Рефераты. Англия в середине XI века

Полученные таким путём данные были сведены, и составилась знаменитая в истории не только Англии, но и всей средневековой Европы Книга страшного суда, представляющая собою неоценённую сокровищницу самых реальных сведений по аграрной, хозяйственной и социальной истории Англии как раз в знаменательный момент перелома, произведённого Нормандским завоеванием, и притом сведений, рисующих самыми конкретными чертами положение вещей как непосредственно перед завоеванием, так и в момент его и лет двадцать спустя. Одни вопросные пункты, на которые должны были давать ответы присяжные, в достаточной мере красноречивый показатель того, как конкретны и детальны эти сведения. Такая "Великая перепись" могла быть предпринята и выполнена только в государстве с такой могущественной центральной властью, какая была создана в Англии фактом своеобразного завоевания; так что самый факт появления Книги страшного суда очень много говорит для характеристики завоевания и его роли в английской истории. Из неё мы, главным образом, и берём материал для этой характеристики, равно как и для характеристики предшествовавшей ему эпохи. Вильгельм создал данную книгу не осознавая её исторической важности, но мы осознаём и если не Нормандское завоевание, возможно, не было бы этой книги, а с ней и тех важных сведений, которые мы имеем. И в этом виден ещё один большой плюс данного завоевания.

С Нормандским завоеванием связан ещё один крупный факт в истории Англии. Оно оказало глубокое влияние ещё на одну общественную силу, игравшую важную роль в англо-саксонском обществе, дав ей такое направление, которого она не имела перед этим. В данном случае идёт речь о церкви.

У англо-саксов церковь ещё не выделилась из государства. В высшем учреждении в государстве, в уитенагемоте, рядом со светскими князьями сидели и духовные, рядом с элдорменами и королевскими тэнами в качестве "мудрых" земли обсуждали государственные дела и епископы с аббатами, что местный епископ заседал рядом с элдормэном и шерифом и в "народном собрании", а также и в сотенном собрании присутствовали и сельские священники, являвшиеся сюда по одному от каждой деревни, вместе со старостой и четырьмя самыми почтенными крестьянами деревни. Правда, для чисто церковных дел и для решения чисто религиозных вопросов духовенство собиралось в особые собрания, на синоды; кроме того, чисто церковные дела разбирались и решались епископами в особых куриях. Но судебные дела всякого иного характера, возникавшие между клириками и мирянами, решались в общих судебных собраниях сотни и графства по обычному праву, англо-саксов. Вильгельм же особым указом отстранил духовенство от участия в отправлении общей юстиции и создал для судебных дел и не чисто церковного характера, возникавших у церкви, особую юрисдикцию, особые церковные суды, руководствовавшиеся не общим правом страны, а правом каноническим. "Он решил на общем совете и по совету архиепископов, и епископов, и аббатов, и всех магнатов его королевства исправить епископские законы, которые существовали в королевстве англов ненадлежаще и несогласно предписаниям святых канонов." Ввиду этого король повелевает и королевской власти предписывает, чтобы впредь ни епископ, ни архидиакон не решали дел, относящихся к епископским законам, в сотне и не представляли дел, относящихся к управлению душами, на суд мирян, но каждый, согласно епископским законм, если его привлекут к суду по какому-либоделу или преступлению, пусть являетсяв место, которое для этоговыберет или назначит епископ, и здесь отвечает по этому делу или преступлению, и не так, как это делается в сотне, но сообразно канонам и епископским законам даст справедливое возмещение богу и своему епископу. Шерифам, бэйлифам запрещается вмешиваться в дела, подлежащие юрисдикции епископа.

