Рефераты. Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи

Естественнонаучные взгляды Леонардо да Винчи

19

Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

Став-ро-поль-ский го-су-дар-ст-вен-ный уни-вер-си-тет

К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И

КОН-ТРОЛЬ-НАЯ РА-БО-ТА

по дис-ци-п-ли-не: Ис-то-рия сред-них ве-ков

на те-му: «Ес-те-ст-вен-но-на-уч-ные взгля-ды Ле-о-нар-до да Вин-чи».

Вы-пол-нил: экс-терн

ПИ-НЯ-ГИН С.В.

Про-ве-рил: про-фес-сор

КРАС-НО-ВА И.А.

Став-ро-поль - 2002

ПЛАН:

Введение ___

«Я по-до-шел ко вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру…» ___

Твор-че-ст-во Ле-о-нар-до да Вин-чи. «Ма-дон-на с цвет-ком». ___

Все-по-гло-щаю-щее стрем-ле-ние к ис-ти-не ___

Живопись - царица искусств ___

Утраченные шедевры ___

«Тайная вечеря» ___

«Джоконда» ___

Уединённое созерцание ___

Спи-сок ис-поль-зуе-мой ли-те-ра-ту-ры ___

Введение

Фи-ло-соф-ская мысль эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния бы-ла тес-но свя-за-на с раз-ви-ти-ем ес-те-ст-во-зна-ния. Наи-бо-лее яр-кое и по-сле-до-ва-тель-ное вы-ра-же-ние но-вой тен-ден-ци-ей фи-ло-соф-ской мыс-ли на-шли в твор-че-ст-ве од-но-го из ве-ли-чай-ших ес-те-ст-во-ис-пы-та-те-ля эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния - Ле-о-нар-до да Вин-чи.

Ти-та-ни-че-ская фи-гу-ра Ле-о-нар-до да Вин-чи ( ро-дил-ся в 1452 г. в го-род-ке Вин-чи, близ Фло-рен-ции, ра-бо-тал во Фло-рен-ции, Ми-ла-не, Ри-ме, по-след-ние го-ды жиз-ни - во Фран-ции, где умер в зам-ке Клу, око-ло г. Ам-буа-за, в 1519 г.) спра-вед-ли-во рас-смат-ри-ва-ет-ся как наи-бо-лее пол-ное во-пло-ще-ние ре-нес-санс-но-го ге-ния, реа-ли-за-ция идеа-ла “Ге-рои-че-ско-го че-ло-ве-ка“.

Для ис-то-рии фи-ло-соф-ской мыс-ли эпо-хи Воз-ро-ж-де-ния фе-но-мен Ле-о-нар-до ин-те-ре-сен пре-ж-де все-го как про-яв-ле-ние оп-ре-де-лен-ных тен-ден-ций ее раз-ви-тия.

Раз-роз-нен-ные за-мет-ки об-ще-фи-ло-соф-ско-го и ме-то-до-ло-ги-че-ско-го ха-рак-те-ра, за-те-рян-ные сре-ди ты-сяч столь же раз-роз-нен-ных за-пи-сей по са-мым раз-но-об-раз-ным во-про-сам нау-ки, тех-ни-ки, худ. твор-че-ст-ва, ни-ко-гда не пред-на-зна-ча-лись не толь-ко для пе-ча-ти, но и для сколь-ко-ни-будь ши-ро-ко-го рас-про-стра-не-ния. Сде-лан-ные в са-мом точ-ном смыс-ле “для се-бя“, зер-каль-ным по-чер-ком, ни-ко-гда не при-во-див-шие-ся в сис-те-му, они так и не ста-ли дос-тоя-ни-ем не толь-ко для со-вре-мен-ни-ков, но и бли-жай-ших по-том-ков, и лишь сто-ле-тия спус-тя ока-за-лись пред-ме-том уг-луб-лен-но-го на-уч-но-го ис-сле-до-ва-ния.

