2.1 Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце XIX века.
Несмотря на то, что Положения 1867-1868 годов были приняты как временные, только на 2-3 года, Казахстану пришлось жить по ним несколько десятилетий, т.к. власти не считали своевременным отказываться от военно-оккупационного режима и переходить к гражданскому управлению в Казахстане. И хотя определённые изменения в административной и правовой системе этой колониальной окраины России происходили, основных принципов управления они не затрагивали.
Образование Степного генерал-губернаторства. 2 июля 1881 года было упразднено Оренбургское генерал-губернаторство, а управление Тургайской и Уральской областями было передано Министерству внутренних дел. Чуть позже, 18 мая 1882 года было ликвидировано и Западно-Сибирское генерал-губернаторство. Решено было выделить области с казахским населением в отдельную территориально-административную единицу и в связи с этим 28 мая 1882 года по царскому указу было образованно Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, включившее в себя Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области. Последняя была выделена из состава Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом, в составе генерал-губернаторств остались только те земли, которые непосредственно граничили с сопредельными странами, в Западном Казахстане система управления всё более приближалась к общеимперской.
Положение 1886 года. 2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», ставшее основным правовым актом, по которому жило население Южного Казахстана до 1917 года. Туркестанский генерал-губернатор совмещал функции военного и гражданского управления, имел право ссылки политически неблагонадёжных лиц на срок более пяти лет и передачи особо важных уголовных дел военным судам. При генерал-губернаторстве существовал совет из гражданских и военных чиновников, чиновники особых поручений, переводчик и канцелярия. Последнее имело три отделения:
-по вопросам управления и личного состава;
-по земельным вопросам, налогам, строительству, связи, просвещению и медицине;
-по финансам, статистике, землям, вакуфному имуществу, контролю за иностранными подданными.
Особый отдел канцелярии, дипломатический занимался всеми вопросами, связанными с вопросами центрально-азиатских протекторатов – Хивинского государства и Бухарского эмирата.
Ведению совета подлежал широкий круг вопросов, связанных с управлением краем, законодательные вопросы, рассмотрение краевого бюджета, определение размера натуральных земских повинностей, руководство поземельным и податным устройством. Управление областями не претерпело изменений, но в уездах появились полицейские управления. Для полицейского контроля над определёнными районами стали назначаться становые приставы, полицмейстеры и полицейские приставы.
Городами управляли уездные начальники, а где их не было – участковые приставы при участии депутатов от городского общества. Ташкентом управлял начальник города с полномочиями уездного начальника. Каждый город делился на русскую и туземную части с отдельным управлением. В 1877 году на Ташкент было распространено право самоуправления, существовавшее Европейской части России. Избиралась Городская Дума, состоящая из городской головы и гласных. Две трети гласных избирались от русского населения и одна треть – от «туземного».
Произошли изменения и в судебной системе. Вводилась существовавшая в Центральной России должность мирового судьи, рассматривающего иски по личным обязательствам и договорам, а также об имуществе на сумму не свыше 2 тысячи рублей. Кроме того, мировой судья имел право по желанию истца рассматривать дела, подведомственные народному суду.
Положением 1886 года были отменены харадж и танабный збор, вместо которых вводится единый поземельный налог в размере 10 процентов средней валовой доходности земли.
Административное устройство переселенцев. В конце XIX века в Казахстане усиливается переселенческое движение, вызванное аграрным кризисом в России. Кроме того, переселение крестьянства на восточные окраины империи создавало социальную базу, опору правительства в колониях. Первоначально переселение было организованно в областях Туркестана. Так, в 1868 году были приняты «Временные правила» о крестьянских переселениях в Семиречье, по которым переселенцам давался ряд льгот. В 1883 году были разработаны «Правила о поземельном устройстве осёдлого населения Семиреченской области», несколько урезывающие привилегии переселенцев. Принятое 13 июля 1889 года «Положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казённые земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время», допускало переселение только с предварительногоразрешения Министерств внутренних дел и государственных имуществ. Тем не менее, поток переселенцев рос, многие из них размещались на землях Казахстана самовольно, частично арендуя землю у казахских общин, частично просто захватывая её. К 1897 году русские и украинцы в Казахстане составили уже около 13% населения.
Управление русским населением в целом не отличалось от общеимперского. Общий контроль за крестьянскими органами самоуправления осуществлялся уездным присутствием по крестьянским делам, состоящего из уездного начальника, чиновника по крестьянским делам, мирового судьи и уездного инспектора. Органами самоуправления были: волостной съезд, волостные правления, волостной старшина , сельский сход и сельский староста. Волостной съезд состоял из членов волостного правления и представителей селений по одному из 10 дворов. Волостное управление состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей и писаря.Волостной старшина избирался волостным съездом на 3 года и утверждался вышестоящим начальством.
Заключение.
Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие выводы по направления реформ 1867-1868 гг. в Казахстане:
Изменение правового статуса Казахстана в составе Российской империи – постепенное превращение протекторатно-вассальных отношений в колониальные;
Реорганизация управления – создание более эффективного административного аппарата и новой системы местного самоуправления, которая должна была сама себя содержать.
войсковых подразделений и огромного количества чиновников.
определенности;
гибко реагирующей на выступления населения Казахстана и своим острием направленной против их борьбы.
В реформах 1867-1868 гг., наряду с политическими и административными переменами государственного управления в Казахстане, содержались нововведения, касающиеся экономического положения Казахстана.
