Рефераты. А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик

Все это не могло не отразиться как на выборе профессии, так и на формировании характера и соответствующих личностных качеств А.Д.Сахарова, который, наблюдая кропотливый каждодневный труд отца, его поступки в различных жизненных ситуациях, очень многое воспринимал как пример для подражания и руководство к действию. Сам Андрей Дмитриевич вспоминал, что "папа, когда мне было 12-14 лет, несколько раз водил меня в лабораторию института, показывая опыты - они воспринимались как ослепи-тельное чудо, при этом я вое понимал (я так думал тогда, и вроде так оно и было). Вскоре я и сам стал делать "домашние" опыты"... Сахаров А.Д. Воспоминания С.11-12. Главное чему научился А.Д.Сахаров у отца - это то, "как надо работать. Там же. С.12. Андрей Дмитриевич подчеркивал, что его отец был "добрым, мягким и принципиальным человеком, с твердой мудростью, с сочувствием к людям. Там же. С.15.

Таким образом, семья А. Д. Сахарова оказала на него огромное влияние. Он сумел вобрать в себя лучшие черты неско-льких поколений своих родных, которые проявлялись у них как в работе, так и в общении с людьми. Это- высокий интеллектуа-льный уровень, образованность, умение и желание добросовест-но работать, большая ответственность в любом деле, и, главное - гуманизм, вежливость, скромность, доброта и отзывчивость. Это подтверждал и сам А.Д.Сахаров, подчеркивая то, что "в другую эпоху, чем мои родные, в других условиях, с другой философией и жизненным положением, с другой биографией, я стал космополитней, глобальней, общественно активней, чем мои близкие. Но я глубоко благодарен им за то, что они дали мне необходимую отправную точку для этого". Сахаров А.Д. Воспоминания С.20.

§ 2. Юность, выбор профессии, первые шаги на профессиональном поприще.

Не вызывает сомнения, что кроме семьи, ближайшего окружения на человека оказывает большое влияние та историческая эпоха, то время, когда он рос и взрослел. "Эпоха, на которую пришлось мое детство и юность, была трагической, жесткой, страшной - вспоминал А.Д. Сахаров - Но было бы неправильно ограничиться только этим. Это было время также особого массового умонастроения, возникшего из взаимодействия еще не остывших революционного энтузиазма и надежд, фанатизма, тотальной пропаганды, реальных огромных социаль-ных и психологических изменений в обществе, массового исхо-да людей из деревни - и, конечно, - голода, злобы, зависти, страха, невежества, эрозии нравственные критериев после многих дней войны, зверств, убийств, насилия. Именно в этих условиях сложилось то явление, которое в СССР официально деликатно называют "культ личности". Сахаров А.Д. Воспоминания. С. 17. А.Д.Сахаров из раз-говоров взрослых уже в начале 30-х г.г. имел некоторые сведения о происходивших в стране событиях. Он многого еще не мог тогда понять, но все это имело большое значение для формирования его мировоззрения, а также последовавшей много лет спустя эволюции позиции и взглядов.

Годы учебы в школе А.Д.Сахаров по желанию родителей чередовал с домашним, индивидуальным обучением. Именно в этот период развился и окончательно окреп интерес Андрея Дмитриевича к физике, точным наукам. Он с отличием окончил школу в 1938 г. и тогда же поступил на физический факультет Московского университета. Как вспоминал сам Сахаров: «Как отличник я имел право поступить в вуз без экзаменов. Уже потом от своих однокурсников я наслушался об ужасах приемных экзаменов, об огромном конкурсе; я думаю, что, верней всего, я бы не прошел этого отбора, требовавшего таких психологических качеств, которыми я не обладал» Там же. С. 59.

