Рефераты. Введение «Временного положения» 1867-1868 гг. и политико-правовые последствия для казахов



1.1Органы управления по реформам 1867-1868 годов.

 

 Областное и уездное управление. Высшую власть в генерал-губернаторстве осуществлял генерал-губернатор, имевший широкие административно-политические, военные, судебные и хозяйственные полномочия. Он имел право непосредственно апеллировать к царю, получая лично от него особые указания и поручения. В его функции входило следующее:

 -прямой и косвенный надзор над местной администрацией и другими органами власти, в том числе казенными палатами, земледельческими управами, отраслевыми департаментами государственных имуществ, налоговыми и другими ведомствами, включая учреждения, не подчинённые ему административно [учебные заведения, суды, таможни, банки и т.п.];

 -командование войсками соответствующего военного округа;

 -кассационное решение дел, рассмотренных судами нижестоящих инстанции;

 -назначение начальников отделений областных правлений, уездных начальников, представление к должности военного губернатора по согласованию с Военным Министерством;

 -дипломатические контакты с приграничными государствами, по согласованию с Министерством иностранных дел.

 В целом генерал-губернатор был посредником между центральными министерствами и областными учреждениями.

 Вся власть в области принадлежала военному губернатору и областному правлению, возглавлявшемуся вице-губернатором. Военный губернатор назначался императором и обладал гражданской, военной, административной и судебной властью. Он являлся командиром всех воинских частей, расквартированных на территории области, возглавлял областной административно-полицейский аппарат, осуществлял надзор за деятельностью областных учреждений, утверждал в должности волостных управителей.

Областное управление состояло из трёх отделений – распорядительного, хозяйственного и судебного. Членами областного правления были дивизионный доктор, архитектор и чиновник особых поручений по горной и лесной части.

 В функции распорядительного отделения входило:

 -административное деление и устройство в области;

 -обнародование указов и распоряжений правительства;

 -служебные и отпускные дела административного аппарата области;

 -выборы в низовую администрацию волостей и аулов;

 -контроль над духовной жизнью населения;

 -принятие в подданство иностранцев;

 -административная ссылка лиц и возращение их;

 -руководство учреждениями здравоохранения и образования;

 -сохранение порядка в области.

 Функции хозяйственного отделения были следующими:

 -учёт земель и распределение их между жителями;

 -организация ярмарок и базаров;

 -сбор статистических сведений;

 -сбор платежей и налогов.

 В функции судебного отделения входила подготовка к слушанью уголовных и гражданских дел, и ведение переписки по судебным и следственным делам.

 В целом , областное правление совмещало функции губернской канцелярии, судебной и казённой палат губернского правления.

 Вся административно-полицейская и военная власть в уезде принадлежала уездному начальнику, назначавшемуся из числа русских офицеров. В его функции входило:

 -наблюдение за сохранением порядка в уезде;

 -сбор податей;

 -сбор статистических сведений;

 -выдача торговых документов купцам и мещанам в тех городах, где не существовало городских управлений;

 -контроль за состоянием здравоохранения и торговли;

 -определения места и времени волостного съезда;

 -утверждение аульного старшины.

 Кроме того, уездный начальник имел право временно отстранять волостных управителей, налагать административные взыскания на должностных лиц низового звена и рядовых казахов, а также подвергать их аресту до семи суток.

 Местное управление. Представители казахского населения допускались к власти на низовом уровне административной системы, причём здесь был узаконен принцип выборности. Волостные управители избирались на три года из лиц моложе 25 лет, не находящихся под следствием, не имеющих судимостей и пользующихся уважением и доверием народа, волостным съездом, члены которого в свою очередь выбирались от каждых 50 хозяйств волости. В функции волостного управителя входило следующее:

 -наблюдение за порядком в волости;

 -сбор податей;

 -приведение в исполнение судебных решений;

 -присутствие на аульных сходах и контроль за выборами аульного старшины;

 -выполнение решений волостного съезда;

 -присутствие на съезде баев и приём исковых заявлений.

 Кроме того, волостной управитель имел право подвергать аресту до трёх дней или штрафу до трёх рублей за неисполнение требований властей, драки и т.п. Они же представляли свидетелей и обеспечивали явку ответчиков на суд биев.

 Большие полномочия, которые давались волостному управителю, особенно в фискальном деле, делали эту должность лакомым куском для корыстолюбивых представителей торгового-ростовщической верхушки казахского общества. Выборы сопровождались ожесточённой борьбой соперничающих группировок, в которой использовались как законные, так и недозволенные методы. Уездный начальник обязательно присутствовал на выборах, и его мнение играло решающую роль. Практически всегда уездные начальники входили в сговор с определёнными кандидатами, получая за это щедрые взятки. На уездном и волостном уровне пышным цветом расцветать коррупция.

