30
Остановимся подробно на аграрных отношениях, которые, несомненно, помогут нам прояснить социальную структуру римского общества. Среди исследователей единогласия по данному вопросу нет. Наиболее дискуссионные и принципиальные вопросы, относящиеся к этой теме - общинное и частное землевладение в древнейшем Риме, отношение к земле патрициев, клиентов и плебеев (т. е. основных социальных групп данного периода).
В советской исторической науке прочно утвердилось мнение о первоначальном Риме как о доклассовом обществе. Поэтому взгляды советских историков на характер и уровень экономического развития определялись во многом этим. Так Н. А. Машкин определял царскую эпоху как переходную от первобытнообщинного строя к классовому обществу Машкин Н. А. История Древнего Рима. М., 1950. С. 107-108.. Основной общественной единицей в этот период был экзогамный отцовский род, имевший общие земельные владения. Во времена Ромула каждый член общины получил по 2 югера, вероятно, приусадебной земли в наследственное владение, но значительная часть земель находилась в коллективном пользовании патрициев. Плебеи не имели доступа к ager publicus, а владели своими участками как частнособственническими. Частная собственность у плебеев, таким образом, появилась раньше, чем у патрициев. Сходную трактовку поземельных отношений предлагал и С. Л. Утченко. Патрицианской общине в целом, по его мнению, принадлежала основная масса ager publicus. Патриции имели право занимать её часть, плебеи же владели на правах частной собственности маленькими наделами Утченко С. Л. Древнейший период истории Рима // Всемирная история. Т. II. М., 1956. С. 113-114..
Большое влияние аграрным отношениям и сословно-классовой структуре Рима уделено в монографии Ф. М. Нечая Нечай Ф. М. Образование Римского государства. Минск., 1972.. Доромулово время характеризуется автором как «век первобытнообщинной собственности», а время Ромула - началом века «зарождения и господства частной собственности». Аграрные мероприятия первых двух царей исследователь истолковывает как «проводившиеся на основе общинных порядков, связанных с родоплеменным строем и как утверждение за владельцем участка по крайней мере пожизненно, с чем связано зарождение частной собственности на землю Там же. С. 29, 30.. Автор подчёркивает, что «сперва в Риме было родовое землевладение. Обработка земли власть отдельными семьями». Наследственное же землепользование в условиях применения рабского труда вело к появлению частной собственности на землю, которая приводила к имущественному неравенству Там же. С. 90, 95.. В целом, концепция аграрных отношений, предложенная Ф. М. Нечаем, наследует традиции советской предшествующей советской историографии. Она подкупает своей стройностью, логической выдержанностью, но не может быть принята, т. к., де-факто, не учитывает конкретно-исторических условий экономического развития Рима и отрицает специфику римской «частной» собственности. Наиболее обстоятельное опровержение данного абстрактного подхода содержится в работе И. Л. Маяк Маяк И. Л. Рим первых царей (Генезис римского полиса). М., 1983. С. 192-194..
Однако пересмотр научных представлений о римской собственности на землю в рассматриваемый период начался раньше. Е. М. Штаерман в статье «Римская собственность на землю» заметила, что неправомерно считать римскую частную собственность капиталистической Штаерман Е. М. Римская собственность на землю // Вестник древней истории. 1974. № 3. С. 34-68..
Рассмотрим специфические особенности римской земельной собственности архаического периода. При этом будем опираться главным образом на монографию И. Л. Маяк, в которой помимо свидетельств античных авторов (крайне отрывочных и фрагментарных), анализируются данные археологии.
Античные авторы, - пишет И. Л. Маяк, - косвенно указывают на господство в архаическом Риме общественных структур гентильного порядка. Упорядочивается и укрепляется система родов и курий. Однако наряду с ними складываются уже коллективы иного характера, состоящие не только из родственников, а главное, учитывающие не только родственные связи, но и соседские. «Так римское население оказывается подразделённым по двум разным принципам: родства и соседства, т. е. территории» Маяк И. Л. Рим первых царей. С. 231.. При этом родовое и территориальное деление совпадают далеко не полностью. В Риме в этот период сосуществуют общины родовые и соседские (территориальные). Если даже родовые общины и преобладают, то нельзя не отметить появления новой тенденции развития. Однако, эта новая тенденция, по мнению И. Л. Маяк, реализуется всё ещё в общинных формах, «и это окрашивает определённым цветом и аграрные отношения, сказывается на составе земельной собственности» Там же. С. 231..
Страницы: 1, 2, 3