Рефераты. Антон Луцкевич и общественно-политическая деятельность

Заканчивая свою краткую характеристику историографии проблемы следует сказать, что несмотря на обилие появившихся в последнее время статей изучающих деятельность Антона Луцкевича и белорусскому национальному движению в целом, не достает источниковой базы, особенно важных для «молодых» белорусских исследователей, т.е.остро нужны работы, которые позволили бы свободно пользоваться необходимыми документами того периода.

Что касается характеристики источников, то первыми и важнейшими источниками являются воспоминания самого А.Луцкевича опубликованные в «Спадчыне» и «Полымя». В статье «Польская акупацыя у Беларусі» автор осуждает польский режим, который сформировался на территории Беларуси в те годы. Это было время когда Беларусь была поделена на части и постоянно на ее территории проходили боевые действия.

В этой работе автор полностью дает характеристику геополитики Беларуси того времени [71]

Следующим по важности источником являются воспоминания тех людей, которые так или иначе, сталкивались с А.Луцкевичем и оставили о нем свои записи. Это прежде всего воспоминания Вілінны Витан-Дубейновской «Мае успаміны» [50]. Я.Петровского “Антон Луцкевіч - арыстакрат беларускай думкі” [82], работа Т.Данилюка “Мае успаміны аб службе у беларускіх вайсковых фармаціях і уделе у беларускім узброеным змаганне 1917-1921 гг.” [59]. Исследователь данной проблематики историк Н.Недасека в 1998 году опубликовал свою работу под названием “1918-1948 Да трыццатых угодкаў найвызначнейшых падзеяў нашага нацыянальнага руху” [62]. Следующей работой касающейся образования Белорусской Народной Республики является труд белорусского историка Кравцова М “Рада Беларускай Народнай Рэспублікі” [61]. Недавно опубликованная работа, раннее запрещенная в период советской историографии, как и ряд других предыдущих работ других авторов, использованных в данной дипломной работе. Опубликованная в 1997 году Язепа Лесика “Творы: Апавяданні. Казкі. Артыкулы.” [47] и другие.

Так же ценна и работа З.Жылуновича опубликованная в 1991 году “Нацыянал-дэкократы за працай”. По своей сути носит обвинительный характер, но имеет ряд ценных источников, опубликованных им при написании своей работы [65].

Следующая, не менее важная часть источников это программы документов партий и организаций, в которых работал А.Луцкевич. Они использованы в данной дипломной работе

Эти и другие работы, которые использованы для написания дипломной работы будут оценены, прежде всего, исходя из данной темы для достижения поставленной в работе цели.

При написании дипломной работы были использованы следующие методы исторического познания: историко-генетический, историко-системный, цивилизационный подход и принцип историзма.

Применение историко-генетического метода позволяет проследить общественно-политическую деятельность А.Луцкевича от начала формирования его мировоззрения политической деятельности и попыток реализации в жизнь национального вопроса.

Благодаря историко-системному методу можно дать анализ общественно-политической деятельности А.Луцкевича, при этом учитывая сложившуюся политическую обстановку на Беларуси начала XX века.

2.1 Формирование мировоззрения А.Луцкевича и начало его политической деятельности (1896-1906)

Национальное движение начала XX века не мыслится без А.Луцкевича. Чтобы понять побуждения этого человека, необходимо окунутся в ту эпоху и среду, в которой вырос будущий лидер белорусского национального движения.

Отец Антона Луцкевича - Иван - отставной капитан, участник Крымской войны и защитник Севастополя. Его второй брак с Зосей Лычковской продолжался до самой его смерти. Именно от этого брака и родился А.Луцкевич. Произошло это 29 января 1884 года. О его рождении сохранилась метрическая запись: «1884 года февраль 19 дня в Шавлинском приходном римско-католическом кастеле… определен младенец именем Антон…Дворян…сын родившийся 1884 года января 17 дня в городе Шавли» [18, с.293].

