Крестьян и простых искренних людей он напротив уважал и старался всячески им помочь.
Начиная с 11 часов утра, у него начинался «прием». Еще с раннего утра в прихожей его квартиры начинал собираться народ. Люди, веря слухам, о его огромном влиянии при дворе и доброте к беднякам и просто людям действительно нуждавшихся в его помощи, шли к нему нескончаемыми вереницами. Если к одиннадцати часам он был дома и был в состоянии принять просителей, он неизменно помогал людям в меру своих возможностей. В первую очередь он
принимал бедняков, а уж только потом генералов и именитых дворян. Распутин никогда не принимал денег за свое ходатайство. Если он что и брал от людей, то только подарки, но те особой материальной ценности собой не представляли. Бывало, правда, что когда к нему приходил человек, нуждающийся в деньгах, будь то на свадьбу или на обустройство, он отправлял его к богатым людям, которым он уже помог, со своей запиской.
Эти свои записки он посылал влиятельным людям Петербурга со своими просителями с собственной просьбой помочь. Почти все он начинались одинаково: «Милай, дарагой…», а дальше шла сама просьба «помоги», «выслушай», «прими», «сделай что можно».
Для охраны Распутина была организованна специальная служба, подчиненная начальнику петербуржского охранного отделения генералу Гусеву. Дом, в котором жил Распутин, постоянно охранялся агентами полиции.*
Агенты, дежурившие на парадной лестнице, от нечего делать играли в карты. Частенько и сам «старец» присоединялся к ним или приглашал их к себе на чай, чему они были чрезвычайно рады. За чаем, он поначалу держался важно, напыщенно, говорил церковным языком, а потом со временем он перешел со всеми ними на «ты» и, бывало, что обсуждал с ними планы и проблемы самого государя. Дискутировал с ними вопросы, которыми был в тот момент озабочен царь и придумывал, что же ему «посоветовать».
Иногда эта квартира превращалась во что-то вроде негласного комитета, например, когда Распутин был озадачен каким-либо новым назначением на государственный пост. В такие моменты в обсуждении принимали участие все, кто в тот момент находился у Распутина, и даже его племянницы, которые вели хозяйство в доме.
Эту «резиденцию» Распутина по праву называли «папертью власти».
*Арон Симанович; «Распутин и евреи»; изд. «Историческая библиотека»; стр.123
6.Первое покушение
Несмотря на свою столичную жизнь, Распутин нередко наведывался в свое родное село Покровское. Во время одной из таких поездок, 29 июня 1914 года, и было совершено первое покушение на «старца»
Выйдя из дому, чтобы дать телеграмму, он увидел женщину с провалившимся носом, стоявшую перед его домом. Она молча смотрела на него. Григорий Ефимович подумал, что она просит милостынею и по своему обыкновению начал искать в портмоне монету. Пока он был занят поисками, женщина вытащила кинжал и ударила им Распутина в живот. Он побежал от нее, но женщина продолжала гнаться за ним, дабы нанести последний, смертельный удар. Григорий схватил оглоблю, лежащую неподалеку, и ударил ее по голове. Односельчане,
прибежавшие на шум, схватили нападавшую и доставили ее в департамент полиции.
Это оказалась жительница города Царицына по имени Хиония Гусева. В своих показаниях следствию она мотивировала свой поступок тем, что она считает Распутина лжепророком, и даже антихристом и решила совершить над ним «суд божий» с целью убийства Распутина.
Рана Распутина оказалась очень серьезной. Медики боялись за его жизнь и решили отправить его в Тюмень для операции доктора Владимирова.
Операция была проведена, в общем, успешно, но угроза для жизни сохранялась.
Во многие газеты стали пробиваться статьи о смерти Распутина, о его загадочном завещании и другие самые загадочные слухи.
Но «старец» не умер. Он благополучно выздоровел и уже 17 августа был выписан из тюменской больницы и направился в Петроград.
Во избежание громких скандалов Хионию Гусеву, несмотря на ее признания в том, что она сознательно совершила покушение на Распутина, признали
невменяемой и отправили в томскую лечебницу для душевнобольных.
Между тем, несмотря на то, что для «старца» все кончилось благополучно, этот инцидент имеет немалую историческую значимость, ведь если бы Распутин был в Петербурге, рядом с царем, во время начала Первой Мировой Войны, он наверняка сумел бы убедить царя не вступать в войну против Германии, так как сам он было резко против этого.