Если вспомнить, что на папском престоле сидел в это время Григорий VII Гильдербранд, что теократические тенденции папства проявились тогда со всею яркостью, и если, с другой стороны, обратить внимание на то, что английская церковь при Вильгельме Завоевателе владела чуть ли не половиной всех поместий, то нам представится во всём своём общественном и политическом значении сделанный Вильгельмом шаг. Хотя феодальный принцип держания был строго проведён королём и в отношении к церкви в его вассалов, хотя все эти архиепископы, епископы и аббаты были нормандцы, а не англо-саксы, которых король мог бы считать опасными для своих интересов, тем не менее, это отделение церковной юрисдикции от светской сближало интересы английской церкви с интересами и тенденциями континентального католицизма, выступившего тогда так резко на путь борьбы за освобождение церкви от светской власти и преобразования её в великую международную монархию не от мира сего, но признанную покорить мир и сделать своими послушными орудиями его королей и императоров. Особая церковная юрисдикция имела своим естественным последствием апелляцию к высшему церковному трибуналу католического мира, к папскому престолу. Развитие канонического права всё больше и больше расширяло юрисдикцию церковных судов, делая подсудным им массу чисто гражданских дел, связанных с браком, завещанием, данным словом и т. п., итем расширяя влияние церкви на целый ряд сторон хозяйственной и социальной жизни общества, а вместе с этим соответственно увеличивая количество случаев апелляций к римской курии, которая, таким образом, получала возможность всё больше и больше накладывать свою руку на общество и на государство данной страны.

Вильгельм ясно видел опасность своего шага и поспешил принять меры, чтобы по возможности парализовать её. По словам хроникера Эдмера Вильгельм "не хотел допускать, чтобы кто-нибудь во всех владениях его признавал первосвященника города Рима за апостолического папу иначе, как по его повелению, или на каком-либо условии принимал его письма, если они раньше не были показаны ему; он не позволял примасу своего королевства, архиепископу кентерберийском или йоркскому, если тот собирал под своим председательством общее собрание епископов, узаконить или воспрещать что-либо такое, что не было бы согласно с его (короля) волей и заранее не было бы им повелено; тем более он не позволял никому из своих епископов публично обличать, отлучать от церкви или подвергать какой-либо другой церковной каре кого-либо из своих баронов или из своих слуг, изоблечённого в прелюбодеянии или в уголовном преступлении, иначе, как по его (короля) собственному повелению". В течении так называемого нормандского периода английская церковь являлась опорой королевской власти в её столкновениях с враждебными ей общественными силами. А такую враждебную силу представляли обязанные всем королевской власти феодалы.

Пришедшие с Вильгельмом и им вспоенные и вскормленные представители континентального, выродившегося в политический партикуляризм феодализма не хотели, да едва ли и могли понять то положение, которое отвёл им в политическом строе завоёванного им с их же помощью королевства нормандский герцог, когда он сел на престол Эдуарда Исповедника и потребовал от всех людей Англии, без различия туземцев и пришельцев, клятву верности против всех других людей. Не понимали они, да едва ли и могли понять, и того положения, которое занял Вильгельм, утвердившись на новом престоле, и склонны были видеть в нём лишь феодального сюзерена, и его отношение к ним как к подданным, обязанным безусловно ему повиноваться и наравне с ими же завоёванными англо-саксами нести все общегосударственные повинности в качестве всего лишь членов тяглого, военно-служилого сословия государства, могло показаться им как самое незаконное нарушение их законнейших прав и привилегий. А, между тем, то, что они считали своими законнейшими правами и привилегиями (например, право частной войны, право чеканить собственную монету, право строить укрепленные замки и т.д.), являлось прямым посягательством на права и привелегии как государства, так и общества, как их понимали англо-саксы. Это обстоятельство надолго определило взаимные отношения короля, народа (англо-саксонской массы) и примыкавшей к нему церкви и новой, нормандско-французской, аристократии. Притязания этой аристократии были враждебны как интересам короля, так и интересам народа, а также и церкви. Народ скоро это понял и в столкновениях короля с баронами неизменно становился, поддерживаемый церковью, на сторону короля, видя в обладателе власти надёжный оплот против феодального произвола, рано убедившись, что если его интересы и не всегда совпадают с интересами короля, то враги у них, во всяком случае, общие. Борьба английского государства и народа с феодалами составляет основной интерес политической истории Англии после Нормандского завоевания. Борьба эта началась ещё при жизни Завоевателя, но в это время, как бы ни старались феодалы, она не имела результата, а было это от того, что при Вильгельме Завоевателе Англия достигла такой мощной центральной власти, что не один феодал не мог ничего противопоставить этой власти. При этом, как было выше написано, короля поддерживало всё государство в лице народа и церкви. Благодаря Вильгельму Завоевателю эта поддержка стала закономерностью и до правления Иоанна Безземельного, пока народ не успел разочароваться в короле, являлась традицией.