Отец Антона не был богачом если после ухода с воинской службы вынужден был определиться по железнодорожному ведомству [9, c.92]. После его смерти в 1895 году мать Антона со всеми его братьями и сестрами переехала в Минск. Именно здесь с 1897 года Антон и его брат Иван начали учиться в классической гимназии и «учились как дети участника Крымской войны за казенный счет» [18,с. 294]. Здесь 16-тилетний Иван и 13-тилетний Антон познакомились с Карусем Каганцом, которому в то время было 28 лет. Причина тому незавидное финансовое положение. Ещё в Либаве гимназист Иван Луцкевич увлекся историей, и сопоставляя те знания, которые у него были и слушая своих преподавателей Иван пришёл к выводу, что его обманывают. Все свои мысли он передал Антону. Тем самым видя различие в языке, культуре и традициях, братья уже здесь открыли для себя «существование белорусского народа» [9,с.89].

Тем самым, можно с уверенностью сказать, что у братьев Луцкевичей были общие интересы. Они выросли в кругу ополяченной шляхты, рано осознали себя белорусами.

Итак 1897 год можно считать отправной точкой, от которой началась общественная и политическая деятельность. После окончания Минской гимназии в 1902 году братья поступили в Петербургский университет. Антон Луцкевич занялся естествознанием, Иван же напротив юриспруденцией. Став студентами Антон и Иван Луцкевичи сблизились с земляками-католиками, выходцами из Северо-западного края. В Петербурге существовала специальная «католическая» столовая, где собиралась белорусско-польская; литовская молодёжь [5,c.7].

Здесь в 1902 году они познакомились с Вацлавом Ивановским, именно вокруг этого человека организовывались студенты-белорусы. Ивановский был немного старше братьев Луцкевичей. Ему было 22 года, он имел неплохие организаторские способности.

Ивановский собрал вокруг себя близких по духу и убеждению людей, что позволило ему «организовать кружок «Белорусского народного образования»» [19,c.42]. Вполне естественно, что на голом месте невозможно было организовать подобной организации. Как отмечал Ф.Турук, своеобразное общество студентов-белорусов существовало ещё до 1902 года и не имело строгой организационной формы, напоминало скорее дискуссионный клуб [4,c.23]. Организация в своей деятельности на первое место ставила печатание белорусских книг [9,c.8]. Под свой контроль организация брала возникновение белорусской школы для народа, вела работу среди питерских студентов и рабочих - выходцев из Беларуси, устраивали вечера, создавали свой фонд [9, c.95], благодаря которому удалось выдать сборник стихотворений Янки Лучины (И. Неслуховского). В том же году была организована и Белорусская революционная партия, но развернуть работу ей не удалось. Участвуя в общественной деятельности, Антон Луцкевич понял, что возрождение народа невозможно без «свержения самодержавия» [19,c.42]. Так же как и строительство национальной культуры возможно будет только тогда, когда власть в России перейдёт в руки демократии и Беларусь получит автономию. Для братьев эта работа дала необходимый опыт, который пригодился им в скором времени. Как уже упоминалось выше в 1902 г. была создана БРП «на съезде представителей студенческих и ученических кружков Минска, Вильно и Петербурга» [21,c.198]. Лидером её являлся всё тот же Вацлав Ивановский, единственный документ, который сохранился до наших дней от этой организации, является воззвание «к интеллигенции». Работая в кружке братья Луцкевичи осознавали, что путь к возрождению и освобождению нашего народа лежит через политическую борьбу. К такому выводу Антон и его брат Иван пришли благодаря многим факторам. Но прежде всего следует отметить, что к осени 1903 года сформировалось ядро будущей партии и к концу года были сформированы основные положения Белорусской Революционной Громады [9,c.95]. Прежде всего, это пробуждение национального самосознания белорусов, которое по нашему мнению, является решающим, т.к. народ не осознавая себя белорусами не воспримет остальные положения программы, далее идут требования «национальных свобод для белорусов (белорусские школы, право белорусского языка)», также право на автономию, и довольно остро стоял вопрос о свержении самодержавия власти. Передача земли крестьянам, заводы - рабочим. При всей своей примитивности, тем не менее, она, как отмечает А.Луцкевич, потянула за собой лучшие элементы среди белорусской молодёжи [5,c.10].