«Университетские годы для меня резко разбиваются на два периода - три довоенных года и один военный, в эвакуации. На 1-3 курсах я жадно впитывал в себя физику и математику, много читал дополнительно к лекциям, практически больше ни на что времени у меня не оставалось, и даже художественную литературу я почти не читал. Я с большой благодарностью вспоминаю своих первых профессоров - Арнольда, Рабиновича, Нордена, Млодзеевского (младшего), Лаврентьева (старшего), Моисеева, Власова, Тихонова, доцента Бавли. Профессора давали нам очень много дополнительной литературы, и я каждый день по многу часов просиживал в читальном зале. Вскоре я стал пропускать ради читалки более скучные лекции. На первых курсах больше всего нравилось преподавание математики. В общем курсе физики меня очень мучили некоторые неясности. Они, как я думаю, происходили от недостаточной теоретической глубины изложения более сложных вопросов. Из университетских предметов только с марксизмом-ленинизмом у меня были неприятности - двойки, которые я потом исправлял. Их причина была не идеологической. Но меня расстраивали натурфилософские умствования, перенесенные без всякой переработки в ХХ век строгой науки. Газетно-полемическая философия “Материализма и эмпириокритицизма” казалась мне скользящей по касательной к сути проблемы. Но главной причиной моих трудностей было мое неумение читать и запоминать слова, а не идеи». Там же. С.59-61

Окончил его тоже с отличием уже во время войны, в 1942 г., в эвакуации в Ашхабаде. Бабенышев А., Лерт Р. и др. Сахаровский сборник - 1981. М.:Книга.1991.С.15.

В университете Андрей Дмитриевич начал формироваться как физик-теоретик. Этому во многом способствовали его учителя, лекции и занятия которые давали фундаментальную подготовку молодым советским физикам. Это профессора Арнольд, Рабинович, Норден, Млодзеевский (младший), Лаврентьев (стар-ший), Моисеев, Власов и др. Сахаров А.Д. Воспоминания. С.28.

Однокурсники А.Д.Сахарова вспоминали позднее, что "Андрей Дмитриевич не был ни "дубом", ни самым блестящим студентом на нашем курсе. Правда, необычную силу его и препо-даватели, и студенты поняли очень скоро. А вот его самого, пожалуй, не понимали. Просто не понимали, потому, что способ рассуждений, его логические ступени всегда были гораздо крупнее, чем ступени обычных людей... Когда он рассуж-дал, что по отношению к нам (а у нас был сильный курс) он находился примерно в таком положении, как мы с вами к типич-ному философу, привыкшему рассуждать по закону формальной логики... Многое, что для окружающих нуждалось в ступеньках, для Сахарова было очевидно...".Левин М.Л. В поучение. // Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Сборник. 1, :Терра,"Книжное обозрение". 1991. С.46-47.

Получив диплом со специальностью. "Оборонное металло-ведение" А.Д.Сахаров был направлен на военный завод в город Ковров и выехал по назначению".Сахаров А.Д. Воспоминания. С.37.

«Опять поездка через пораженную войной страну. Несколько пересадок, переполненные вокзалы и поезда. Спал, лежа на чемодане между скамейками. меня приняли в отделе кадров, поместили на постой и велели зайти к ним через несколько дней. Фактически я прожил в Коврове около десяти дней. К концу моего пребывания в Коврове мне выдали направление в Министерство Вооружения [Народный комиссариат вооружений] в Москве, в котором было написано, что завод не может предоставить работу по специальности». Там же. С. 79-80

В сен-тябре 1942 г, по направлению Наркомата вооружении А.Д.Саха-ров прибыл на патронный завод в Ульяновск. Две недели ему пришлось работать на лесозаготовках в глухой сельской местности под Мелекессом.Там же. С.38 Как вспоминал сам Андрей Дмит-риевич, "с этими днями связаны мои первые, самые острые впечатления о жизни рабочих и крестьян, в то трудное время".Там же. С. 15. Везде чувствовалось огромное напряжение людей, связанное с войной, с трагическим событиями, происходившими на фронте, с трудностями жизни в тылу.

Вернувшись в сентябре 1942 г. на завод в Ульяновск, А.Д.Сахаров работал там сначала младшим технологом в загото-вительном цехе, а затем, с 10 ноября 1942 г., инженером-изобретателем в Центральной заводской лаборатории. Здесь он занимался "разработкой прибора контроля бронебойных сердеч-ников на полноту закалки, на наличие продольных трещин, магнитными методами контроля, оптическим методом определения марок стали, экспресс-методом определения марок стали, основанным на использовании термоэлектрического эффекта"Там же. С.41,45,46. и др. разработками. Все эти изобретения существенно облегчали выпуск качественной продукции. В 1944 г. Андрей Дмитриевич "стал усиленно заниматься теоретической физикой по учебни-кам". Там же. С.45.

