подогретом виде в зависимости от способа употребления в пищу данного продукта.
Последовательность органолептической оценки качества мясных консервов производят по ГОСТ 9959:
1. Определение количества кусков и довесков в банке.
2. Установление наличия или отсутствия хрящей, крупных кровеносных сосудов или грубой соединительной ткани.
3. Определение консистенции кусков мяса.
4. Определение запаха.
5. Определение вкуса.
6. Определение цвета и вкуса жира. Для определения цвета жира его сливают в химический стакан диметром 6-8 см и рассматривают в проходящем свете.
Определение массы нетто и соотношения составных частей консервов
Определение массы нетто и соотношения составных частей консервов проводят в соответствии с ГОСТ 8756.1.
Тщательно вытертую банку взвешивают, помещают в водяную баню, подогревают до температуры, указанной на этикетке, и вскрывают.
В зависимости от типа консервов и вида составных частей в дальнейшем применяют один из следующих методов.
Для определения содержания в консервах твердой части (мяса), бульона и жира из банки с консервами, подогретой до температуры, указанной на этикетке (если она указана), сливают в стакан бульон вместе с жиром в течение 2 мин и присоединяют к нему легко отделяющийся от мяса жир. Банку с оставшимся мясом взвешивают, освобождают от содержимого, моют горячей водой, высушивают, вновь взвешивают и определяют массу мяса и массу нетто консервов. Жир в стакане после остывания снимают с бульона и взвешивают.
Массу бульона определяют по разности между массой нетто консервов и массой мяса с жиром. Затем вычисляют процентное содержание мяса, бульона и жира в массе нетто консервов, установленное для данного вида расфасовки.
Для определения содержания в консервах твердой части, бульона, желе или жира содержимое взвешенной банки с консервами полностью переносят в фарфоровую чашку или тарелку, с помощью пинцета или вилки отделяют мясо от жира или бульона (чистого или с рисом) и взвешивают его. Банку моют горячей водой, высушивают, взвешивают и вычисляют массу нетто консервов.
Определение количества желе в мясных консервах проводят в охлажденных консервах. Желе отбирают ложечкой, а затем взвешивают.
Массу жира, желе или бульона определяют по разности между массой нетто консервов и массой мяса.
При исследовании куриного рагу сначала взвешивают мясо вместе с косточками, отдельно от желе, а затем одни косточки, тщательно отделенные пинцетом от мяса. После этого вычисляют процентное содержание мяса, бульона, желе или жира и косточек в массе нетто консервов.
Для определения содержания твердой части и соуса банку с консервами, подогретую до температуры, указанной на этикетке (если указана), наклоняют и, придерживая крышкой содержимое стеклянной банки или слегка отогнув крышку жестяной банки, осторожно сливают жидкую часть консервов в стакан в течение 10 мин, при этом каждые 5 мин банку с консервами несколько раз осторожно переворачивают. Банку с консервами без соуса взвешивают. Затем банку моют горячей водой, высушивают, взвешивают и вычисляют массу нетто консервов и массу мяса. Массу соуса вычисляют по разности между массой нетто консервов и массой мяса. Затем вычисляют процентное содержание мяса и соуса к массе нетто консервов.
Страницы: 1, 2, 3, 4