7.Отношение к Распутину в обществе
В отношении к Распутину общество можно разделить на три группы: одни боготворили его и верили в его «святость» (часть дворянства, крестьяне, городская беднота); другие участвовали в его кутежах и общались с ним только для того чтобы добиться его расположения и использовать его для своего карьерного роста ил просто из-за того, что это было «модно»; а третьи его ненавидели. Они представляли его себе как пьяного, грязного мужика, который проник в царскую семью, назначал и увольнял министров и целое десятилетие был героем петербуржской скандальной хроники, а одновременно и непонятным образом властвовал над царем и его семьей и верил в свое особое предназначение.
Распутин ненавидел всех дворян за их чванливость и гордыню. Сам же он не стремился к внешнему блеску и не мечтал об официальных должностях. Он всегда подчеркивал свою мужицкую неотесанность перед людьми, считавшими себя могущественными и превосходящими всех. Распутин испытывал удовольствие, когда видел, как сильные мира сего унижались ради какого-то нелепого повода, придуманного им самим.
Дворяне отвечали ему ответной антипатией.
Но больше всех его невзлюбили родственники царя с матерью императора во главе. Они прекрасно понимали, что непостоянство характера, слабая сила воли и даже слабоумие государя в совокупности с его вредными привычками не могли привести Россию ни к чему хорошему.
Мать императора всячески препятствовала восхождению на престол своего старшего сына, так как понимала всю губительность положения, но ничего не смогла сделать. Его родственники пытались повлиять на него с помощью «своих» министров или путем простого убеждения, но все было тщетно.
Тогда появился Распутин. Князь Николай Николаевич, введя «старца» в царский дворец, планировал с его помощью влиять на царя, но когда Распутин отказался действовать под его указку, он пожалел о том, что помог ему выйти в свет.
Началась отчаянная травля «чудотворца». Сначала в виде докладов государю императору, потом в виде разоблачающих газетных статей, потом в виде анонимных записок. Но ничего уже не могло повлиять на Николая, уверившего в «святость» «старца».
«На святых всегда клевещут», повторял царь, выслушивая многочисленные доклады о Распутине. И против этого никто не мог ничего возразить.
Великий князь Николай Михайлович, говорил, что почти вся семья Романовых подала государю записку о Распутине, прося взять бразды правления в свои руки и
прекратить вмешательство в государственные дела императрицы Александры Федоровны, во всем инспирируемой этим хлыстом.*
«На святых всегда клевещут», и эта фраза оставляла не у дел всех недоброжелателей Распутина.
А после покупки скандальной петербуржской газеты «Новое время» одним из сподвижников Григория Ефимовича и газетных сплетен стало намного меньше.
Вопреки тому, что царь оставался глух к словам своих родственников и дворянства, ненависть к Распутину лишь возрастала.
19 октября 1916 года Владимир Митрофанович Пуришкевич выступил с докладом в государственной думе, целью которого было «дать возможность
*Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «Интерпринт»; стр.57
исхода из положения, в которое ее поставили царские министры, обратившиеся в марионеток, нити от коих прочно забрал в руки Григорий Распутин…»*
В своей речи он высказал все чувства, переполнявшие в тот момент всех тех, враждебно относился к «старцу», кто считал его повинным во всех бедах Российской империи.
После этого выступления многие выразили ему свое уважение, и поддержали. Среди этих людей оказался и князь Феликс Федорович Юсупов. Он попросил его о личной встрече и Владимир Митрофанович согласился.
В ходе их встречи в доме Пуришкевича князь высказал абсолютно серьезное намерение «устранить Распутина». С этой встречи и начался заговор, ставший роковым для Григория Распутина.
8.Убийство Распутина
Заговор
Распутина предполагалось убить в ночь с 16 на 17 декабря во дворце князя Юсупова. В заговоре также состоял великий князь Дмитрий Павлович, доктор Лазаверт, а также некий поручик С.
