Рефераты. Томас Гоббс

“Левиафан” представляет  собой  наиболее  полное  и  систематическое  изложение  социально – политической  теории  Гоббса.

          Книга  состоит  из  четырех  частей. В  первой  части  излагается  учение  о  человеке. Вторая – посвящена  происхождению  и  сущности  государства. Третья  и  четвертая  части  книги  содержат  критику  притязаний  церкви (в  особенности  католической) на  власть  и  самостоятельность  по  отношению  к  государству. Здесь  же  дается  рационалистическая  интерпретация  Священного  писания.

          В  начале  1652 г.  Гоббс  возвращается  на  родину. К  тому  же  появление  “Левиафана” не  только  облегчило  возвращение  Гоббса  из  эмиграции, но  и  обеспечило  ему  весьма  благосклонный  прием  со  стороны  деятелей  индепендентской  республики. Имеются   данные  о  том, что  сам  Кромвель  покровительствовал  Гоббсу  и  предложил  автору  “Левиафана”  пост  статс-секретаря. Однако  активного  участия  в  политической  жизни  Гоббс, правда, не  принимал, но  зато  живо  откликался  на  события  культурной  жизни, поддерживал  тесные  контакты  с  научными  кругами. В  1655 г. выходит, наконец, в  свет  сочинение  Гоббса  “О  теле”, представляющее  собой  первую  часть  его  философской  системы. Работа  была  написана  Гоббсом  на  латинском  языке, но  уже  в  следующем  году  появляется  второе, английское, издание  книги. Центральное  место  уделено  в  ней  вопросам  методологии. Здесь  же  содержится  развернутое  изложение  материалистической  философии  Гоббса, сложившейся  под  решающим  влиянием  математики  и  механики. Вторая  часть  “Основ  философии”, получившая  название  “О  человеке”, появляется  в  1658 г., таким  образом, была  завершена  философская  трилогия, начало  которой  было  положено  в  1642 г. публикацией  “О  гражданине”.

          25 мая  1660 г. король  Карл II  Стюарт  торжественно  въехал  в  Лондон. Это  было  начало  Реставрации. В  числе  лиц, встречавших  короля, был  и  Томас  Гоббс. Рассказывают, что  Карл II, проезжая  мимо, заметил  своего  бывшего  учителя  математики  и  снял  шляпу  в  знак  приветствия. Однако  личное  знакомство  с  королем  не  избавило  Гоббса  от  давления  англиканской  церкви  и  монархистов, которые  ставили  ему  в  вину  и  его  призывы  к  повиновению  государственной  власти, установленной  в  результате  победы  революции, и  его  критические  выпады  против  церкви  и  духовенства. Гоббс  перерабатывает  “Левиафан”, который  выходит  в  1668 г. в  Амстердаме  на  латинском  языке. В  этом  издании  Гоббс  осуждает  мятежи, направленные  против  законной  власти, с  еще  большей  силой  подчеркивает  свою  лояльность  по  отношению  к  реставрированной  монархии, требует  наказания  ее противников. Смягчению  подвергается  и  критика  духовенства. Но  несмотря  на  эти  серьезные  коррективы, общий  дух  произведения  остается  прежним. В  том  же  1668 г.  Гоббс  пишет  еще  одно  произведение. Оно  посвящается  событиям  гражданской  войны  в  Англии  и  получает  название  “Бегемот  или  Долгий  парламент” (по  мнению  немецкого  исследователя  Гоббса – Тенниса, название  книги  объясняется  желанием  автора  показать, что  Левиафану-государству  противостоит  другое  чудовище – Бегемот (революция  и  гражданская  война)). Поскольку  Гоббсу  запрещено  было  публиковать  сочинения, имеющие  отношение к  религии  и  политике, “Бегемот” увидел  свет  лишь  в  1682 г., когда  его  автора  уже  не  было  в  живых. Несмотря  на  то, что  Гоббс  не  скрывает  в  книге  своих  роялистских  симпатий, она  пронизана  идеям  антиклерикализма  и  убедительно  показывает, что  при  всех  своих  колебаниях  английский  мыслитель  выступал  против  реакции.

