Рефераты. Трагическое контрреформаторство Павла I

Во всех действиях Павла реставрационного характера очень силен был, конечно, и чисто эмоциональный порыв, связанный с желанием сделать вопреки матери. Не случайно во всем павловском законодательстве мы практически не находим имени Екатерины. Даже ссылки на ее законодательство, вопреки практике, существовавшей на протяжении всего столетия, не сопровождаются упоминанием “вечнодостойной памяти” императрицы. Более того, 26 января 1797 г. последовал именной указ об уничтожении в указанных книгах печатных указов, связанных с переворотом 1762 г. Примечателен в этом отношении и именной указ от 20 апреля 1799 г. о распространении на “те губернии, коим предоставили Мы иметь суд и расправу на основании древних их прав и привилегий” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 492, запрета смертной казни “по силе общих государственных узаконений” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 492. Однако какие именно узаконения имеются в виду в указе не говорится. Запрет на смертную казнь был введен Елизаветой Петровной и отменен Екатериной, но соответствующих законодательных актов издано не было.

С первых дней царствования важнейшее место в законодательстве и во всей деятельности Павла заняли вопросы военного строительства. Разного рода указы по армии и флоту составляют не менее половины его законодательства. Такое внимание к военным вопросам объясняется несколькими причинами. Во-первых, конечно, широко известной по мемуарным источникам любовью императора вообще ко всему, связанному с армией и военным делом. Именно в армии Павел видел идеальную модель общества - дисциплинированный, отлаженный механизм, беспрекословно подчиняющийся четким коротким командам. Устраивая бесконечные вахтпарады и смотры, император, безусловно, получал морально-психологическое удовлетворение от возможности наблюдать этот механизм в действии и реализовать свою потребность командовать массами людей. Во-вторых, реорганизация армии для Павла также имела характер противопоставления матери и ее генералов. И в-третьих укрепление армии Павел рассматривал как гарантию безопасности и от внутренних социальных потрясений, и от внешней революционной опасности. Его особенно раздражали любые мельчайшие проявления недисциплинированности, распущенности в армейской среде. Вся жизнь, все существования военных - от рядовых до старших офицеров - должно было, по его мнению, быть подчинено интересам службы, быть аскетичным, лишенным каких-либо проявлений роскоши, барства, лени и пр. Введение Павлом жесткой дисциплины, отличается от мягких порядков екатериненского времени.

В декабре 1796 г. состоялся указ о назначении барона А. И. Васильева государственным казначеем с поручением ему срочно предоставить императору сведения обо всех доходах и расходах государства. Забота о состоянии финансов была продолжена и далее. Павел отверг выдвинутый в конце царствования Екатерины план новой перечеканки медной монеты, “яко предосудительный и доверие к государству разрушающий” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 495. Было начато изъятие легковесной медной монеты из обращения. Ряд указов был направлен на укрепление доверия к рублю - повышены проба золотых монет, проба и вес серебряных. Особое внимание Павел уделял уничтожению ассигнаций, в который видел большой вред и которые хотел вовсе ликвидировать как средство обращения. Уже в декабре 1796 г. было сожжено ассигнаций более чем на 5,3 млн. рублей, в 1797 г. - еще более чем на 600 тыс. Однако добиться финансовой стабилизации Павлу не удалось, и наряду со сложением всех недоимок по этот год объявили о резком повышении основных налогов и введении новых. Так был увеличен подушный оклад, размер налога с гильдейского купечества, оброчный оклад мещанства, цена на гербовую бумагу и паспорта. Более того, на население возлагалась обязанность содержать некоторые административные органы, в том числе городскую полицию. Уже в январе 1798 г. император был вынужден издать указ с восхвалением практики внешних займов, которые “послужили к пользе и славе Империи Нашея” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 495. Вскоре правительство Павла I убедилось в несбыточности своих планов и пошло на попятную, т. е. вернулось в основном к прежней порочной практике решения финансовых затруднений за счет печатного станка. Насыщение денежного рынка ассигнациями при Павле I было в несколько раз более интенсивным, чем при Екатерине II.

Таким образом, если принять, что финансовая стабилизация была одним из пунктов политической программы Павла, то придется признать, что выполнен он не был.

Уже в первые месяцы правления Павла в полной мере проявилась и противоречивость его политики в отношении крестьянства. Многочисленные документы свидетельствуют, что в отличие от матери, император был убежденным сторонником крепостного права. Одновременно Павел сознавал опасность чрезмерного усиления крепостнического режима, и крепостные для него были, видимо, не просто собственностью помещиков, но прежде всего подданными, и с этим связано распространение на крестьян впервые после долгого перерыва обязанности приносить присягу новому государю и попытки регулировать отношения между помещиками и крестьянами. К тому же Павел не мог не понимать, что безграничность и бесконтрольность власти помещиков над крестьянами ведут к усилению самостоятельности и независимости дворянства от царской власти, что противоречило его убеждениям.