 Волостной съезд избирался на три года аульным сходом, выборные же изберались от каждых десяти хозяйств аула. Старшина в ауле выполнял те же функции, что и волостной управитель. Аульный сход выбирал старшину, распределял пастбищя между хозяйствами, решал земельные споры, раскладывал подати между хозяйствами аула, взыскивал недоимки по налогам. В осёдлых районах юга Казахстана каждый населённый пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков. Большие селения и города с коренным населением делились на кварталы, во главе которых находился аксакал. В городах и селениях на сходе выборщиков утверждались также общественные, хозяйственные управления, в задачи которых входило «заведование общественным хозяйством городов и селений» и раскладка податей и сборов. Управление состояло из трёх-пяти человек с представителем во главе, утверждающимся военным губернатором. В целом, система низового звена управления в осёдлых районах не сильно отличалась от кочевых областей.

 Таким образом, царское правительство вместе с организацией военно-оккупационного режима широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.

 Реформа наносила непоправимый удар по правам и привилегиям султанов, так как относило их, как и остальных казахов, к «сельским обывателям».

 В целом, главная задача реформы – объединение неподвластных России народов под единое управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление «родовых» начал с целью постепенного слияния казахских степей с прочими частями Империи, была достигнута.












1.2 Правовая система.

 Реформы 1867-1868 годов предусматривали распространение на территорию Казахстана общеимперской судебной системы и общеимперского законодательства. Все сколько-нибудь важные гражданские и уголовные дела изымались из поля действия обычного права, кроме того, проводилась целенаправленная политика на разрушение традиционной правовой системы.

 Изменения в правовой системе. Одним из существенных нововведений правовой системе Казахстана стало появление нового источника права – имперского законодательства. Все нормы имперского права состояли из двух групп: норм права, общих для всей территории Российской империи и норм права, установленных специально для Казахстана и учитывающих особенности региона. В связи с прогрессирующим разложением общины и проникновением новых социально-экономических отношений, значительные изменения претерпело обычное право. Основным источником его становится ереже, наиболее быстро реагирующее на меняющиеся условия жизни.

 Сохранилось и даже упрочнилось разделение на уголовные и гражданские правонарушения, причём перечень составов преступлений отнесённых к уголовным постоянно расширялся. Так, в середине XIX века вводятся такие составы преступлений, как допуск в аул мусульманских священнослужителей из сопредельных стран Азии, разрешение жить у себя бродягам и нищим, умысел на воровство, снятие шкуры с павшего скота, умышленное или неумышленное содействие побегу арестантов, нарушение общественного порядка и т.п. Широко стали практиковаться в уголовном праве такие виды наказания, как арест, телесные наказания, принудительные работы и т.п. кроме того, целый ряд преступлений, таких как убийство, барымта, разбой, грабёж, преступления против денежной системы, государственная измена, явное неповиновение властям, антиправительственная агитация, нападение на порчу и транспорт, убийства христиан и лиц, желающих принять христианство, убийство должностных лиц, вообще изымались из ведения суда биев и передавались общеимперским судам.

 Значительные изменения потерпело и право собственности. Прежде всего, Положение 1867-1868 годов объявило всю землю, занимаемую казахами государственной собственностью, только передавшейся в пользование аульных общин. Эта правовая норма стала юридическим основанием для массового изъятия земель у казахов в конце XIX века. Фактически у казахов осталось лишь право пользоваться землёй, причём часть земельного фонда постоянно изымалась из государственной собственности и передавалась в частую путём наделения русских и украинских крестьян, казачества и иностранных промышленников. В целом, происходит расширение прав собственника на основе общероссийских норм права.

 Семейное-брачное право больших изменений не претерпело, однако под воздействием российского законодательства и в обычное право казахов через ереже входили новые нормы. Так, расширились права женщин, детально рассматривался порядок наследования имущества и т.п.[1]

[1]Еркин Абиль  История гос-ва и права А.2000г.

 Более серьёзно трансформировалось обязательственное право, так как именно оно регулировало те новые социально-экономические отношения, которые возникли в Казахстане под влиянием проникновения товарно-денежных отношений и распада общины. Кроме того, появились правоотношения между казахским населением и русскими переселенцами.

 Договора аренды были в основном двух видов: сдача в аренду казахскими общинами земель русским крестьянам или промышленникам, и сдача в аренду земель казачьих войск казахским общинам.

 Волостные и аульные сходы по временным Положениям 1867-1868 годов получили право сдавать в аренду земли общины русским крестьянам, купцам и промышленникам. Договора заключались в письменной форме на срок не свыше 30 дней. К концу XIX века в аренду начинают сдаваться земли зимних пастбищ, находившиеся в пользовании отдельных богатых казахских семей без приговора аульного схода.

 Другой вид арендных отношений был связан с выделением крупных земельных участков казачьим войскам, что создало дефицит земель для казахов в пограничных районах. В то же время казачьи офицеры получали участки из общевойскового фонда в частную собственность. Не имея возможности и желания самостоятельно обрабатывать эти земли, офицеры сдавали их в аренду малоземельным казахским общинам. В конце XIX века более6700 хозяйств с населением 436000 человек арендовали земли Сибирского казачьего войска. Арендная плата постоянно росла и к концу XIX века достигла 13 рублей 25 копеек в среднем на хозяйство. Каких либо юридических гарантии защиты интересов арендатора ни существовало.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.