Рефераты. Адаптация цены к условиям рынка

3. Распределительная функция.

Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

4. Функция балансирования спроса и предложения.

Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и следовательно между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнут за счет изменения цен или объемов производства.

5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства.

Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

В России преобладает тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства.

Рассмотрим более подробно взаимосвязь психологических и экономических аспектов поведения потребителя.

В основу базовых, исходных цен могут быть положены издержки, мнение покупателей, цены конкурентов. Самый простой метод определения цены на основе издержек - их установление путем простого добавления к себестоимости продукта определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения продукта от производителя до потребителя.

В конце концов, является ли цена правильной, решает потребитель. Правильный подход к ценообразованию означает прежде всего выявление потребностей и соотношений между ценой и ценностью продукта. Потребителю нет дела до издержек производства - это забота производителя. Хочешь выжить в конкурентной борьбе - снижай издержки и выходи по данному показателю на современный уровень. В этом отношении маркетинг - весьма демократичен: потребитель голосует своими деньгами за тот или иной продукт.

Среди множества психических явлений есть одно, стоящее обособленно и по значению все другие превосходящее - потребность. Эта особая сущностная сила человека, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая ее для действия по обеспечению самосохранения и саморазвития, совсем недавно приобрела статус центрального психического явления, поэтому ее понимание не всегда и не полно отвечает запросам практики.

Субъективно потребность переживается как нуждаемость, недостаток, нехватка и в силу этого дефицита, как нечто неприятное, тревожное, угрожающее прервать или нарушить нормальную жизнедеятельность.

В Большой советской энциклопедии: “потребность” определяется как “нужда, недостаток в чем-либо, необходимое для поддержания жизнедеятельности”33 Большая советская энциклопедия, 3-е изд. 1975, Т.20, с. 439.

.

В учебнике психологии: “Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития”44 Богословский В.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981, с.81.

.

Каждая из этих характеристик утверждает, по сути, только одно: человек чего-то хочет. Сама по себе потребность часто не является побуждением к деятельности. Чтобы потребность заработала и исполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие особого “пускового механизма” в виде специального психологического явления, называемого мотивом. Мотив - это то, ради чего совершается деятельность, это образ завершенного действия по реализации потребности, чувственно окрашенное, обязательно приятное и притягательное представление будущей процедуры достижения и обладания.

На самом деле мотив возникает часто без пространных размышлений, но возможны случаи нерешительности и колебаний, тогда необходимо взвесить и соотнести затраты и цену. Если цена слишком высока, то нужно ли браться за дело? В таких случаях говорят, что «овчина выделки не стоит» и берутся за поиск другого объекта.

В понимании сущности мотивов поведения имеют место серьезные несовпадения взглядов. Например, В.И. Ковалев пишет, что “при самой тесной связи потребности и мотивов, последние не теряют своей самостоятельности и специфичности, однако ряд авторов фактически отрицают самостоятельность мотивов”55 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М: Наука, 1988, с.35.

.

Потребности у людей одинаковы, отличаются люди только по уровню развития универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от разных обстоятельств, «дремлют».

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, насколько следует повысить цены на товары высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается.

Поведение покупателей, их выбор товаров имеют сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально- демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределению по возрастному составу; количеству мужчин и женщин, особенностям их занятости, образу жизни.

Предпочтения людей достаточно трудно учитывать также по причинам так называемых эффектов покупательских взаимовлияний. Например, в поведении покупателей иногда имеет место “эффект подражания”, когда покупки делаются только потому, что их приобрели другие. Известен также “эффект сноба”, когда покупки делаются “наоборот, вопреки тому, что предпочитают другие”. Исследованиями выявлен “эффект демонстрации исключительности”, когда покупателем подчеркнуто и демонстративно делаются престижные покупки дорогих товаров, которые служат не столько для потребления, сколько для того, чтобы “произвести впечатление”.

Большинство предпочтений не относится к числу факторов ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей.

Потребительские предпочтения можно классифицировать по конкретным группам потребителей (молодежная, детская, мужская, женская группы товаров в товарных закупках); по товарному ассортименту (зимнему и летнему, промышленным и продовольственным товарам, услугам материальным и нематериальным). Однако и в этих случаях требуются некие конкретные основания для того, чтобы установить реальный базис для движения цен по товарным и потребительским группам.

Можно сгруппировать потребительские предпочтения в виде ассортиментных наборов, покупаемых практически всеми группами населения в сравнительно короткие периоды времени, куда входят наиболее употребляемые товары, хотя в различной комбинации.

С точки зрения формирования спроса и определения цен предлагаемых к продаже товаров, уровень дохода потребителей выступает одним из реальных, поддающихся более или менее точному учету факторов. Однако это еще не означает, что покупатель распределить свой собственный доход именно так, как хотел бы предприниматель, устанавливая рыночные цены товаров. Равнозначную сумму денежного дохода одни покупатели могут распределять между питанием и одеждой, предавая меньшее или большее значение каждому виду товаров. Другие покупают одежду и услуги так, чтобы какую-то часть доходов сэкономить, сократив расходы до минимума. Третья группа покупателей “не укладывается” в рамки своего дохода, и, видимо, будет обращаться к займам для оплаты покупок.

Теория потребительского поведения логично и закономерно рассматривает прежде всего категорию ресурсных ограничений и возможностей денежного дохода, определяющего платежеспособность покупателя.

Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением, между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

Рост или бюджетное снижение ограничений потребителя представляет собой изменения, которые обычно называют номинальным или реальным уровнями дохода, определяющего благосостояние людей. Номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Очевидно, что если цены обгоняют рост номинальных денежных доходов, то уровень благосостояния будет снижаться, поскольку возрастают бюджетные ограничения покупателей.

Продавец, которому надо продать продукт или услугу, стремится понять истинные мотивы поведения потребителей, выявить скрытые механизмы этого поведения, поэтому он изучает мотивации потребителей.

Есть три ключевых вопроса, на которые должны иметь ответ руководители компаний: что влияет на поведение потребителя на рынке; кто влияет на принятие решений о покупке; как потребители принимают свои решения?

Мы начинаем действовать потому, что мы должны удовлетворить наши потребности. Как только мы удовлетворяем первоочередные потребности, мы стремимся удовлетворить потребности более высокого уровня (теория А. Маслоу).

Мотивы подчинены нашим отношениям, нашей постоянной психологической предрасположенности действовать определенным образом, воспринимать нечто заданное в любых условиях: мы что-то принимаем и что-то не принимаем (шерстяные галстуки, снятое молоко и т. д.).

При изучении мотивации необходимо учитывать следующие важнейшие положения:

· поведение человека определяется рациональными и иррациональными причинами;

· они объясняют друг друга, этим вызвана необходимость изучения поведения в совокупности всех его аспектов, а не ограничения одним из них;

· смысл поведения или отношения невозможно сразу выявить; его можно определить в результате изучения всей совокупности данных;

· отношение и поведение не являются данными раз и навсегда, со временем они могут изменяться, они подвергаются различным влияниям (увеличение дохода, изменение круга знакомств).

Поведение покупателя при совершении покупки предлагается рассматривать как процесс решения проблемы, включающий следующие стадии:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.