Тогда же он "написал несколько статей по теоретической физике и направил их в Москву на отзыв". Сахаров А.Д. Воспоминания. С.47. Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, "эти первые работы никогда не были опубликованы, но они дали мне то чувство уверенности в своих силах, которое так необходимо каждому научному работнику". Там же. С15-16.

Безусловно, данный этап в жизни Андрея Дмитриевича Сахарова, был отправной точкой для развития его как ученого, так и общественного деятеля. Ведь именно в детском и юношеском возрасте начинают формироваться и складываться жизненные принципы. Благодаря родителям, Андрей Дмитриевич получает хорошее образование и с легкость поступает в университет. Немалую роль в становлении Сахарова, как ученого играют Вузовские преподаватели, которые помогают ему с отличием окончить университет и начать работу в качестве физика-теоретика.

ГЛАВА II. Роль А.Д.САХАРОВА В СОЗДАНИИ ЯДЕРНОГО ЩИТА

ОТЧИЗНЫ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗМУЖАНИЕ

§ 1. Стремительная научная карьера и

эволюция общественно-политических взглядов

В 1945 г. А.Д.Сахаров поступил в аспирантуру физичес-кого института АН СССР им.П.Н. Лебедева. Там он сразу пора-зил своего научного руководителя И.Е.Тамма (крупнейшего физика-теоретика, впоследствии академика и лауреата Нобе-левской премии по физике) и др.сотрудников института нестан-дартностью, свежестью и смелостью решений предлагаемых ему задач. Так, после первой же встречи Андрея Дмитриевича И.Е.Тамм говорил своим сотрудникам: "этот молодой человек самостоятельно додумался до того, что пока придумали только самые крупные светила атомной физики и что еще нигде не опубликовано!". Пименов Р.И. Каким он был. //Андрей Дмитриевич: Воспоминания о Сахарове. Сборник М.,1991. С.200.

В 1947 г, А.Д.Сахаров успешно окончил аспирантуру, защитил диссертацию, и, получив степень кандидата физико-математических наук, продолжал свою научную работа в ФИАНе под руководством И.Е.Тамма.

Именно тогда им были высказаны первые блистательные идеи, касающиеся мирного (и немирного) использования термоядерной энергии, выделяющейся при реакции слияния ядер водорода. Киржниц Д.А. Посланец далекого времени. //Там же. С.60. В 1948 г. А.Д.Сахаров был включен в научно-исследовательскую группу по разработке термоядерного оружия. Руководителем группы был И.Е.Тамм. Последующие двадцать лет - непрерывная работа в условиях сверхсекретности и сверхнапряжения сначала в Москве, затем в специальном Научно-исследовательском секретном центре". Сахаров А. Автобиография. С.16. Чтобы создать водородную бомбу, нужно было сочитание в одном лице та-ланта физика, химика, инженера. Нужна была способность принимать нетривиальные решения и способность видеть проблему в целом.

«У Андрея Дмитриевича очень редкое сочетание того, что особенно для теоретиков нужно - двух основных вещей. Это умение качественно разбираться в материале, ясно и очень наглядно картину себе представить, и вместе с тем это владение математическим аппаратом, который мастерски помог ему найти тот путь, которым решена эта задача. Такая самостоятельность, оригинальность, которые отмечаются в его диссертации и во многих его беседах, которые играют большую роль и для наших теоретиков и для наших смежных лабораторий, - все это показывает, что Андрею Дмитриевичу очень многое дано и от него очень многого можно ждать. И я очень рад, что наш теоретический отдел ФИАН обогатился таким сотрудником». Отзыв И.Е.Тамма (из стенограммы заседания Ученого Совета ФИАН от 3.11.47)//РАН, ф.532, оп.1, №127, л.19

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.