Фи-ло-соф-ские воз-зре-ния Ле-о-нар-до су-ще-ст-вен-ны, та-ким об-ра-зом, не в све-те ис-то-ри-че-ской пер-спек-ти-вы, а пре-ж-де все-го как яв-ле-ние сво-его вре-ме-ни, рас-смат-ри-вае-мое в сво-ем ис-то-ри-че-ском кон-тек-сте в ка-че-ст-ве осо-бо-го , ори-ги-наль-но-го вы-ра-же-ние глав-ней-ших тен-ден-ций ре-нес-санс-ной мыс-ли Ле-о-нар-до сфор-ми-ро-вал-ся вне профессиональной университетской на-уч-но-фи-ло-соф-ской сре-ды кон-ца 15 в. Глав-ным ис-точ-ни-ком фор-ми-ро-ва-ния на-уч-ных и фи-ло-соф-ских ин-те-ре-сов мо-ло-до-го Ле-о-нар-до бы-ла не-со-мнен-но бот-те-га - мас-тер-ская. Близ-кое зна-ком-ст-во Ле-о-нар-до со мно-ги-ми его со-вре-мен-ни-ка-ми - уче-ны-ми, ма-те-ма-ти-ка-ми, мас-те-ра-ми, строи-те-ля-ми, ме-ди-ка-ми, ар-хи-тек-то-ра-ми, ас-тро-но-ма-ми, в со-че-та-нии с на-пря-жен-ным ин-те-ре-сом к са-мым ост-рым и важ-ным про-бле-мам на-ук о при-ро-де по-зво-ли-ло ему быть в кур-се со-вре-мен-но-го со-стоя-ния зна-ний о ми-ре.

Стрем-ле-ние ох-ва-тить все бо-гат-ст-во и раз-но-об-ра-зие при-род-ных яв-ле-ний в сво-их на-блю-де-ни-ях, все по-нять, про-ана-ли-зи-ро-вать, не под-чи-няя их в то же вре-мя при-выч-ной ус-то-яв-шей-ся схе-ме, при-во-ди-ло к то-му, что Ле-о-нар-до и не ста-вил пе-ред со-бой за-да-чи соз-да-ния не-кое-го все-объ-ем-лю-ще-го сво-да. Для све-де-ния во-еди-но ма-те-риа-ла, им ли-хо-ра-доч-но со-би-рае-мо-го, не мог-ло хва-тить и де-сят-ка та-ких бо-га-то за-пол-нен-ных непрестанной ра-бо-той жиз-ней. Глав-ное в не-за-вер-шен-ных по-ис-ках Ле-о-нар-до - по-пыт-ка соз-да-ния но-во-го ме-то-да по-зна-ния.

«За-ни-ма-ясь фи-ло-со-фи-ей яв-ле-ний при-ро-ды, - рас-ска-зы-ва-ет о Ле-о-нар-до да Вин-чи ав-тор зна-ме-ни-тых «Жиз-не-опи-са-ний» Джорд-жо Ва-за-ри, - он пы-тал-ся рас-по-знать осо-бые свой-ст-ва рас-те-ний и на-стой-чи-во на-блю-дал за кру-го-вра-ще-ни-ем не-ба, бе-гом лу-ны и вращением солн-ца. Вот по-че-му он соз-дал в уме сво-ем ере-ти-че-ский взгляд на ве-щи, не со-глас-ный ни с ка-кой ре-ли-ги-ей, пред-по-чи-тая быть фи-ло-со-фом, а не хри-стиа-ни-ном». Ми-ро-воз-зре-ние его бы-ло вра-ж-деб-но ка-то-ли-че-ской ор-то-док-сии и схо-ла-сти-че-ско-му бо-го-сло-вию.

За-яв-ляя, что «все на-ше по-зна-ние на-чи-на-ет-ся с ощу-ще-ний», Ле-о-нар-до ре-ши-тель-но от-верг иное, не опи-раю-щее-ся на не-по-сред-ст-вен-ное изу-че-ние при-ро-ды, зна-ние - будь то по-лу-чен-ное из от-кро-ве-ния и из Свя-щен-но-го пи-са-ния

Зна-ние бо-го-сло-вов.

Зна-ние, не опи-раю-щее-ся на ощу-ще-ние и опыт, не мо-жет пре-тен-до-вать на ка-кую-ли-бо дос-то-вер-ность, а дос-то-вер-ность есть глав-ней-ший при-знак ис-тин-ной нау-ки. Тео-ло-гия не име-ет под-лин-ной опо-ры в опы-те и по-то-му не мо-жет пре-тен-до-вать на об-ла-да-ние ис-ти-ной.

Дру-гой, по Ле-о-нар-до, при-знак не-ис-тин-ной нау-ки - раз-но-го-ло-си-ца мне-ний, оби-лие спо-ров.

