Расселение человечества по зем-ной поверхности имело огромное значение не только для формирова-ния биологии современного челове-ка. В интересующем нас контексте предпосылок появления цивилиза-ции еще более впечатляюще выгля-дят его культурные последствия. Заселение новых районов сталкива-ло древнейших людей с новой, неп-ривычной для них охотничьей до-бычей, стимулировало поиск иных, более совершенных способов охо-ты, расширяло ассортимент съе-добных растений, знакомило с но-выми породами пригодного для орудий каменного материала и за-ставляло изобретать более прогрес-сивные способы его обработки.
Вопрос о времени возникновения локальных различий в культуре до сих пор не решен наукой, вокруг него не затихают острые споры, но уже материальная культура средне-го палеолита предстает перед нами в большом разнообразии форм и дает примеры отдельных своеоб-разных памятников, не находящих сколько-нибудь близких аналогий.
Материальная культура в ходе рас селения человека по земной повер-хности перестала развиваться еди-ным потоком. Внутри ее сформиро-вались отдельные самостоятельные варианты, занимавшие более или менее обширные ареалы, демон-стрировавшие культурную адапта-цию к тем или иным условиям географической среды, развивав-шиеся с большей или меньшей ско-ростью. Отсюда отставание куль-турного развития в изолированных районах, его ускорение в областях интенсивных культурных контактов и т. д. Культурное разнообра-зие человечества в ходе заселения ойкумены стало еще более значи-тельным, чем его биологическое разнообразие.
Все сказанное выше опирается на результаты сотен палеоантропологических и археологических ис-следований. Тому, о чем пойдет речь ниже, а именно определению численности древнейшего челове-чества, посвящены единичные работы, в основе которых лежит в высшей степени фрагментарный материал, не поддающийся одноз-начной интерпретации. Вообще палеодемография в целом делает лишь первые шаги, исследователь-ские подходы не суммированы пол-ностью и базируются часто на зна-чительно различающихся исходных посылках. Состояние фактических данных таково, что наличие значи-тельных лакун в них заранее оче-видно, но заполнены они быть не могут: до сих пор и наиболее древ-ние стоянки первобытных коллек-тивов, и костные остатки древней-ших людей открываются в основ-ном случайно, методика планомер-ного поиска еще очень далека от совершенства.
Численность каждого из ныне живущих видов человекообразных обезьян не превышает нескольких тысяч особей. Из этой цифры и нужно исходить при определении числа индивидуумов в популяциях, выделившихся из животного мира. Палеодемографии австралопитеков посвящено крупное исследование американского палеоантрополога А. Манна, использовавшего весь костный материал, накопленный к 1973 г. Фрагментарные скелеты ав-стралопитеков найдены в сцементи-рованных отложениях пещер. Со-стояние костей таково, что заста-вило ряд исследователей предпола-гать искусственное происхождение их скоплений: это остатки индиви-дуумов, убитых леопардами и при-несенных ими в пещеры. Косвен-ным свидетельством такого предпо-ложения является преобладание неполовозрелых особей, на кото-рых предпочитают охотиться хищ-ники. Коль скоро находящиеся в нашем распоряжении конгломера-ты костей не представляют собой естественных выборок, относящи-еся к ним цифры числа особей имеют лишь ориентировочное зна-чение. Примерное число индивиду-умов, происходящих из пяти основ-ных местонахождений в Южной Африке, колеблется в соответствии с разными критериями подсчета от 121 до 157 особей. Если учесть, что нам известно до сих пор лишь ничтожное число местонахождений из общего их числа, то можно предполагать, что порядок этих цифр более или менее соответству-ет численности современных чело-векообразных обезьян. Таким об-разом, численность человечества началась, надо полагать, с 10 - 20 тыс. особей. “Древние цивилизации”. С. 20-21.
