Рефераты. Запорожская Сечь - козацкое государство

Военная старшина, опираясь на богатое казачество, пыталась использовать эту общественно-политическую организацию в собственных интересах. Она достаточно часто не отчитывалась перед казаками о своей политической деятельности, вопреки обычаям, которые сложились, удерживала в своих руках выборные должности на протяжении нескольких лет. В орудие классового влияния старшина превратила также военный суд. Однако засилье старшины не смогло разрушить основные демократические принципы построения органов военно-административной власти, упразднить присущие этой системе черты демократизма. [4, с. 148]

Номинально подвластная Речи Посполитой, Запорожская Сечь да-леко не всегда учитывала ее волю. Уже в конце XVI в. она начинает играть заметную роль в международных делах. Рассматривая Войско Запорожское как весомую политическую силу, Московское государ-ство, Турция, Венеция, Австрия, Крым устанавливают с Сечью посто-янные связи. Избирательная демократическая система, которая сложилась на За-порожье, была исторической нитью, связывающей нашу давнюю ис-торию с историей Украины казацкого периода. К тому же Запорож-ская Сечь настойчиво вырабатывала новую государственно-нацио-нальную традицию. Было понятно, что ни одно государство не будет защищать украинский народ, а только грабить и уничтожать его. Ес-тественно, возникла потребность в создании своего государства, ко-торое могло бы быть более гуманным к украинцам.

Являясь олицетворением мечты украинского народа о собствен-ном государстве, Запорожская Сечь сыграла важную роль в формиро-вании политико-государственного сознания украинцев. Народ выраба-тывал мировоззренческое убеждение, по которому украинское госу-дарство должно было иметь демократическую власть, избранную са-мим народом. В этом заключается еще одна историческая миссия За-порожской Сечи. От нее зависела дальнейшая судьба государственно-го строительства украинского народа, формирование им политико-государственных устремлений и готовность к их осуществлению. [1, с. 146-147]

У запорожских казаков существовала своеобразная судебная система. Судебные функции здесь выполняли все представители казацкой старшины: кошевой атаман, довбыш, полковник паланки, а иногда и весь кош. Кошевой атаман считался наивысшей судебной инстанцией, поскольку он сосредоточивал в своих руках высшую власть над всем войском. Суд кошевого атамана выступал сначала как суд первой инстанции по делам военной старшины и полковников паланок. Со временем, приблизительно в середине XVII ст., он превратился в высшую апелляционную инстанцию. По наиболее сложным делам как суд первой инстанции иногда выступал весь кош. [12, с. 150]

Основные функции относительно осуществления правосудия у запорожских казаков полагались на военного судью. В своей деятельности он руководствовался казацким правом и традициями, занесенными на Запорожье из всей Украины. Военный судья рассматривал уголовные и гражданские дела. Однако не по всем делам он выносил окончательное решение. Наиболее сложные дела он передавал кошевому атаману или военному совету.

Судебные полномочия других представителей военной старшины были менее значимыми и сводились преимущественно к выполнению отдельных поручений. Военный есаул выполнял функции следователя, следил за выполнением судебных решений. Куренные атаманы часто исполняли среди казаков роль судей в собственных куренях. Они имели право рассматривать дела между казаками своего куреня и даже карать их телесно. Полковники паланок также выполняли судебные функции в пределах своей паланки. [4, с. 154]

Таким образом, в организации казачьего самоуправления, которое сложилось в Запорожской Сечи, мы видим зарождение будущей украинской государственности, которая заявит о себе в полный голос в годы Освободительной войны украинского народа 1648--1654 гг. [1, с. 146-147]

Большую роль в процессе возрождения украинской государственности сыграла личная деятельность гетмана Богдана Хмельницкого. Это признают даже те, кто отрицает роль лица в истории и считает главной движущей силой народные массы. Казацкое государство периода Богдана Хмельницкого было полноценным, со всеми характерными для любого государства признаками.

Политическая власть находилась в руках казацкой старшины -- новой генерации украинского господствующего слоя. На вершине её иерархической пирамиды находился гетман. Избранный военным советом в Запорожье на неопределенный срок, он осуществлял руководство военными силами, возглавлял старшинскую администрацию, определял направления внутренней политики, проводил переговоры или переписку с правительствами других государств. Гетман имел право пересматривать решение Генерального суда. Однако сосредоточение законодательной и исполнительной власти в его руках повлеклось к тому, что военные советы и даже советы старшины сзывались изредка: важнейшие вопросы гетман решал единолично.