официальные сборы и налоги с кочевников: кибиточная подать по 3 рубля
для казахов Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернств и
2,75 рубля - для Туркестанской губернии, далее земской сбор по 50
копеек в год с каждой кибитки, сборы на содержание местной
администрации и приезжающих царских чиновников, на народное
образование, устройство дорог и мостов. Таким образом, на каждую казахскую кибику приходилось до 5-7 рублей официальных сборов, хотя в действительности эта цифра была значительно больше из-за произвола местных властей.
С целью усиления колонизации казахских земель и передачи части их для нужд казачьих войск и русских переселенцев, развития горной промышленности, величайшим велением царя вся казахская земля была объявлена государственной собственностью и предоставлялась казахскому народу во временное пользование.
Проведенные реформы 1867-1868 гг. способствовали проникновению и
развитию буржуазных отношений в Казахстане и сопровождались
разрушением прежнего феодально-патриархального строя. были введены
ограничения радиуса летних кочевок, осуществлялся переход казахских скотоводов к постоянным зимним стоянкам, получили развитие земледелие и сенокошение, промышленность и торговля, что повлекло за собой крупные социально-экономические изменения в казахском обществе.
С интенсивным развитием капитализма в России и необходимостью
расширения внешнего рынка возрос интерес русского капитала к
казахскому краю как богатому источнику животноводческого и
минерального сырья, новому рынку для сбыта российских промышленных товаров и сфере приложения торгового, финансового и горнозаводского капитала.
Все это способствовало расширению взаимных экономических связей между Россией и Казахстаном, проникновению в казахскую степь новых товарно-капиталистических отношений, дало импульс производительным силам сельского хозяйства в степном крае, переходу к новым, более прогрессивным формам хозяйствования и сопровождалось социально-экономическими преобразованиями в казахском обществе.
Перед реформами 1867-1868 гг. в Казахстане господствовал
феодальный способ производства с общинным землепользованием и сильными патриархально-родовыми отношениями в обществе. Кочевая форма хозяйствования, господствующая в Казахстане и являющаяся главной экономической основой жизни казахов до проникновения капиталистических отношений в казахское общество, с 70-х годов XIX века стало тормозить экономический и общественный прогресс в Казахстане. С развитием новых товарно-капиталистических отношений в казахской степи кочевая форма хозяйствования стала заменяться более прогрессивными формами, такими, как полукочевое и оседлое, однако на значительной территории Казахстана она по-прежнему оставалась доминирующим способом ведения хозяйства.
Переходу казахов на новые формы хозяйствования способствовали:
политические и административные меры, введенные царизмом в Казахстане (ограничение радиуса летних кочевок);
массовое переселение в Казахстан обездоленных русских и украинских крестьян, которые охотно делились с казахскими шаруа более высокой культурой земледелия;
периодически повторяющиеся джуты во второй половине XIX века их было четыре: 1850-1851 гг., 1855-1856 гг., 1879-1880 гг., 1891-1892 гг.
Первые кыстау [зимние стойбища] стали устраивать байские хозяйства, а возле них группировались семьи бедных шаруа, находившиеся в экономической зависимости и родственных отношениях с ними.
К концу XX века казахские шаруа в своей основной массе перешли на постоянные зимовки с жилыми и хозяйственными постройками. Большинство шаруа стало заниматься сенокошением и заготовкой кормов на зимний период.
Под влиянием товарных отношений и хозяйственных нужд стала
меняться структура животноводства в казахском хозяйстве, большое
значение и численность приобрел крупный рогатый скот как тягловая сила в земледелии, получило интенсивное развитие молочное направление.
О структурном составе и изменении численности скота в последней четверти XIX века в Казахстане можно судить по следующим данным:
Статистические данные показывают почти двукратное увеличение поголовья крупного рогатого скота. Отмечается некоторое уменьшение поголовья лошадей, верблюдов, овец и коз.
Наряду с экономическими переменами в казахской степи происходили тесно связанные с ними социальные изменения. Разложение натурального хозяйства и новые экономические факторы, действующие в казахском ауле, приводили к дальнейшему усилению имущественного неравенства. О возрастании имущественного неравенства в казахском обществе можно судить по следующим данным: если распределение скота в среднем на одно казахское хозяйство по разным уездам края колебалось от 40 до 70 голов, что свидетельствовало о благополучном положении хозяйства, то в действительности распределение по социальным категориям было резко дифференцированным. Подавляющее большинство казахских шаруа имело мало скота или вообще его не имело.
Так, по результатам статистического обследования «в 1891 году в ауле N 9 Раймской области Казалинского уезда числилось 209 хозяйств. Из них имели лошадей 124, без овец было 158 хозяйств, или 75,6% от всего количества хозяйств. 128 хозяйств, т.е. более половины, имели лишь по 2-3 головы, 40 хозяйств не имели ни одной головы скота».
Феодально-байская верхушка, наряду с использованием прежних феодально-патриархальных форм эксплуатации рабочей силы в виде слуг, колик-майлы и др., стала применять и новые формы капиталистической эксплуатации. Обезземелившиеся шаруа в результате разорения и захвата их земель были вынуждены арендовать земли у феодально-байской верхушки, что влекло за собой дальнейшую кабалу и долги.
Список используемой литературы:
1. Кузембайулы А, Абиль Е. История Республики Казахстан. [Рекомендована Министерством образования и науки Республики Казахстан в качестве учебника для студентов]. Алматы, 2003.
2. Рыспаев К. История Республики Казахстан /Учебное пособие для студентов ВУЗов. Алматы: «Билим» [«Знание], 2002.
3. Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2 е изд., перераб. и доп. Алматы: Аркаим, 2002.
4. Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. 3 е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997
5. Еркин Абиль История государства и права Республики Казахстан [курс лекций] Астана 2000 г.
А также использовались ссылки:
http://referatw.ru
http://kazref.narod.ru
http://www.referat.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4