15. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: статистический справочник/ под ред. Савельева А.Я. -М.: 1999.- 100 с.
16. Гвозденко А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.
17. Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. -- 1999. -- № 1.
18. Голодец Б.М. Современная концепция социального маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом.- 2001.- №6. с. 3-10.
19. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000
20. Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.- №4. - с. 3-7.
21. Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. - М. - 1993. - 430 с.
22. Горбунова Ю.А. Маркетинг в сфере высшего образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 5. - с. 24-28.
23. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг.- СПб., 1993. - 213 с.
24. Горяева Е. Социальный маркетинг или как продвигать общественную организацию.- Новосибирск, 1998. - 91 с.
25. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социс.- 2003.- №4.- с. 113-121.
26. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. -- М., 1996.
27. Добрыднёв С.И. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №4. - с.50-60.
28. Инновации в российском образовании. Высшее профессиональное образование.- М., 1999. - 259с.
29. Как сбалансировать рынок труда и рынок образовательных услуг? // Профессиональное образовпние.- 2007.- №1. - с. 3-4.
30. Киреева Н.А. Маркетинговое исследование в системе регулирования и удовлетворения потребностей в образовании (методологические проблемы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Екатеринбург. - 2000. - 20 с.
31. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.
32. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2 . - с.3-25.
33. Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг// Маркетинг.- 2004.- №6. - с. 69-76.
34. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.
35. Кутякова Н.А. Необходимость формирования маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг // Управление человеческими ресурсами: регион, территория, организация: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2001. - 288 с.
36. Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации // Социс. - 2003.- №2.- с. 68-72.
37. Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. - с. 33-39.
38. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 614 с.
39. Мелиховский В.М. Социальный маркетинг. - Ярославль, 1996.- 154 с.
40. Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования: Сб. науч. тр./Под ред. А.Я. Савельева. - М., 1997. -322 с.
41. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А.П. Егоршина. -- Н. Новгород: НИМБ, 2001.
42. Мешков А.А., Жильцова С.В. Создание совместной ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга партнёрских отношений //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №5. - с. 97 -104.
43. Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. - с. 33-39.
44. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №4. - с. 116-121.
45. Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №2. - с. 33-36.
46. Миляева Л.Г. Рынок образовательных услуг провинциальных городов: маркетинговый подход // Человек и труд. - 2005. - №9. - с. 48-55.
47. Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия содержания и качества образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004.- №1. - с. 86-94.
48. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Alma mater.- 2006.- №6.- с. 3.
49. Мягков Г.А. Проблемы развития высшего образования в Алтайском крае. - Барнаул: АГУ. - 2000. - 40 с.
50. Новаторов Э. Качобрус: маркетинговый инструментарий для измерения качества образовательных услуг//Маркетинг. - 2001. - №6. - с.54-68.
51. Основы маркетинга: Учеб. пособие/ Похабов В.И., Тарелко В.В. - Мн.: Высш. шк., 2001. - 271 с.
52. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 1997. - №2. - с. 10-21.
53. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995, 240 с.
54. Платонова Н.А., Христофорова ИВ. Маркетинговые подходы к изучению потребностей в товарах и услугах в вузах // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. - №4. - с. 42-48.
55. Потолицина Л.Ф. Социально ориентированный маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.- 2006.- №6.- с. 23.
56. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования / А.Я. Савельев., М.В.Зуев и др. - М., 1999. - 192 с.
57. Пятковский О.И. Содействие занятости студентов с помощью отдела маркетинговых исследований вуза на примере АлтГТУ услуг // Формирование кадровых ресурсов Алтайского края: материалы краевой конференции. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. - с. 22-25.
58. Ремнёва Н.С. Трансформация социального маркетинга в региональных системах образования (на примере Алтайского края): автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.- Барнаул.- 1998. - 19 с.
59. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., 1998. - 246 с.
60. Рязанова С.В. Организация системы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Формирование кадровых ресурсов Алтайского края: материалы краевой конференции. - Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. - с. 20-22.
61. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42..
62. Сагинова О.В. Маркетинг в сфере образования //Маркетинг в России и за рубежом.- 1999. - №1. - с.32-44.
63. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 1999. - №3. - с.48-59.
64. Сагинова О.В., Сагинов Л.Д. Проблема подготовки специалистов по маркетингу для муждународных компаний в России // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - №9,10, с.92.
65. Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных услуг // Социс. - 2003.- №4.- с. 121-127.
66. Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.- №1.
67. Хлусов В. П. Основы маркетинга. М., 1999. - 196 с.
68. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Аетухова Е.Э. Современный маркетинг / Под ред. В.Е. Хруцкого. -- М., 1991.
69. Чубарова О.И., Беляев В.И., Мищенко В.В. Организационно-экономические аспекты развития рынка образовательных услуг малых и средних городов: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. - 172 с.
70. Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные услуги с учётом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. -2003. - №6. - с.52-54.
71. Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42.
72. Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе // Практический маркетинг- 2002. - №10. - с.7-14.
73. Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. -2005. - №4. - с. 36-42.
74. Шевченко Д.А., Павлов С. Контент-анализ рекламы образовательных услуг // Практический маркетинг- 2002. - №17. - с. 25-32.
75. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997.
76. Яскевич Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового управления высшим учебным заведением // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №2. - с. 46-58.
77. http: // stat.edu.ru
78. http: // www.ed.gov.ru
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИННОВАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
БЛАНК ИНТЕРВЬЮ
Здравствуйте! Предлагаем Вам участие в исследовании, направленном на изучение проблем и перспектив развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений. Ответив на вопросы, Вы окажите неоценимую помощь!