План их состоял в том, чтобы в час ночи, обойдя агентов полиции, которых Распутин по предварительной договоренности должен будет отпустить, привезти «старца» во дворец Юсупова под предлогом лечения жены князя, которой на самом деле вообще не было в Петербурге. Специально для его убийства подвальное помещение дворца было в очень короткие сроки оборудовано и обставлено под столовую, в которой Распутин должен был дождаться княгиню, которая якобы принимала гостей на верху. Дабы скрасить ожидание, князь предлагал ему «угоститься» пирожными и мадерой, заранее щедро «заправленные» цианистым калием. Затем тело его должны были завернуть в тряпку, подобно мумии, и сбросить его труп в одну из речек недалеко от Петрограда, заблаговременно.
привязав к нему гири, во избежание того, что тот может нечаянно всплыть, причем в самый не подходящий для этого момент. Заговорщики заранее объездили почти все реки и каналы в поисках подходящей проруби.
В ночь убийства
Наконец назначенный вечер настал. Подвальное помещение было изменено
*Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «Интерпринт»; стр.3
До неузнаваемости. Пуришкевич и великим князем постарались придать этому до помещению такой в его только что покинула небольшая компания, спугнутая появлением гостя. Наверху играл патефон. Все это было сделано для того, чтобы «жертва» не догадалась о планах заговорщиков.
Сначала все шло по намеченному плану. Распутин отпустил агентов охранки и благополучно приехал в сопровождении Феликса Юсупова, не замеченный никем. Всю прислугу, за исключением двух военных, стоявших на парадном входе отпустили. «Старец» прибывал в позитивном настроении, шутил, но не притрагивался ни к мадере, ни к еде. Битых пол часа князь пытался сделать что-либо для того, что бы заставить его съесть или выпить хоть что-нибудь, но это лишь осложнило задачу, потому что Распутин начинал высказывать свое недоверие Феликсу в том, что княгиня вообще в доме. Его настораживало то, что та, ради исцеления которой он приехал сюда, заставляет его так долго ждать.
В конце концов, поддавшись уговорам Юсупова, он начал поглощать пирожные и записать и мадерой, но с ним ровным счетом ничего не произошло. Результат был таким же и через четверть часа, хотя цианистый калий из тех ядов, которые действуют почти мгновенно. Беспокойство заговорщиков еще больше усилилось.
Немного посовещавшись, они решили, что, несмотря на всю рискованность, у них не оставалось иного выхода, кроме как застрелить «старца». Эту миссию взял на себя сам князь.
Не прошло и нескольких минут, как царский лампадник лежал на полу импровизированной столовой с пулей в груди.
Пуришкевич вспоминает об этом моменте в своем дневнике: «Он не был еще мертв, он агонизировал. Правой рукой своей прикрывал он оба глаза и до половины свой длинный, ноздреватый нос, левая рука его была вытянута вдоль тела; грудь его изредка высоко подымалась и тело подергивали судороги».*
Все были совершенно уверены, что «серый кардинал» Российской империи доживает свои последние минуты. Как же они ошибались…
Примерно через четверть часа неизвестно как, но старец ожил. При его «воскрешении» присутствовал лишь Феликс Юсупов. Позже он говорил, что этот момент он не забудет никогда: «Спустившись в столовую, я застал Распутина на том же месте, я взял его руку, чтобы прощупать пульс, - мне показалось, что пульса не было, тогда я приложил ладонь к сердцу - оно не билось; но вдруг, можете себе представить мой ужас, Распутин медленно открывает во всю ширь один свой сатанинский глаз, вслед за сим, другой, впивается в меня своим взглядом
непередаваемого напряжения и ненависти и со словами: «Феликс! Феликс! Феликс!» вскакивает сразу с целью меня схватить. Я отскочил с поспешностью, с какой только мог, а что дальше было не помню»**
А дальше было вот что: Распутин выбежал из дворца и попытался перелезть
**Из дневника В.М.Пуришкевича; «Убийство Распутина»; изд. «СП Интерпринт»; стр. 62
через закрытые ворота и все время повторял: «Феликс, Феликс, все скажу царице!». Владимир Митрофанович выбежал за ним и почти у самых ворот выстрелил ему в спину из своего «соважа». Позже, кровь Распутина на снегу Юсупов объяснял как кровь своей собаки, которую он пристрелил.
Тело «старца», как и планировалось, завернули в кусок ткани и выбросили в прорубь на Старой Неве, а его одежду сожгли.
Когда на одном из берегов Старой Невы нашли окоченелый труп «чудотворца» вид его действительно был ошеломляющим: его безумные глаза были широко открыты, а рука поднята для крестного знамени.