По-зи-ция Ле-о-нар-до есть, в сущ-но-сти, от-ри-ца-ние тео-ло-гии. Зна-ние, ос-но-ван-ное на от-кро-ве-нии, на «наи-тии», на Свя-щен-ном пи-са-нии - не-дос-то-вер-но и по-то-му не мо-жет при-ни-мать-ся во вни-ма-ние; дав свое на-ту-ра-ли-сти-че-ское объ-яс-не-ние при-ро-ды че-ло-ве-че-ской ду-ши, Ле-о-нар-до пре-неб-ре-жи-тель-но от-зы-ва-ет-ся о тео-ло-ги-че-ской трак-тов-ке «брать-ев и от-цов» - мо-на-хов и свя-щен-ни-ков.

К зна-нию по наи-тию Ле-о-нар-до при-рав-ни-ва-ет и лож-ные по-строе-ния, ос-но-ван-ные на том, что име-ну-ет «сно-ви-де-ния-ми». Лож-ны-ми нау-ка-ми, про-ти-во-ре-ча-щи-ми опы-ту и не под-твер-жден-ны-ми дос-то-вер-ны-ми до-во-да-ми и до-ка-за-тель-ст-ва-ми, Ле-о-нар-до счи-тал «про-ри-ца-тель-ную» ас-т-ро-ло-гию (от ко-то-рой он от-ли-чал в сво-их за-пи-сях «на-блю-да-тель-ную» ас-т-ро-ло-гию), ал-хи-мию (опять же вы-де-ляя в ней прак-ти-че-ски не-ос-по-ри-мую часть, свя-зан-ную с опы-та-ми по по-лу-че-нию со-еди-не-ний при-род-ных эле-мен-тов), по-пыт-ки соз-да-ния веч-но-го дви-га-те-ля и осо-бен-но некромантию, и раз-лич-ные ви-ды кол-дов-ст-ва, опи-раю-щие-ся на ис-поль-зо-ва-ние «ду-хов». Ле-о-нар-до не толь-ко оп-ро-вер-гал ос-но-ва-ния прак-ти-ки “нек-ро-ман-тов” и дру-гих кол-ду-нов и ма-гов, но и под-ры-вал ве-ру в чу-де-са и ве-дов-ст-во.

Ос-но-ван-ное на ощу-ще-ни-ях, и пре-ж-де все-го на зре-нии, по-зна-ние ми-ра - един-ст-вен-ное дос-туп-ное че-ло-ве-ку зна-ние - про-ти-во-сто-ит мис-ти-че-ско-му по-сти-же-нию бо-же-ст-ва. Ле-о-нар-до ос-па-ри-ва-ет мне-ние тех, кто счи-та-ет, что «зре-ние ме-ша-ет со-сре-до-то-чен-но-му и тон-ко-му ду-хов-но-му по-зна-нию, ко-то-рое от-кры-ва-ет дос-туп к нау-кам бо-же-ст-вен-ным»; на-про-тив, под-чер-ки-ва-ет он, имен-но глаз, «как по-ве-ли-тель чувств, вы-пол-ня-ет свой долг, ко-гда соз-да-ет по-ме-ху для пу-та-ных и лжи-вых рас-су-ж-де-ний».

Дру-гой по-ме-хой к ис-тин-но-му зна-нию яв-ля-ет-ся власть тра-ди-ции, книж-ной уче-но-сти, пре-неб-ре-гаю-щей не-по-сред-ст-вен-ным на-блю-де-ни-ем и опы-том.

Об-ра-ще-ние к опы-ту как ис-точ-ни-ку по-зна-ния - не дек-ла-ра-ция. Ско-рее на-про-тив - оно яв-ля-ет-ся вы-во-дом по-сто-ян-ной и по-все-днев-ной прак-ти-ки Ле-о-нар-до - на-блю-да-те-ля, ху-дож-ни-ка, экс-пе-ри-мен-та-то-ра, ме-ха-ни-ка, изо-бре-та-те-ля. Са-мо мно-го-об-ра-зие его на-уч-ных ин-те-ре-сов, од-но-вре-мен-ное изу-че-ние мно-же-ст-ва раз-но-об-раз-ных яв-ле-ний при-ро-ды по-ро-ж-де-ны стрем-ле-ни-ем са-мо-стоя-тель-но про-ве-рить все на-уч-ные ис-ти-ны, по-знать ис-тин-ный об-лик ве-щей, про-ник-нуть в их под-лин-ную при-ро-ду.