I. Особенности организации маркетинга
1. Какой структурой осуществляется маркетинговая деятельность в учебном заведении?
? Централизованной службой маркетинга (отделом, Центром)
? Функции маркетинга распределены по отделам вуза
? Используются внешние консультанты
? Другое.
2. Если в учебном заведении функционирует отдел маркетинга, в каком году он появился?___________________________________________________
3. Сколько человек занято в осуществлении маркетинговой деятельности?______________________________________________________
4. Какой уровень квалификации у сотрудников, занимающихся маркетинговой деятельностью в университете?
? маркетинговую деятельность осуществляют сотрудники, имеющие специальную маркетинговую подготовку
? маркетинговую деятельность осуществляют специалисты без квалификации по маркетингу
? другое
II. Основные направления маркетинговой деятельности
1. Совершенствуя содержание и номенклатуру образовательных услуг и продуктов, вуз осуществляет:
? внедрение новых образовательных услуг (второе высшее образование, курсы)
? модификацию и разработку образовательных услуг (специальностей, специализаций)
? оценку конкурентоспособности своих образовательных услуг
2. Какие каналы распределения своих услуг университет использует при выходе на конечного потребителя?
? непосредственное предоставление услуг университетом
? открытие филиалов
? создание сети представительств
3. В каких формах осуществляется университетом продвижение своих услуг на рынок?
? проведение презентаций, выставок, дней открытых дверей
? информация в СМИ
? наружная реклама
? выпуск собственных брошюр, буклетов
4. В каких формах осуществляется университетом содействие трудоустройству выпускников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую систему ценообразования преимущественно использует вуз?
? ориентация на затраты
? ориентация на спрос
? ориентация на цены конкурентов
6. Проводятся ли вузом маркетинговые исследования?
? исследования проводятся
? исследования не проводятся
7. Выделите те направления исследований, которые, на Ваш взгляд, наиболее важны?
? исследование рынка образовательных услуг
? исследование рынка труда
? исследование потребителей образовательных услуг
? исследование качества предоставляемых образовательных услуг
? исследование цены
? анализ поведения конкурентов на рынке
8. По каким параметрам оценивается социальная эффективность маркетинговой деятельности?_________________________________________
__________________________________________________________________
9. Внесёт ли коррективы в маркетинговую деятельность учебного заведения присоединение России к Болонскому процессу?
? в содержание образовательных программ
? во взаимодействие с рынком труда
? в политику ценообразования
? в качество предоставляемых образовательных услуг
Спасибо за помощь в исследовании!
Приложение 2
Положение об отделе содействия трудоустройству выпускников
Алтайского государственного университета
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее положение разработано на основе действующих нормативных документов, Устава АГУ.
Отдел содействия трудоустройству выпускников является структурным подразделением информационно-аналитического центра Алтайского государственного университета, пользуется правами и обязанностями, связанными с его деятельностью.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
2.1. Основными целями отдела являются:
Информирование администрации и подразделений вуза (факультетов, кафедр) о состоянии рынка образовательных услуг и разработка рекомендаций в осуществлении образовательной политики в Алтайском государственном университете.
Продвижение высококачественных образовательных программ на рынок Алтайского края и другие регионы России с целью привлечения потребителей с учетом их потребностей.
Создание и развитие системы содействия трудоустройству выпускников.
Инициация, поддержка и укрепление благоприятного имиджа Алтайского госуниверситета на рынке образовательных услуг.
2.2. Для достижения целей отделом маркетинга решаются следующиезадачи:
2.2.1. Исследование, изучение и анализ потребностей в образовательных услугах личности (учащегося, студента, слушателя);
анализ приоритетов в выборе будущей специальности, специализации, дополнительных образовательных программ;
выявление перспективных образовательных программ; форм обучения; методов и средств обучения.
2.2.2.Анализ взаимодействия рынков труда и образовательных услуг;
определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников;
установление требований потенциальных работодателей к качеству образовательных программ; к выпускникам с позиций профессиональных и должностных требований;
разработка инструментов и осуществление координации внутренней политики вуза в области занятости.
2.2.3.Информирование студентов (слушателей) вуза, подразделений вуза о тенденциях, о предъявляемом спросе на специалистов:
- выход в международные информационные сети, размещение и постоянное обновление информации о деятельности отдела маркетинга на WEB-сервере Алтайского государственного университета;
- подготовка информационных материалов о состоянии рынка образовательных услуг, рынка труда с указанием реального трудоустройства по каждой специальности с учетом предыдущего года.
2.2.4. Анализ конкурентоспособности:
специальностей, специализаций и других образовательных программ;
Алтайского государственного университета среди других образовательных учреждений края и России.
Изучение конъюнктуры спроса и предложения рынков труда и образовательных услуг.
Формирование стратегий в отношении качества, ассортимента образовательных услуг, ценовой политики, рекламной деятельности и других форм коммуникаций на рынке образовательных услуг.
Разработка рекомендаций по совершенствованию образовательной политики в Алтайском государственном университете.
Осуществление постоянного сотрудничества, взаимодействия и консультирование:
с подразделениями вуза (факультеты, лига студентов, учебно-методическое управление, научно-исследовательский отдел и др.);
со студентами и слушателями университета;
с заинтересованными организациями и предприятиями, органами управления;
службами занятости, краевой и городской администрацией;
службами маркетинга других образовательных учреждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9