Возвращаясь к поставленному выше вопросу, можно сказать, что влияние польских партий на белорусских национальных деятелей исключить просто было бы невозможно. Именно из-за польского влияния произошел раскол между братьями Луцкевичами и Ивановским, т.к. часть этой партии была расположена сделать уступки в национальном вопросе польским социалистам [22,c.93-94]. Эта позиция выразилась, прежде всего, в воззваниях и листовках, которые были изданы на польском языке в Петербурге осенью 1902 года.

На первый план ставилась задача культурно-просветительской деятельности партии среди населения. Позиция ППС по вопросу национальной государственности Беларуси была сформулирована в статье опубликованной в феврале 1903 года в газете «Predswit» («На рассвете»). В ней он заявил: «Когда мы признаем целиком права каждого народа на самостоятельное развитие, то это ещё не значит, что мы должны смотреть некритически на возможности подобного развития. Что касается белорусов, то перспективы преобразования данной народности в нацию, являются при современной политической ситуации, очень малы» [22,c.94]. Именно поэтому, исходя из принципа самоопределения Белоруси, братья Луцкевич и решили организовать новую партию, не имеющую отношение к ППС.

В ноябре 1903 г. по их инициативе и была организована БРГ, в программе которой была изложена выше, что касается вопроса, когда партия изменила своё название, это произошло после того как к БРГ присоединилась Белорусская Социалистическая Громада. Эта партия являлась самой прочной и долговечной партией действующей на Беларуси. Также в это время была выработана и программа партии.

Белорусская Социалистическая Громада -- первая в республике национально-демократическая партия социалистической ориентации. Являясь составной частью революционно-демократического потока национально-освободительного движения, она появилась на политической арене в самом начале XX в.

История се создания связана с Белорусской Революционной Громадой, возникшей и начале 1902 г. В декабре 1903 г. (по другим данным в октябре 1904 г.) партия приняла новое наименование - Белорусская Социалистическая Громада (БСГ). Оно сохранилось до ее распада в июне 1918 г., когда республику оккупировали немецкие войска. Партия зародилась в Минске. Ее организаторами были А. И. Луцкевич (А. Новина), И. И. Луцкевич, В. Ю. Ластовский, К. Кастровицкий (К- Каганец), В. Зелезей, Ф. Стацкевич, Ф. Умястовский, А. Л. Бурбис, В. И. Ивановский, А. Пашкевич (Цетка), А. Власов и другие.

По своему социальному составу БСГ являлась объединением представителей различных слоев белорусской нации, среди которых преобладали выходцы из шляхты, зажиточных слоев крестьянства, интеллигенции и чиновничества. Биографические данные ее лидеров свидетельствуют, что это были в основном представители двух классов, двух главных политических течений--либерально-буржуазного и демократического. Возможность такого объединения в рамках одной политической партии обусловливалась сравнительно слабой классовой дифференциацией формировавшейся белорусской нации.

Это сказалось и на программных документах. Программное заявление, являвшееся по существу наброском программы, эклектически объединяло многие теоретические положения различных политических партий, прежде всего ППС, эсеров, а позднее Бунда и меньшевиков. В нем провозглашалась социалистическая ориентация. 1 съезд, проходивший в декабре 1903 г. в Вильно, принял новое название партии - Белорусская Социалистическая Громада и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сохранившийся до начала первой русской революции. Впоследствии один из се организаторов А. И. Луцкевич писал, что у БСГ рабочая и общеполитическая часть программы явно была социал-демократической и что «вообще в партии царила социалистическая идеология» [18,с.7]. Однако в программе отсутствовало принципиальное различие между пролетариатом, крестьянством и другими слоями трудящихся. Подобно эсерам, она объединяла их в одну социально-экономическую категорию -- трудовой народ и в равной степени стремилась опереться и на рабочий класс, и на крестьянство, и на интеллигенцию. Это отдаляло ее от социал-демократии и сближало с эсерами и другими народническими партиями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.