Рефераты. Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов


















2.1 Изменения в административно-правовой системе Казахстана в конце XIX века.

 Несмотря на то, что Положения 1867-1868 годов были приняты как временные, только на 2-3 года, Казахстану пришлось жить по ним несколько десятилетий, т.к. власти не считали своевременным отказываться от военно-оккупационного режима и переходить к гражданскому управлению в Казахстане. И хотя определённые изменения в административной и правовой системе этой колониальной окраины России происходили, основных принципов управления они не затрагивали.

 Образование Степного генерал-губернаторства. 2 июля 1881 года было упразднено Оренбургское генерал-губернаторство, а управление Тургайской и Уральской областями было передано Министерству внутренних дел. Чуть позже, 18 мая 1882 года было ликвидировано и Западно-Сибирское генерал-губернаторство. Решено было выделить области с казахским населением в отдельную территориально-административную единицу и в связи с этим 28 мая 1882 года по царскому указу было образованно Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, включившее в себя Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области. Последняя была выделена из состава Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом, в составе генерал-губернаторств остались только те земли, которые непосредственно граничили с сопредельными странами, в Западном Казахстане система управления всё более приближалась к общеимперской.

 Положение 1886 года. 2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», ставшее основным правовым актом, по которому жило население Южного Казахстана до 1917 года. Туркестанский генерал-губернатор совмещал функции военного и гражданского управления, имел право ссылки политически неблагонадёжных лиц на срок более пяти лет и передачи особо важных уголовных дел военным судам. При генерал-губернаторстве существовал совет из гражданских и военных чиновников, чиновники особых поручений, переводчик и канцелярия. Последнее имело три отделения:

 -по вопросам управления и личного состава;

 -по земельным вопросам, налогам, строительству, связи, просвещению и медицине;

 -по финансам, статистике, землям, вакуфному имуществу, контролю за иностранными подданными.

 Особый отдел канцелярии, дипломатический занимался всеми вопросами, связанными с вопросами центрально-азиатских протекторатов – Хивинского государства и Бухарского эмирата.

 Ведению совета подлежал широкий круг вопросов, связанных с управлением краем, законодательные вопросы, рассмотрение краевого бюджета, определение размера натуральных земских повинностей, руководство поземельным и податным устройством. Управление областями не претерпело изменений, но в уездах появились полицейские управления. Для полицейского контроля над определёнными районами стали назначаться становые приставы, полицмейстеры и полицейские приставы.

 Городами управляли уездные начальники, а где их не было – участковые приставы при участии депутатов от городского общества. Ташкентом управлял начальник города с полномочиями уездного начальника. Каждый город делился на русскую и туземную части с отдельным управлением. В 1877 году на Ташкент было распространено право самоуправления, существовавшее Европейской части России. Избиралась Городская Дума, состоящая из городской головы и гласных. Две трети гласных избирались от русского населения и одна треть – от «туземного».

 Произошли изменения и в судебной системе. Вводилась существовавшая в Центральной России должность мирового судьи, рассматривающего иски по личным обязательствам и договорам, а также об имуществе на сумму не свыше 2 тысячи рублей. Кроме того, мировой судья имел право по желанию истца рассматривать дела, подведомственные народному суду.

 Положением 1886 года были отменены харадж и танабный збор, вместо которых вводится единый поземельный налог в размере 10 процентов средней валовой доходности земли.

 Административное устройство переселенцев. В конце XIX века в Казахстане усиливается переселенческое движение, вызванное аграрным кризисом в России. Кроме того, переселение крестьянства на восточные окраины империи создавало социальную базу, опору правительства в колониях. Первоначально переселение было организованно в областях Туркестана. Так, в 1868 году были приняты «Временные правила» о крестьянских переселениях в Семиречье, по которым переселенцам давался ряд льгот. В 1883 году были разработаны «Правила о поземельном устройстве осёдлого населения Семиреченской области», несколько урезывающие привилегии переселенцев. Принятое 13 июля 1889 года «Положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казённые земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время», допускало переселение только с предварительногоразрешения Министерств внутренних дел и государственных имуществ. Тем не менее, поток переселенцев рос, многие из них размещались на землях Казахстана самовольно, частично арендуя землю у казахских общин, частично просто захватывая её. К 1897 году русские и украинцы в Казахстане составили уже около 13% населения.

