Рефераты. Законы XII таблиц - памятник рабовладельческого права (Контрольная)

Обязательства из деликтов.

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают вследствие причинения вреда, и рассматривают их не как правонарушение, а как посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова  (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки чужих деревьев, неосторожного уничтожения чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип талиона («VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится  с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено то же самое»).

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся прежде всего к посягательствам на государство. «IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу римского гражданина»[5]

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

семейно-брачное право

О семейном  праве  древнего Рима может быть сказано ранее всего то,  что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго пат­риархальной,  то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство  возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи.  Так,  дочь домовладыки, вышедшая замуж,  подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и станови­лась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын  (с  разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами,  в  том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство  имело несомненное превосходство над родс­твом кровнородственным,  когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в  Риме существовали три формы заключения браков:  две древнейших и одна сравнительно новая.  Древнейшие совершались  в  торжественной  обстановке  и отдавали женщину-невесту под власть мужа.  В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме,  в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму  брака - "sine manu" - то  есть  "без власти мужа".  Можно предположить,  что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в  союзе  с  богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но имен­но в этой форме брака - sine manu - женщина нашла себе значительную  сво­боду, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном бра­ке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наи­большее распространение,  тогда как "правильные" формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фа­милиях.

Специфической особенностью брака sine manu  было  то,  что  его следовало  возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал все права как в браке conventio in manum в силу давности владения.  Для сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности (VI.4.).

Издержки на содержание семьи лежали,  естественно, на муже, ибо брак был патриархальным,  по мужу,  конечно,  не воспрещалось распоря­жаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

Также Законам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливалась над женщинами («V.I.. … вследствие присущего им легкомыслия…»[6], несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).

наследственное право

В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило ближайшему агнату (V.4.),  а если покойный оставлял завещание,  следовало слепо и  свято придерживаться его буквального текста (V.3.). Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сооб­ща, как это было при отце.

Имущество вольноотпущенника наследовалось патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в семью патрона, в случае, если первым не оставлено формального завещания. (V.8а, 8б)

Долги и невозвращенные покойному ссуды распределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве. (V.9а,9б).

Уголовное право

Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяние в Законах XII таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред отдельному гражданину Рима. Однако, рассмотрение правонарушений с точки зрения жестокости наказания и современного уголовного права позволяет отнести к этой категории следующие преступления, карающиеся по Законам XII таблиц.

1. Кража, при поимке с поличным, наказывалась телесным наказанием и последующей выдачей потерпевшему для свободных,  – телесным наказанием и казнью для рабов, для несовершеннолетних – телесным наказанием или простым возмещением убытков).

При этом совершение кражи в ночное время  могло повлечь за собой убийство преступника на месте, при этом убивший освобождался от ответственности, однако, в случае, если совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы, ибо законы XII таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника (VIII.12.).

Вместе с тем, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. (VIII.16.; VIII.18a.)

Потрава поля, преднамеренный поджог – карались смертью. (VIII.9.10.)

Лжесвидетельствование – каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы).

Хранение краденой вещи – штраф в размере тройной суммы стоимости вещи (VIII.15а.)

Убийство, очевидно также наказывалось смертной казнью, как это видно из текстов поздних римских авторов: «VIII.24б. По XII таблицам за тайное истребление урожая (назначалась) смертная казнь, более тяжкая, чем за убийство человека»[7].

Коррупция. Уличенные во мздоимстве судьи и посредники подлежали смертной казни.

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в центуриатной комиции.

Суд и судебный процесс.

Для уяснения  дальнейшей  истории  римской  государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процес­су  указанной поры - процессу легисакционному (legis actio – совокупность ритуальных и строго формальных действий, жестов и слов, которые совершались на суде сторонами и магистратом).  Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется закона­ми XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий:  первая называлась ин юре, вторая - ин юдицис.  Первая стадия была строго формальной,  вторая - ха­рактеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем пре­тор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных точно определенных для каждого данною случая словах, претор  если никто не сбивался в произнесении должной,  строго опреде­ленной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанав­ливал  сумму  денег,  которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в кассу понтификов в виде залога правоты (II.1.). Малейшее нарушение формальной стороны процесса рассматривалось как вмешательство богов и влекло за собой проигрыш дела. Проигрыш дела вел к проиг­рышу залога и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй  стадии  процесса  претор  назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущих­ся подчиниться судейскому решению.  На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась На его второй стадии судья выслушивал сторо­ны,  свидетелей  рассматривал представленные доказательства,  если они были,  и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало. Необходимо также отметить, что любое судебное разбирательство должно было закончиться в тот же день: «I.9. Если (на судоговорении) присутствуют обе стороны, пусть заход солнца будет крайним сроком (судоговорения)».

С течением  времени  легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принад­лежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

Заключение.

В древнейший период безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с квиритскими обычаями и ритуалами, нашедшими свое отражение в Законах XII таблиц. Цивильное право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства. Оно применялось только к обладающим римским гражданством лицам и рассматривалось как особая привилегия римского гражданина.

Римское право древнейшего периода отличалось строгостью, формализмом. Особое внимание было уделено урегулированию отношений, связанных с движением имущества и правом частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над объектом права.

Однако община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и прочим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер.

К III в. до н.э. консервативное по своей сути цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями развивающейся рабовладельческой системы. Однако, римляне не отменили действие Законов XII таблиц, дополнив законодательство более гибким преторским правом.


Список литературы.


1.     Игнатенко А.В. "Политическая роль армии в Риме в период республики". Свердловск 1973

2.     Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988.

3.     «Хрестоматия по истории Древнего Рима» под редакцией В.И. Кузищина, Высшая Школа, М. 1987.

4.     Бирюков Ю.М. "Государство и право Древнего Рима".М.:изд-во ВПА , 1969г. , с.105

5.     Орлов Г.В. "История государства и права зарубежных стран", часть 1, М.:из-во ВКИМО

6.     Бирюков Ю.М. "Правовые памятники Древнего мира", М.:изд-во ВПА , 1969г. , с.88

7.     "Знаменитые римляне". Москва,1968 г. , с.55

8.     Кузницин А.А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г. , с.205

9.     Перетерский И.С. "Всеобщая история государства и права", М.:изд-во Наука, 1981 г., с.195


13.01.98                                                                Гладышев Е.В.


[1] Цицерон. Тор. IV. 23. Здесь и далее цитируется по тексту «Хрестоматия истории Древнего Рима», «Высшая Школа», М. 1987

[2] Гай. 1.8.D.VIII.3.

[3] Плиний. Естественная история. XVI.5.15.

[4] Ср.: Авл Геллий. Аттические ночи (ХХ, I,48): «Но я не читал и не слыхал, чтобы в старину кто-нибудь был разрублен на части»

[5] Марциан. I.3.D.XLVIII.4.

[6] Гай. Институции. I. 144-145.

[7] Плиний. Естественная история. XVIII.3.12.8 – 9.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.