В сво-их за-пи-сях и ри-сун-ках Ле-о-нар-до по-сто-ян-но воз-вра-ща-ет-ся к уже сде-лан-ным на-блю-де-ни-ям и опы-там. Ри-сун-ки иг-ра-ют осо-бую роль в его на-уч-ных изы-ска-ни-ях.

«Я по-до-шел ко вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру…»

«Под-чи-ня-ясь жад-но-му сво-ему вле-че-нию, же-лаю уви-деть ве-ли-кое мно-же-ст-во раз-но-об-раз-ных и стран-ных форм, про-из-ве-ден-ных ис-кус-ной при-ро-дой, блу-ж-дая сре-ди тем-ных скал, я по-до-шел к вхо-ду в боль-шую пе-ще-ру. На мгно-ве-ние я ос-та-но-вил-ся пе-ред ней по-ра-жен-ный… Я на-кло-нил-ся впе-ред, что-бы раз-гля-деть, что про-ис-хо-дит там, в глу-би-не, но ве-ли-кая тем-но-та ме-ша-ла мне. Так про-был я не-ко-то-рое вре-мя. Вне-зап-но во мне про-бу-ди-лось два чув-ст-ва: страх и же-ла-ние; страх пе-ред гроз-ной и тем-ной пе-ще-рой, же-ла-ние уви-деть, нет ли че-го-то чу-дес-но-го в ее глу-би-не».

Так пи-шет о се-бе Ле-о-нар-до да Вин-чи. Не за-пе-чат-лен ли в этих стро-ках жиз-нен-ный путь, ум-ст-вен-ная уст-рем-лен-ность, гран-ди-оз-ные по-ис-ки и ху-до-же-ст-вен-ное твор-че-ст-во это-го че-ло-ве-ка, од-но-го из ве-ли-чай-ших ге-ни-ев ми-ро-вой ис-то-рии?

По сви-де-тель-ст-ву Ва-за-ри, он «сво-ей на-руж-но-стью, яв-ляю-щей выс-шую кра-со-ту, воз-вра-щал яс-ность ка-ж-дой опе-ча-лен-ной ду-ше». Но во всем, что мы зна-ем о жиз-ни Ле-о-нар-до, нет как бы са-мой лич-ной жиз-ни: ни се-мей-но-го оча-га, ни сча-стья, ни ра-до-сти или го-ря от об-ще-ния с дру-ги-ми людь-ми. Нет и гра-ж-дан-ско-го па-фо-са: бур-ля-щий ко-тел, ко-то-рый пред-став-ля-ла со-бой то-гдаш-няя Ита-лия, раз-ди-рае-мая про-ти-во-ре-чия-ми, не об-жи-га-ет Ле-о-нар-до да Вин-чи, как буд-то бы ни-как не тре-во-жит ни серд-ца его, ни дум. А ме-ж-ду тем нет, быть мо-жет, жиз-ни стра-ст-ной, бо-лее ог-нен-ной, чем жизнь это-го че-ло-ве-ка.

По-знать и в по-зна-нии ов-ла-деть миром, ви-ди-мым и не-ви-ди-мым, тем, что кро-ет-ся в тем-ной пе-ще-ре. Ибо че-ло-век уни-вер-са-лен. По-знать опы-том и ов-ла-деть в твор-че-ст-ве, ибо для че-ло-ве-ка не-бо не «слиш-ком вы-со-ко», а центр зем-ли не «слиш-ком глу-бок» и че-ло-век дол-жен упо-до-бить-ся сам той си-ле, той энер-гии, ко-то-рую в по-кор-ном не-ве-де-нии он так дол-го на-зы-вал бо-гом. Власть че-рез по-зна-ние. Ка-кая упои-тель-ная меч-та, пья-ня-щая страсть! Этой стра-стью был одер-жим Ле-о-нар-до, и в серд-це его и в уме она всту-па-ла, ве-ро-ят-но, в еди-но-бор-ст-во со сму-ще-ни-ем, по-ро-ж-дае-мым тем-ны-ми глу-би-на-ми чу-дес-ной пе-ще-ры. Че-ло-ве-ку су-ж-де-но по-тре-во-жить их. Но не по-гло-тят ли они его са-мо-го за та-кую дер-зость?

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.