Первый законодательный акт, имеющий непосредственное отношение к крестьянскому вопросу, появился уже 12 декабря 1796 г. Им крепостническое право было фактически распространено на вновь присоединенные территории Крыма, Кавказа и Кубани. Два месяца спустя, 16 февраля 1797 г. император наложил резолюцию на доклад Сената, спрашивающего его подтверждения на разрешение продавать крестьян с аукциона без земли: “Дворовых людей и крестьян без земли не продавать с молотка или с подобнаго на сию продажу торга” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 496. В ноябре того же года появился важный указ о государственных крестьянах, которым предписывалось иметь не менее 15 десятин земли на душу, для чего тем, кто на этот момент имел меньше, следовало добавить. Примечательно, что указ достаточно определенно говорил фактически о собственности крестьян на землю. Более того, указ провозгласил право собственности крестьян на построенные ими на своих землях мельницы.

Авторы указа делали акцент, конечно, не на вопросе крестьянской собственности, а на обеспечении государственных крестьян таким образом, чтобы они исправно платили подати. При этом практика превращения Павлом государственных крестьян в помещичьих достаточно ясно показывает, что в том, кто является реальным собственником земли, у императора сомнений не было. В декабре 1797 г. была законодательно определена цена на крестьянскую душу - от 40 до 75 рублей. Если в 1750-е годы закон лишь косвенно подтвердил факт продажи крепостных душ и наличия у них определенной цены, то теперь эта цена впервые была в законе прямо обозначена.

1797 год ознаменовался также появлением знаменитого манифеста о трехдневной барщине, наиболее спорного из всех законодательных актов Павла по крестьянскому вопросу. Манифест представлял собой прямое вмешательство государства во взаимоотношения помещиков с крепостными и попытку их регулировать. Государство тем самым вновь и весьма недвусмысленно давало понять, что не считает крепостных крестьян безраздельной собственностью помещиков, которой они могут распоряжаться по своему усмотрению, и оставляет за собой право устанавливать соответствующие нормы. Основной смысл документа связан с запретом работы в воскресные дни.

Противоречивая, непоследовательная политика в отношении крестьянства продолжилась и позднее. В январе 1798 г. последовал именной указ Сенату об оценки дворовых людей и безземельных крестьян “по работе и по тому доходу, каковой каждым из них чрез искусство, рукоделье и труды доставляется владельцу” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 499. Такая неопределенность критериев давала как помещикам, так и чиновникам широкие возможности для злоупотреблений. В феврале того же года император разрешил Сенату причислять к мещанскому и купеческому званиям сосланных в Сибирь на поселение крестьян, но с условием, что они не будут покидать места ссылки. Еще через месяц появился законодательный акт действительно инновационного характера и посвященный вопросу, оставшемуся актуальным на протяжении всего XVIII в. “Рассмотрев причины, по которым в 1762 году запрещена покупка к заводам и фабрикам крестьян… и, видя из доходящих к Нам дел, что многие из купцов заводчики и фабриканты, желая распространить свои заводы на пользу собственную и государственную, но будучи стесняемы таким постановлением, дерзали противу закона на покупку,.. запрещение сие отменить” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 499. При этом указ накладывает запрет на продажу деревень без заводов и требовал распределения рабочего времени крестьян в соответствии с Манифестом о трехдневной барщине.

Таким образом, Павел покусился не только на законодательство своей матери, но и отца, осуществил фактически контрреформу, восстановив, хоть и с некоторыми оговорками, ситуацию петровского времени. Вновь была расширена сфера крепостничества, нарушена дворянская монополия на владение крепостными душами и подтверждено развитие промышленности на крепостнической основе. Для дворянства это означало потерю одного из своих важнейших завоеваний. Следующим законодательным актом по крестьянскому вопросу является резолюция Павла на докладе Сената о продаже крестьян в Малороссии без земли. Как и в случае с докладом крестьян с аукциона, император отверг предложение Сената, считавшего возможным распространить в Украину общероссийские нормы, и написал коротко: “Без земли не продавать” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 500.

Ряд указаний последних лет царствования Павла посвящен вопросу о переселении крестьян в Сибирь. Так, указ от 7 октября 1799 г. подтвердил право помещиков ссылать крестьян до 45 лет без разлучения мужей с женами и с зачетом сосланных в счет поставки рекрутов. В ноябре 1800 г. новый сенатский указ предписал помещикам снабжать отправляемых в Сибирь крестьян провиантом на год, считая едущих с ними жен и детей. Как и в предыдущие десятилетия, названные указы имели целью, прежде всего освоение и заселение Сибири.

При всей противоречивости крестьянской политики Павла можно с уверенностью говорить, что, если в ней и появилось определенное стремление к ослаблению социальной напряженности, соединенной с желанием большей включенности крестьянства в сферу государственного контроля, никаких намерений по облегчению участи крепостных у императора не было. В отличие от матери и сыновей, Павел не осознавал крепостничество как основную социальную проблему России, источник конфликтов, напряжения и преграду на пути развития страны.

Уже рассмотренные аспекты внутренней политики Павла достаточно ясно показывают две важнейшие ее тенденции: всемерное укрепление императорской власти и стремление к консервации сложившейся системы с почти полным отказом от каких-либо нововведений. В сущности, идеалом Павла на этом отрезке его жизни стало государство средневековое с его обожествлением абсолютной монархической власти, по-рыцарски преданным дворянством и точным исполнением каждым подданным воли монарха и отведенной ему роли.

Осуждение ценностей Нового времени, не выражено прямо, латентно присутствует во всей внутренней политике Павла. Именно в них, основываясь на опыте Французской революции, он видел угрозу и собственной власти, и государства в целом. Но одновременно средневековый идеал сочетался в его сознании с элементами теории полицейского государства.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.