Рефераты. Трагическое контрреформаторство Павла I

Трагическое контрреформаторство Павла I

13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат

По курсу «История России»

На тему «Трагическое

контрреформаторство Павла I»

Выполнил Уютова Е. В.

Студент I курса

Специальности ПИ Группа 214

Проверил

Луцик Светлана Маратовна

г. Сочи-2004 г.

Содержание

1. Введение

2. Реформы Павла I

2.1. Политическая программа

2.2. Контрреформы, указы

2.3. Внешняя политика

3. Заключение

4. Список использованной литературы

1. Введение

Павел I считается одной из самых спорных фигур в русской истории. Если доброжелательные современники описывали его как “мудрого, великого и милосердного монарха”, то уже для Александра Пушкина он был доказательством того, что “и в просвещенные времена могут рождаться Калигулы” А. Фишер “Русские цари 1547-1917” Москва “Зевс” 1997 стр. 362 .

По официальной версии Павел был сыном императора Петра III и его жены Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Павел Петрович родился 20 сентября 1754 г. в Санкт-Петербурге. Мальчик, которого его двоюродная бабка Елизавета рассматривала как законного наследника престола, вскоре после рождения был разлучен со своими родителями и воспитывался под непосредственным надзором императрицы. Павел был для нее не просто ребенком, а наследником престола, опекаемым самим государством. Бесспорно, что он получил прекрасное воспитания, которое проходило исключительно под знаком просвещения. Вследствие этого в молодые годы он был склонен к реформаторским стремлениям. Мальчик рос в атмосфере грубых страстей и унизительных ссор, которые оказали влияние на развитие его личности.

Павел надеялся, что получит престол после достижения 18-летия, но мать продолжала удерживать власть и тогда, когда сын стал совершеннолетним. Пренебрежение со стороны матери, отстранение от государственных дел, незримый, но постоянно чувствуемый контроль - все это развило в Павле глубокую обиду и озлобленность. Удаленный от двора, он жил отрешенно в Гатчине, создав себе здесь тесный мирок, в котором он вращался до конца царствования матери. Нетерпеливое ожидание власти и опасность быть обойденным ею усиливали озлобление и держали великого князя в состоянии нравственной лихорадки, гибельно влияя на его характер.

Екатерина II предприняла ряд мер для недопущения Павла к престолу. Она намеревалась назначить своим наследником внука Александра, но не успела. Неожиданная смерть породила слухи о ее убийстве. 6 ноября 1796 г. Павел I стал императором.

В своей контрольной работе я попытаюсь рассмотреть политику Павла I, контрреформы, их причины и трагические последствия.

В новейшей историографии ряд авторов признавали наличие у Павла определенной политической программы, однако собственно его правительственная деятельность почти не изучалась, а разброс мнений был довольно широк - от оценки его царствования как чего-то малозначительного до признания в нем начала нового этапа истории России. Одними историками значение его царствования всячески возвеличивается, другими - полностью отрицается. Но все же в большей степени доминирует негативная оценка павловских уставов и осуществленной им военной реформы. С несколько большей симпатией пишут историки о наведении в армии порядка и дисциплины.

Эйдельман характеризует правление Павла как “непросвещенный абсолютизм”: его политика “была как бы контрреволюцией задолго до революции” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 475.

Зарубежный историк МакГрю так сказал о реформах Павла I: “Его реформы создали строго централизированную систему управления, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в системе местного управления” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 479

2. Реформы Павла I

2.1. Политическая программа

Источниковая база для изучения политической программы Павла I весьма скудна. В распоряжении историков находится всего четыре документа, составленные с большим временным разрывом, с разными целями и при различных обстоятельствах. По существу рассматриваемые документы свидетельствуют не столько о наличии или отсутствии у Павла какой-либо программы преобразований и ее содержании, сколько об эволюции его взглядов.

Первым из документов является “Рассуждение о государстве вообще”, составленное в 1774 г. На первый взгляд, существует определенное противоречие между названием документа и его содержанием, поскольку речь в нем идет исключительно об организации армии. Однако это противоречие, как представляется, можно объяснить, если вспомнить, что “Рассуждение” написано в период окончания русско-турецкой войны и борьбы с Пугачевщиной. Судя по всему, названные события, как известно, произвели на Павла сильное впечатление, привели его к мысли о высокой степени внутренней опасности. Для ее предотвращения он считал необходимым отказаться от активной внешней политики, расположив четыре армии на границах со Швецией, Австрией и Пруссией, Турцией, а также Сибири. Основную же военную мощь он предлагал сосредоточить внутри страны в местах постоянной дислокации, пополняя состав солдат и унтер-офицеров из числа местных жителей, со временем отказавшись от рекрутских наборов и превратив армию, по сути, в замкнутое военное сословие. Основной акцент в документе был сделан на укрепление военной дисциплины, унификацию обязанностей армейских чинов, регламентацию всей жизни армии.

“Рассуждение” 1774 г., конечно, не было политической программой, но некоторые важные черты мировоззрения Павла в нем, несомненно, отразились. В первую очередь - его страх перед внутренними социальными потрясениями, характерный для всего времени его недолгого царствования. Причем, у будущего императора не возникло и мысли попытаться устранить причины этих потрясений, весь его замысел связан с укреплением механизма их подавления. По-видимому, именно с ним связана и идея нового порядка комплектования армии, ведь солдаты - вчерашние крестьяне в полной мере проявили свою ненадежность при подавлении восстания Пугачева. Таким образом “Рассуждение” не показывает миролюбие Павла или стремление облегчить жизнь крестьян, отменив рекрутчину.

