Коллективные формы собственности на землю в этот период несомненно господствуют. Исследовательница отмечает, что частнособственнические отношения на землю в Риме ещё не распространились. «Знаменитые двухюгеровые наделы римляне получают не в собственность (даже в её специфическом римском значении, так убедительно охарактеризованном Е. М. Штаерман), а во владение» Там же. .
Частное землевладение в этот период только складывается. Причём складывается в весьма специфической форме, обусловленной наличием и распоряжением ager publicus. Собственность и верховное распоряжение землёй всё ещё остаются за общинами, родовыми и соседскими. А это означает, что коллективная собственность на землю представлена в это время собственностью: и гентильной, и сельско-общинной. Кроме этих двух видов коллективных земель существует уже и третий - общеримская земля, зародыш римского ager publicus в его классическом виде. Пока она идёт под раздел, раздаваясь коллективам, преимущественно родовым, но даётся и колонистам, войнам и просто нуждающимся римлянам. Этот контингент получает землю от царя , и уже не обязательно через посредство родовых организаций, аз, и селится не только и не столько родовыми группами, образуя, таким образом, новые территориальные общины.
Вероятнее всего, из этой же общей земли выделялся и царский надел. Термин клер, которым он обозначался, свидетельствует о том, что давался он от имени всей римской общины, в чём проглядывает верховная собственность общеримского коллектива на землю. но способ её эксплуатации и распоряжения ею царями обнаруживают тенденцию к освобождению царской земли из-под верховного контроля римской общины, к отрыву её от коллективного землевладения Там же. С. 231-232..
Нет никаких оснований подвергать сомнению устоявшийся взгляд на римскую общину VIII-VII вв. до н. э. как на социальное образование эпохи «военной демократии». О чёткой классовой структуре римского общества в этот период говорить не приходится. Как отмечает Е. М. Штаерман, «знать и простой народ входили в они и те же общины и различались по социальному статусу, по месту в руководстве общиной в мирное и военное время, а не по своим владельческим правам, т. е. отношению к средствам протизводства и не по месту в процессе производства, т. е. не так, как различались классы и классы-сословия» Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 81..
Управление Римской общиной в древнейший период было достаточно обстоятельно исследовано в советской историографии Этому вопросу посвящена шестая глава монографии И. Л. Маяк (Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 233-255). См. также: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.
. Рассмотрим основные принципы управления Римской общиной, основные политические институты и характер их взаимодействия.
Органы управления Рима в древнейший период его истории характеризуются наличием трёх основных элементов, обычно свойственных т. н. периоду военной демократии. Верховную власть в Римской общине олицетворял царь (рекс). Эта должность замещалась путём выборов, в которых участвовали полноправные граждане, собранные по куриям. Т. Моммзен в своей «Истории Рима» даёт очень интересную трактовку сущности царской власти: «Царская власть была…в одно и то же время и неограниченной, и связанной законами; она была неограниченной, поскольку всякое царское веление, справедливое или несправедливое, должно было исполняться безусловно; она была ограниченной, поскольку всякое царское повеление, противоречащее обычаям и не одобренное настоящим сувереном - народом, - не вело ни к каким правовым последствиям» Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79..
Главными прерогативами рекса являлись верховное управление (имевшее целью обеспечение внутреннего порядка, охрану «традиций и нравов отцов»), высшее военное командование (включая организацию ополчения, с правом назначения нижестоящих военачальников), судебные полномочия (вплоть до права жизни и смерти Моммзен пишет: «Государство могло заковать и казнить гражданина, но не могло отнять у него ни сына, ни пахотной земли и даже не могло облагать его постоянными налогами» (Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 80).), функции верховного жреца (включающие руководство общественными священнодействиями и жертвоприношениями) Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 238..
Специфика царской власти в данную эпоху заключалась в том, что повеления рекса, обязательные для исполнения всеми членами общины, действовали только в течение жизни данного правителя; с его смертью указанные повеления переставали быть обязательными. Для более эффективного осуществления своих полномочий рекс мог назначать себе помощников (в первую очередь, по военным делам). При царе имелась военная дружина, включавшая в себя пешие и конные подразделения; наиболее привилегированным являлось подразделение вооружённых телохранителей, составлявших собственную «лейб-гвардию» рекса Эти «зачатки аппарата принуждения», по мнению Е. М. Штаерман, говорят о принудительной власти, но не о государстве.. Власть рекса была пожизненной, но не наследственной Там же. С. 241.. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь рексов.
Римские цари не обожествлялись, как цари у многих стадиально близких народов Азии и Африки, но власть их санкционировалась богами через авгуров и носила сакральный характер Штаерман Е. М. К проблеме возникновения государства в Риме // Вестник древней истории. 1989. № 2. С. 80..
В качестве совещательного органа при рексе выступал сенат, первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций сенат стал назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учёта их конкретной родовой принадлежности. Сенаторы, по словам Моммзена, превратились в «коллегию должностных лиц» при царе Моммзен Теодор. История Рима. Т. 1. СПб., 1994. С. 79..
Право созыва сената и председательствования на его заседаниях принадлежало рексу. Постановления сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявление войны и заключение мира, предоставление гражданства, отправление религиозного культа), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера. Роль сената заметно возрастала в условиях войны или серьёзных внутренних потрясений. Однако своего максимального объёма власть сената достигала в случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия. В этих условиях сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса См.: Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972. С. 86-88.. Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя также подлежало утверждению в сенате. Естественно, что сенат был заинтересован в продлении срока междуцарствия, поскольку в этот период вся реальная власть находилась в его руках.
Страницы: 1, 2, 3