Вот так закончил свою жизнь, «святой черт», Григорий Ефимович Распутин.
9.После смерти «старца»
После смерти Распутина царь и царица были напуганы и растеряны. У них уже не было их Друга, советника, защитника и заступника перед лицом божьим. Они уже тогда чувствовали свою близкую гибель. Желая отдать последние почести отцу Григорию, царская семья, вопреки своему обыкновению, не поскупилась на погребение «старца»
Его забальзамированное тело был тайно погребено в одной из часовен Царского Села. В его гроб была положена икона, подписанная каждым членом царской семьи.
Один офицер, по фамилии Беляев, узнал об этой иконе, и для него было вполне ясно, что она могла бы стать очень ценной для собирателей редкостей, и решил похитить эту редкость.
Во время революции он осуществил свой план, и, приведя толпу революционеров к часовне, в которой покоился забальзамированный труп Распутина, под предлогом его уничтожения. Икону он забрал себе, а толпа была в полной уверенности, что он действовал в интересах революции.
Тело Распутина сожгли, что бы не оставлять места для паломничества его многочисленных поклонников.
Но, тем не менее, после уничтожения тела Распутина, на место сожжения приезжали женщины в экипажах и набирали землю в мешочки, что бы потом увезти ее с собой в эмиграцию…
III.Заключение
Русское дворянское общество к началу ХХ века представляло собой почти полностью морально разложившуюся группу людей. Они не знали чем бы себя занять и с головой уходили в любое модное новшество светской жизни
Когда Распутин пришел в Петербург и был впервые представлен свету в салоне очень эксцентричной дамы, графини Лопухиной уже было ясно, что он будет еще долгое время притягивать внимание светских дам и столичных скандальных хроник. Но никто тогда не мог даже предположить каких высот достигнет этот человек.
Он пользовался безмерным доверием и покровительством со стороны Царской четы. Нельзя сказать, что царь всегда послушно выполнял все, что говорил Распутин, но влияние его на царя было велико и по части назначений все зависело только лишь от решения «старца», а назначение министров в высших чиновников не такое уж и маловажное дело, тем более что все министры, им назначенные, были подчинены ему и никогда не проводили собственной политики.
Мы никогда не узнаем, каким образом ему удалось оказывать такое влияние на всю царскую семью, потому что ни в каких документах этого не прописано, а все воспоминания, и без того противоречащие друг другу, за последние годы подверглись нескольким редакциям и многочисленным нападкам со стороны писателей и публицистов.
Крестьяне любили его, потому что он был одним из них и уважали за то, что он оставил позади дворян и встал рядом с царским троном, часто решал многие вопросы в государстве. По этой же причине просвещенное дворянство его ненавидело. При такой полярности мнений чрезвычайно трудно составить мнение о человеке, умершем больше 80 лет назад…
Я считаю, что образ безумного, демонического «властителя судеб империи», навязанный книгами, фильмами и воспоминаниями людей, едва с ним знакомым, который сам по себе строился на газетных статьях и сплетен, опутавших весь Петербург, да и всю Россию, не является настоящим Распутиным.
По итогам этой работы у меня сложилось впечатление о Распутине, не как о демоне, но и не как о святом. В моих глазах он был обычным человеком, но с незаурядными способностями. Если бы не Распутин, наследник российского престола цесаревич Алексей умер бы задолго до 16 июля 1918 года. Он свято верил в свою причастность к Богу. Он видел человеческие слабости и использовал их, для достижения задуманного. У него были свои принципы, свои взгляды на жизнь, но, несмотря на огромную власть, сосредоточенную в руках его, но он не пользовался ей в корыстных целях.
IV.Библиография
1.М.К.Касвинов «23 ступени вниз» изд. «Мысль» 1987 Москва
2.Арон Симанович «Распутин и Евреи»
3.Из дневника В.М.Пуришкевича «Убийство Распутина» Москва СП
«Интерпринт» 1990
4.Н.Н.Евреинов «Тайна Распутина» изд. «Былое» 1924 Ленинград
5. «Новое время» 1912 №1290 «У Григория Распутина»
6. http://www.hrono.ru/libris/lib_p/rasput15.html
V. Приложение
Григорий Ефимович Распутин
Шествие, посвященное канонизации Распутина
С царской семьей
Страницы: 1, 2, 3