Американский демограф Э. Диви определил численность нижнепале-олитического человечества в 125 тыс. человек. Хронологически эта численность относится - в со-ответствии с датировками процесса антропогенеза, имевшими хожде-ние в ту пору, - к 1 млн. лет от современности; речь идет лишь о территории Африки, которая толь-ко и была заселена первобытными людьми в соответствии со взгляда-ми автора, разделявшего гипотезу африканской прародины человече-ства; плотность населения бы-ла при этом 1 человек на 23 - 24 кв. км. Этот расчет выглядит завышенным, но его можно принять для более поздней ста-дии нижнепалеолитической эпохи, представленной ашельскими памят-никами и следующей группой иско-паемых гоминид - питекантропами.
Существует палеодемографическая работа немецкого палеоантрополога Ф. Вайденрайха, опирающа-яся на итоги изучения человече-ских скелетов из известного место-нахождения Чжоукоудянь, близ Пекина, но она содержит данные лишь об индивидуальном и группо-вом возрасте. Диви приводит для неандертальцев цифру численности в 1 млн. человек и относит ее к 300 тыс. лет от современности; плотность населения в пределах Африки и Евразии была при этом, по его мнению, равна 1 человеку на 8 кв. км. Эти оценки выглядят правдоподобными, хотя, строго го-воря, их нельзя ни доказать сколь-ко-нибудь определенным образом, ни таким же образом опровергнуть.
В связи с заселением Америки и Австралии человеком в верхнем па-леолите ойкумена значительно рас-ширилась. Э. Диви предполагает, что плотность населения составля-ла 1 человек на 2,5 кв. км (25 - 10 тыс. лет от современности), а численность его постепенно увели-чивалась и была равна соответ-ственно примерно 3,3 и 5,3 млн. человек. Если экстраполировать цифры, полученные для населения Сибири к приходу туда русских, то мы получим более скромную чис-ленность для исторического момен-та перехода к производящему хо-зяйству - 2,5 млн. человек. Эта цифра представляется предельной. Такой демографический потенциал, видимо, был уже достаточен, что-бы обеспечить формирование циви-лизации в узком смысле слова: концентрацию хозяйственной де-ятельности в определенных, ло-кально четко ограниченных рай-онах, возникновение поселений го-родского типа, отделение ремесла от земледелия, накопление инфор-мации и т. д.
3.1. Расселение древних людей на территории бывшего СССР
Расселение древнего человечества по Земле не могло быть постоянным и равномерным. Расселение становилось возможным при изменении климатических условий на более мягкие, вслед за таянием ледников, вслед за миграциями животных, вслед за распространением растительного мира.
Применительно к заселению территории нашей страны В.А. Ранов дает следующую периодизацию. Ранов В.А. Указ. соч. С. 153-154.
Первая фаза - древнейшая. Первоначальное появление че-ловека на территории бывшего СССР. Время - около 1 млн. лет, но, возможно, в дальнейшем будут открыты еще более древние памятники. Достоверные стоянки располагаются или на край-нем западе (Королево), или на крайнем юге (нижние слои Азыха, Кульдара). Господствуют галечные индустрии.
В период раннего палеолита (примерно 700 тысяч лет тому назад) заселение шло с юга. Археологи находят следы пребыва-ния древнейших людей в Крыму (пещера Киик-Коба), в Абхазии, недалеко от Сухуми (Яштух), в Армении (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента). В районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания здесь древних людей 500--300 тыс. лет тому назад.
Вторая фаза - средний ашель, 400 - 250 тыс. лет. Неболь-шое продвижение к северу отмечается на Кавказе, в Средней Азии (возможно, вплоть до Центрального Казахстана). Преи-мущественно индустрии с бифасами (Кавказ, Закарпатье), но имеются и культуры без бифасов.
Третья фаза - поздний ашель, 250 - 100 (80) тыс. лет. Решительное движение на север. Люди ашельского времени появляются на Кавказе, Кубани, Дону, на Украине, Урале. Много бифасов собрано в степях Казахстана, появляются они и в Южной Сибири. Крайние точки зафиксированы севернее 52° широты. Одновременно, как показывают лёссовые стоянки Южного Таджикистана, существуют локальные варианты ашеля без бифасов.
