Так выглядела центральная организация
в зависимости от имущественного ценза Помимо этих центурий, были еще 18
центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов ( из
них шесть исключительно патрицианских ); а также пять невооруженных центурий:
две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли
пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.
Центурии каждого из пяти разрядов
делились на две части: одна из них, старшая, куда входили римляне от 45 до 60
лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет -
младшая, предназначалась для боевых походов.
Для оценки имущества граждан, вся
территория Рима была разделена на трибы, которые, однако, не имели ничего
общего, кроме названия, с прежними тремя племенными трибами. Новых,
территориальных триб вначале было создано, видимо, 21 : четыре городских и
семнадцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на
военные нужды - Tributum.
Со временем состоящее из центурий
войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной
и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел,
которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции,
центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания
проводились в городе.
Там возник новый вид народных
собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные
собрания.
Каждая из 193 центурий обладала при
голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции:
всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им
перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных
собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее
состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в
эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по
отношению к римской общине.
Таким образом, важное социальное
значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой
организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и
территориальному признаку.
Тем не менее, родовой строй еще не был
сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе,
продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальным и
имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она
вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с
патрициями, которая особенно обострилась после свержения последнего рекса.
Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового
строя изжила себя бесповоротно.