 Управление русским населением в целом не отличалось от общеимперского. Общий контроль за крестьянскими органами самоуправления осуществлялся уездным присутствием по крестьянским делам, состоящего из уездного начальника, чиновника по крестьянским делам, мирового судьи и уездного инспектора. Органами самоуправления  были: волостной съезд, волостные правления, волостной старшина , сельский сход и сельский староста. Волостной съезд состоял из членов волостного правления и представителей селений по одному из 10 дворов. Волостное управление состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей и писаря.Волостной старшина избирался волостным съездом на 3 года и утверждался вышестоящим начальством.


Заключение.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие выводы по направления реформ 1867-1868 гг. в Казахстане:

Изменение правового статуса Казахстана в составе Российской империи – постепенное превращение протекторатно-вассальных отношений в колониальные;

Реорганизация управления – создание более эффективного административного аппарата  и  новой  системы местного самоуправления, которая должна была сама себя содержать.

Превращение Казахстана в базовый лагерь царизма;

Усиление налогового пресса для покрытия  расходов  на  содержание

войсковых подразделений и огромного количества чиновников.

Объявление земель Казахстана государственной собственностью.

Создание и        развитие        административно-территориальной

определенности;

Распространение общеимперского и уголовного законодательства;

Создание новой структуры  судебных  органов  как  системы,  более

гибко реагирующей  на выступления населения Казахстана и своим острием направленной против их борьбы.

В реформах   1867-1868   гг.,   наряду    с    политическими    и административными переменами государственного управления в Казахстане, содержались нововведения,    касающиеся    экономического    положения Казахстана.

Так, была  введена  налоговая система,  включающая многочисленные

официальные сборы и налоги с кочевников:  кибиточная подать по 3 рубля

для казахов  Оренбургского  и  Западно-Сибирского  генерал-губернств и

2,75 рубля - для Туркестанской губернии,  далее  земской  сбор  по  50

копеек в   год   с   каждой   кибитки,  сборы  на  содержание  местной

администрации и   приезжающих   царских   чиновников,   на    народное

образование, устройство  дорог  и  мостов.  Таким  образом,  на каждую казахскую кибику приходилось до 5-7 рублей официальных сборов,  хотя в действительности эта  цифра  была  значительно  больше  из-за произвола местных властей.

С целью усиления колонизации казахских земель и передачи части их для нужд  казачьих  войск  и  русских  переселенцев,  развития  горной промышленности, величайшим  велением  царя  вся  казахская  земля  была объявлена государственной собственностью и  предоставлялась  казахскому народу во временное пользование.

Проведенные реформы 1867-1868 гг.  способствовали проникновению и

развитию буржуазных    отношений   в   Казахстане   и   сопровождались

разрушением прежнего  феодально-патриархального  строя. были   введены

ограничения радиуса  летних  кочевок,  осуществлялся переход казахских скотоводов к постоянным зимним стоянкам,  получили развитие земледелие и сенокошение,  промышленность  и  торговля,  что  повлекло  за  собой крупные социально-экономические изменения в казахском обществе.

С интенсивным  развитием  капитализма  в  России и необходимостью

расширения внешнего  рынка  возрос   интерес   русского   капитала   к

казахскому краю    как    богатому   источнику   животноводческого   и

минерального сырья,  новому рынку для  сбыта  российских  промышленных товаров и  сфере  приложения торгового,  финансового и горнозаводского капитала.

Все это  способствовало расширению взаимных экономических связей между Россией и Казахстаном,  проникновению в  казахскую  степь  новых товарно-капиталистических отношений,   дало  импульс  производительным силам сельского хозяйства в степном  крае,  переходу  к  новым,  более прогрессивным формам       хозяйствования       и       сопровождалось социально-экономическими преобразованиями в казахском обществе.

Перед реформами   1867-1868   гг.   в   Казахстане  господствовал

феодальный способ производства с общинным землепользованием и сильными патриархально-родовыми отношениями   в   обществе.    Кочевая    форма хозяйствования, господствующая   в  Казахстане  и  являющаяся  главной экономической основой жизни казахов до проникновения капиталистических отношений в казахское общество,  с 70-х годов XIX века стало тормозить экономический и общественный прогресс в Казахстане.  С развитием новых товарно-капиталистических отношений  в  казахской  степи кочевая форма хозяйствования стала заменяться более прогрессивными формами,  такими, как полукочевое   и   оседлое,   однако   на  значительной  территории Казахстана она по-прежнему оставалась  доминирующим  способом  ведения хозяйства.