Заключение

Подводя итоги, можно с полной уверенностью заявить, что Англия при англо-саксах была очень слабой и разобщённой страной, не было такой силы, в руках правящих людей, которая могла бы собрать всё государство и все его земли вокруг королевского трона, результатом чего явилась слабая военная и политическая организация. И итогом этого всего стало лёгкое завоевание Англии норманами.

Нормандское завоевание Англии, явилось тем самым событием, которое внесло переломный момент в истории Англии. Политическая катастрофа при англо-саксах, отдавшая Англию в руки нормандского герцога Вильгельма, предотвратила политический её распад, укрепила в сильной мере центральную власть и, усилив и систематизировав феодальный аппарат, опять поставила его на то место, которое он должен был занимать в общей системе государственного устройства и управления наряду с другими, нефеодальными его органами и орудиями. Англия была снабжена такими ресурсами, каких она прежде никогда не имела, и могла поэтому ставить и разрешать такие задачи, о которых не смели и мечтать современные ей государства. Она испытала на себе сильное организационное воздействие государственного порядка, господствовавшего в Нормандии, можно сказать, была перестроена по нормандскому образцу, все главные элементы были здесь налицо и, нужно было только сообщить им более совершенную форму и дать им более широкую и прочную постановку. В завоёванной Вильгельмом Англии феодальные способы управления находились в гармоническом сочетании с нефеодальными, в одинаковой мере находясь в полном распоряжении центральной власти как её технические средства и орудия, делая её всемогущей и неограниченной. Как и в Нормандии, и здесь феодальный порядок занимал в государственном строе страны соответствующее его основному существу место и тем приближался к своему идеальному типу.

Кто знает что бы было сейчас с Англией если бы не нормандское завоевание, возможно, она была бы завоёвана другим государством, но не на таких выгодных условиях, как она была завоёвана норманнами. Возможно, даже предположить распад страны полностью, изнутри и прекращение её полного существования. Всё имело место быть. Но есть то, что уже произошло и это произошедшее, по моему мнению лучшее, что могло случиться в тот период с Англией. Также не стоит забывать о культурном развитии Англии, ведь Нормандское завоевание оказало огромное влияние и в этой сфере государственного устройства. И действительно "какую бы сторону культурного развития средневековой Англии мы ни изучали,- будет ли это история образования её языка, её литературы, её правовых идей, история её политических форм, социального строя или экономической эволюции, её церковных отношений и учреждений,- на каждом шагу нам приходится встречаться с последствиями Нормандского завоевания и убеждаться в силе и глубине его влияния."

Список использованной литературы

1. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества. М., 1937.

2. Петрушевский Д.М. Памятники истории Англии 11-13 века. М., 1936.

3. О. Тьерри История завоевания Англии и Нормандии. М., 1968.

4. Гутнова Е.В. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в средневековой Западной Европе 11-15 века. М., 1984.

5. Шарль Пти-Дютайи Феодальная монархия во Франции и в Англии 10-13 веков. СПб., 2001.

6. Э. Обст "Англия, Европа и мир" М., 1930.

7. Авдеева К.Д. Внутренняя колонизация и развитие феодализма в Англии в 11-13 века. Л., 1973.

8. Левицкий Я.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.