Два других документа - это записки, составленные Павлом, как считается, в результате разговора с умирающим Н. И. Паниным.

Первая из них - запись разговора с Паниным(1883 г.) - начинается с тезиса о потребности “согласовать необходимую нужную монархическую екзекутивную власть по обширности государства с преимуществом вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения от деспотизма” А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 483. Термин “екзекутивная” (исполнительная) применен к монархической власти не в современном значении. Законодательная функция, согласно записке, по-прежнему исключительно в руках монарха, в то время как Сенат лишь “хранит” законы, т. е. следит за их исполнением. В Сенате предполагается сохранить прокуроров и генерал-прокурора, который будет играть в общем собрании Сената ту же роль, что прокуроры в департаментах. Но главным лицом становится “канцлер правосудия”, или иначе “министр государев”, который служит связующим звеном между Сенатом и монархом.

Следующий документ, “Наказ”, составленный Павлом в 1788 г. перед отъездом в действующую армию. “Наказ” состоит из 33 пунктов и в целом дает представление о взглядах Павла на важнейшие вопросы государственного устройства и отражает его видение насущных проблем, но наследник называет те, что на поверхности, а по поводу их решения высказывает мысли достаточно банальные. Назвать “Наказ” политической программой нельзя, так как о конкретных мероприятиях в нем говорится очень мало и весьма расплывчато. Необходимо также принять во внимание, что от составления “Наказа” до восшествия Павла на престол прошло восемь лет, на которые пришлось множество важных событий, в том числе Великая Французская революция, оказавшаяся, по общему признанию биографов, на него большое влияние.

2.2. Контрреформы, указы

В течение четырех с половиной лет своего правления Павел I издал более 2000 именных законов, указов и актов, охватывающих все сферы жизни государства и общества, в среднем по 40 в месяц.

Концентрация власти в руках императора, особое внимание к внешним формам его почитания и одновременно курс на ужесточение дисциплины ярко проявились уже в самых первых павловских указах.

Одним из первых был принят Акт о престолонаследии, отменявший “Устав о наследии престола” Петра I. Отныне императорский престол наследовали по праву первородства по мужской линии. В первый день царствования, 7 ноября 1796 г. ознаменовался появлением трех указов. В первом из них объявлялось о приеме Павлом на себя звания шефа и полковника всех полков гвардии. Во втором запрещалось генералам носить иные мундиры, кроме тех, которые полагались их полкам, а офицерам иную одежду, кроме мундиров. Наконец, в третьем генералам и штабным запрещалось носить мундиры разных цветов. На второй день царствования появился указ о том, чтобы все фельдфебели были не из дворян; на третий - два указа: не производить впредь выстрелов из Санкт-Петербургской крепости, но поднимать там флагов во время присутствия императора в столице и об “удержании” им звания генерал-адмирала флота. И только на четвертый день появился указ общегосударственного значения - об отмене рекрутского набора, обычно трактуемый историками как шаг, направленный на ослабление социальной напряженности, но в большей степени связанный с внешнеполитическими планами Павла. Впрочем, 16 ноября было объявлено о фактической амнистии находящихся под следствием нижних чинов (за исключением обвиняемых в особо тяжких преступлениях), 29 ноября - об освобождении пленных поляков, а 10 декабря - о замене хлебного сбора денежным. Показательно также, что для самого императора, очевидно, приказ об офицерах, кушающих в шляпах, по своему значению был столь же важен, как и нормообразующий приказ о штрафовании за плохое обращение с рекрутами. Примечательно и то, что за нарушение благопристойности можно было оказаться в Сибири, а за потерю рекрутов отделаться вычетом из жалованья.

Другая тенденция, проявившаяся уже в первые два месяца царствования Павла, - это тенденция контрреформаторского характера, направленная против преобразований его предшественницы. Так, именным указом Сенату от 19 ноября были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегии. Причем оговаривалось, что они должны иметь тот же статус, что и до 1775 г., правда, с учетом того, что вошло в грамоты 1785 г. Несколько позднее, в феврале 1797 г., были воссозданы Главная соляная контора в Москве и Камер-коллегия. Указами от 28 и 30 ноября 1796 г. были восстановлены традиционные органы местного управления в Прибалтийских губерниях и на Украине. Подобные мероприятия были продолжены и в 1797 г., однако указом от 24 февраля этого года было повелено сохранить в Прибалтийских губерниях приказы общественного призрения. 3 декабря 1796 г. провозглашена полная свобода торговли в Петербурге с уничтожением всех ограничений, введенных с 1782 г., 12 декабря введено новое разделение на губернии, впрочем, отличающееся от прежнего лишь несколько меньшим числом губерний (41 и Область Войска Донского вместо 50), а 21 декабря ликвидирована Комиссия о строении Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Вполне понятно, что восстановление коллегий было направлено на усиление централизма в управлении и сокращении властных полномочий на местах, что отвечало представлениям Павла о принципах организации монархической власти.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.