Переходу казахов на новые формы хозяйствования способствовали:

политические и   административные   меры,  введенные  царизмом  в Казахстане (ограничение радиуса летних кочевок);

массовое переселение   в   Казахстан   обездоленных   русских   и украинских крестьян,  которые охотно делились с казахскими шаруа более высокой культурой земледелия;

периодически повторяющиеся джуты во второй половине XIX века  их было четыре: 1850-1851 гг., 1855-1856 гг., 1879-1880 гг., 1891-1892 гг.

Первые кыстау   [зимние   стойбища]   стали   устраивать  байские хозяйства, а возле них группировались семьи бедных шаруа, находившиеся в экономической зависимости и родственных отношениях с ними.

К концу XX века казахские шаруа в своей основной массе перешли  на постоянные зимовки с жилыми и хозяйственными постройками.  Большинство шаруа стало заниматься сенокошением  и  заготовкой  кормов  на  зимний период.

     Под влиянием  товарных  отношений  и  хозяйственных  нужд   стала

меняться структура   животноводства  в  казахском  хозяйстве,  большое

значение и численность приобрел крупный рогатый скот как тягловая сила в земледелии, получило интенсивное развитие молочное направление.

О структурном составе и изменении численности скота  в  последней четверти XIX века в Казахстане можно судить по следующим данным:


Статистические данные  показывают  почти  двукратное  увеличение поголовья крупного  рогатого  скота.  Отмечается  некоторое уменьшение поголовья лошадей, верблюдов, овец и коз.

Наряду с  экономическими переменами в казахской степи происходили тесно связанные с ними социальные изменения.  Разложение  натурального хозяйства и новые экономические факторы, действующие в казахском ауле, приводили к  дальнейшему  усилению   имущественного   неравенства.   О возрастании имущественного  неравенства  в  казахском  обществе  можно судить по следующим данным: если распределение скота в среднем на одно казахское хозяйство  по  разным  уездам  края  колебалось  от 40 до 70 голов, что свидетельствовало о благополучном положении хозяйства, то в действительности распределение  по  социальным  категориям  было резко дифференцированным. Подавляющее большинство казахских шаруа имело мало скота или вообще его не имело.

Так, по результатам статистического обследования «в 1891  году  в ауле N  9  Раймской области Казалинского уезда числилось 209 хозяйств.  Из них имели лошадей 124,  без овец было 158 хозяйств,  или  75,6%  от всего количества хозяйств.  128 хозяйств,  т.е.  более половины, имели лишь по 2-3 головы, 40 хозяйств не имели ни одной головы скота».

Феодально-байская верхушка,   наряду   с  использованием  прежних феодально-патриархальных форм эксплуатации рабочей силы  в  виде  слуг, колик-майлы и  др.,  стала  применять  и новые формы капиталистической эксплуатации. Обезземелившиеся шаруа в результате разорения  и  захвата их земель   были   вынуждены   арендовать  земли  у  феодально-байской верхушки, что влекло за собой дальнейшую кабалу и долги.














Список используемой литературы:

1.     Кузембайулы А, Абиль Е. История Республики Казахстан. [Рекомендована Министерством образования и науки Республики Казахстан в качестве учебника для студентов]. Алматы, 2003.

2.     Рыспаев К. История Республики Казахстан /Учебное пособие для студентов ВУЗов. Алматы: «Билим» [«Знание], 2002.

3.     Кан Г.В. История Казахстана: Учеб. пособие. 2 е изд., перераб. и доп. Алматы: Аркаим, 2002.

4.     Козыбаев М.К., Козыбаев И.М. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса. 3 е изд., дополненное. Алматы: Атамура, 1997

5. Еркин Абиль  История государства  и права Республики Казахстан [курс лекций] Астана 2000 г.



А также использовались ссылки:


  http://referatw.ru

        http://kazref.narod.ru

    http://www.referat.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.