Законодательную власть Богдан Хмельницкий реализовывал путем издания универсалов, приказов и тому подобное. Он подписывал эти документы «рукой собственной». Гетманский титул при этом фигурировал в разных формах (в зависимости от политической ситуации): сначала «Гетман войска его королевской милости запорожского», потом «гетман с войском его царского величества». Существовали и другие варианты, но суть их не изменялась. Атрибутом гетманской власти в дальнейшем оставалась булава. При поддержке старшины с привлечением наемных полков гетман подавлял народные восстания. Следовательно, в его руках сосредоточивалась практически неограниченная власть (сам Богдан Хмельницкий называл себя «единовладцем и самодержцем руським...»).

Богдан Хмельницкий определял границы украинской этнической территории так: «Достаточно нам в Украине и Подолья и Волыни; теперь достаточно достатка в земле и княжестве своим по Львов, Холм и Галич». [5, с. 40]

Впервые в ходе Ос-вободительной войны территория независимой Украины была оформ-лена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 пол-ков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Следова-тельно, освобожденная территория имела свое административно-тер-риториальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государствен-ного территориального строя. Начиная с лета 1648 г. полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое про-живало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654г. освобожденная территория охватыва-ла Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значитель-ную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км). Следовательно, к моменту заключения украинско-московского до-говора 1654 г. Украина была независимым государством, которое име-ло свою государственно организованную территорию. Мартовские ста-тьи 1654 г. юридически закрепили этот факт. [1, с. 173-175]

Анализируя сведения 1653--1654 гг., Иван Крипьякевич приблизительно описал государственные границы казацкой территории: «С Польшей -- Яруга -- Черновцы -- Мурафа -- Красное -- Винница -- Прилуки -- Самгородок -- Паволоч -- Каменеброд -- Макаров -- Чернобыль -- Карпиловка; с Россией -- традиционной границей; с Турцией и Крымом -- через так называемое Дикое поле». При этом следует отметить историческую роль в процессе создания государства Среднего Поднипровья, которое и раньше было ядром украинского этноса. На протяжении длительного периода прослеживалась его относительная стабильность. В то же время Запорожская Сечь осталась «центром свободы», продолжала выступать общественным идеалом украинского крестьянства.

На освобожденной территории были ликвидированы органы власти Речи Посполитой. Вместо воеводств и уездов созданы полки и сотни. Возникло новое правление -- своеобразное старшинское правительство: военный совет, совет генеральной старшины, полковой и сотенная администрация, курени и городовые атаманы. Магистраты и ратуши получили право самоуправления. Высшим органом власти по традиции считался военный (или генеральный) совет, который решал политические, военные и хозяйственные дела. [5, с. 40- 41]

В начале Освободительной войны выс-шим органом власти была Войсковая рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорож-ской Сечи, а также отразилось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.

В компетенцию Войсковой рады входило решение важнейших го-сударственных вопросов -- как военных, так и политических: она вы-бирала гетмана и Генеральный уряд и имела право на их устранение, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, при-нимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.

Система управления состояла из трех ступеней: Генерального, пол-кового и сотенного урядов.

Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглав-лял всю систему управления и был постоянно действующим органом. Генеральный уряд избирался Войсковой радой. Возглавлял Гене-ральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верхов-ный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал уни-версалы -- нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнитель-ным и судебным органом государства. Кроме гетмана в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельны-ми отраслями управления. Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорун-жий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войс-ка и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Вой-ска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по от-ношению к полковым и сотенным судам. Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства. Перечисленные государственные лица составляли Раду генераль-ной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую раду.

Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах. Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпи-ровали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятель-ность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная адми-нистрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотен-ная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.

Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятель-ности, следует полагать, были положены традиции и обычное право. [1, с. 173-175]

В 1648 -- 1654 гг. происходили поиски новых форм и методов ведения хозяйства. События тех времен имели значительное влияние на последующее социально-экономическое развитие края. Даже в источниках XVIII ст. с характерные примеры ссылки украинских чиновников всех рангов, в частности судей, на порядки («новые обычаи»), основанные Богданом Хмельницким. Была введена собственная монета. [5, с. 41]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.