Четвертая фаза - период мустье, 100 (80) - 35 тыс. лет. Продолжается увеличение количества стоянок, достигающих нескольких сотен. Интенсивно идет заселение многих районов нашей страны - Кавказа, Средней Азии, Украины, юга Рус-ской равнины. Самый северный памятник достигает 55° север-ной широты, где пока подлинные стоянки неандертальцев известны на самом юге Сибири - в Хакасии и Туве. Появляются технические варианты орудий, даю-щие богатейший набор изделий каменного века.
Пятая фаза - поздний палеолит, 35 - 12 тыс. лет. Человек освоил почти всю Ойкумену. Общее количество палеолитических стоянок на территории нашей страны по примерным подсчетам немного более 2 тыс. Они есть практически везде или почти везде, но особой концен-трацией отличаются Русская равнина, Кавказ, Южная Сибирь, долина Алдана. В позднем палеолите выделяются уже не техни-ческие варианты, а подлинные культуры эпохи палеолита. Палеолитический человек заселил практически все природные зоны страны - от знойной Средней Азии до берегов Ледови-того океана и от лесистых предгорий Карпат до побережья Тихого океана. Людям мезолита и неолита уже почти не пришлось делать географических открытий, разве что в осво-бождающейся ото льда Прибалтике.
Из земледельческих культур на территории СССР можно выделить неолитические поселения в Туркмении (близ Ашхабада) в Армении (близ Еревана) и др. В Сред-ней Азии в IV тысячелетии до н. э. были созданы первые искусственные оросительные системы. На Восточно-Евро-пейской равнине древнейшей земледельческой культурой была Трипольская, названная по селу Триполье близ Кие-ва (V--III тысячелетия до н. э.). Поселения трипольцев обнаружены на территории от Днепра до Карпат. Они представляли собой большие селения земледельцев и ско-товодов, жилища которых располагались по кругу. При раскопках этих поселков обнаружены зерна пшеницы, ячменя, проса. Найдены деревянные серпы с кремневыми вкладышами, каменные зернотерки и другие предметы. Трипольская культура относится к медно-каменному ве-ку - энеолиту (III - 1 тысячелетия до н.э.). Пособие по истории СССР. С. 11-14.
На территории бывшего СССР найдены археологические па-мятники бронзового века, по которым можно проследить разложение первобытно-общинного строя. Это Майкоп-ский курган, Триалети (близ Тбилиси) и др. Например, в Майкопе под десятиметровым курганом обнаружено богатое захоронение, относящееся ко II тысячелетию до н. э. Здесь найдены золотые кольца, бляхи, бусы, 2 золотых и 14 серебряных сосудов, набор бронзового оружия и дру-гие вещи. Одновременно археологи открыли другие захоро-нения майкопцев с небольшим числом вещей или вовсе без них, что свидетельствует о разделении общества на бога-тых и бедных.
Широкое распространение железа на тер-ритории стран СНГ относится к 1 тысячелетию до н. э. Продвижение земледелия на север от зоны теплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки - славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности: возникало классовое общество, складывалась государственность.
Глава 4. Эволюция человеческого сообщества
Изучение первобытной экономики по-зволило выявить важные различия в отношениях рас-пределения и собственности на основных стадиях разви-тия первобытной родовой общины. В раннепервобытной (раннеродовой) общине, ведшей присваивающее хозяй-ство и получавшей главным образом лишь жизнеобеспечивающий продукт, господствовали уравнительное рас-пределение и общая собственность; каждый член общи-ны имел право на долю произведенного продукта независимо от того, участвовал ли он в его производ-стве. В позднепервобытной (позднеродовой) общине, перешедшей к производящему или высокоспециализированному присваивающему хозяйству и получившей относительно регулярный избыточный продукт, наряду с уравнительным получило развитие трудовое распреде-ление, при котором часть продукта поступала в распоря-жение отдельных членов общины, и наряду с общей развилась личная собственность. Теоретический анализ позволил также определить предшествовавшую перво-бытной родовой общине форму как праобщину (перво-бытное человеческое стадо), а сменившую эту общину форму как первобытную соседскую (протокрестьянскую) общину. Исследование первобытной экономики продолжается, но и то, что уже сделано, показало дей-ственность принятого критерия общей периодизации первобытной история и правомерность отождествления основных этапов этой истории с основными типами развития первобытной общины.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7