          Последние  годы  жизни  Гоббса  проходят  в  интенсивной  литературной  работе. Он  продолжает  полемику  со  своими  научными  противниками, пишет  книгу  по  истории  церкви, на  восемьдесят  четвертом  году  жизни  издает  свою  автобиографию, написанную  латинскими  стихами, а  также  приступает  к  переводу  на  английский  язык  поэм  Гомера. В  1675 г.  выходит  в  свет  перевод  “Одиссеи”, в  1676 г.  “Илиады”. В  1677 г. обе  поэмы  появляются  в  одном  издании.

          Умер  Тома  Гоббс  в  1679 г. на  девяносто  втором  году  жизни. Он  был  похоронен  в  Гардвиге. На  могиле  философа  была  поставлена  мраморная  плита  с  латинской  эпитафией: “Достойный  муж, широко  известный  благодаря  своей  учености  на  родине  и  на  чужбине”.   


ГОББС  О  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ПРИРОДЕ  И  ПРАВЕ.


          Английский  философ, как  и  многие  другие  передовые  мыслители

той  эпохи, пытался  объяснить  сущность общественной  жизни, исходя  из  принципов "человеческой природы". Учение  Гоббса  о  человеке  включало  чрезвычайно  важное  положение: “люди  равны  от  природы”. Английский  мыслитель  утверждал, что  природа  сделала  людей  равными  в  отношении  их  физических  и  умственных  способностей. Имеющиеся  различия  в  этом  отношении  не  настолько  велики, чтобы  один  человек  мог  претендовать  на  какое-нибудь  благо  исключительно  для  себя  и  в  ущерб  другим  людям. Однако  какова  же  человеческая   природа, каковы  те  влечения  и  склонности, которые  определяют, в  конечном  счете, поведение  людей. Ответ  Гоббса  предельно  ясен  и  недвусмыслен: “люди  от  природы  подвержены  жадности, страху, гневу  и  остальным  животным  страстям, они  ищут  почета  и  выгод”, действуют  “ради  пользы  или  славы, то  есть  ради  любви  к  себе, а  не  к  другим”. Эгоизм  объявляется, таким  образом, главным  стимулом  человеческой  деятельности. Но  Гоббс  не  осуждает  людей  за  их  эгоистические  наклонности, не  считает, что  они  злы  по  своей  природе. Ведь  злы  не  сами  желания  людей, указывает  философ, а только  результаты  действий, вытекающих  из  этих  желаний.

          Что  касается  страха  и  недоверия  людей  друг  к  другу, то  они проистекают, по  Гоббсу, из-за  равенства  физических  и  умственных  способностей  людей. Из-за  равенства  же  способностей  людей  возникает  равенство  надежд  на  достижение  целей, которые  они  перед  собой  ставят. “Вот  почему, если  два  человека  желают  одной  и  той  же  вещи, которой, однако, они  не  могут  обладать  вдвоем, они  становятся  врагами”.

           Итак, в  самой  природе  людей  заложены  причины  для  соперничества, недоверия  и  страха, которые  приводят  к  враждебным  столкновениям  и  насильственным  действиям, направленным  на  то, чтобы  погубить  или  покорить  других. К  этому  присоединяется  жажда  славы  и  разногласия  во  мнениях, которые  также  заставляют  людей  прибегать  к  насилию. Словом  возникает  “война  всех  против  всех”. В  ходе  такой  войны  люди  употребляют  насилие, чтобы  подчинить  себе  других  или  же  в  целях  самозащиты. Но,  так  или  иначе, каждый  является  врагом  каждого, полагаясь  только  на  собственную  силу  и  ловкость, находчивость  и  изобретательность.

          О  подобном  состоянии  всеобщей  войны  и  противоборства  Гоббс  пишет  как  о  “естественном  состоянии  человеческого  рода”  и  трактует  его  как  отсутствие  гражданского  общества, то  есть  государственной  организации, государственно-правового  регулирования  жизни  людей. В  естественном  состоянии, отмечал  философ, действует  лишь  естественное  право, позволяющее  человеку  “делать  все, что  ему  угодно  и  против  кого  угодно”. Мерилом  права  в  естественном  состоянии  является  польза, ибо  каждый  человек, действуя  на  свой  страх  и  риск, добивается  того, что  ему  выгодно, что  служит  его  интересам.

          Гоббс  не  только  не  идеализировал  естественное  состояние  человечества, а, напротив, подчеркивал, что  оно  мешает  нормальному  развитию  общественной  жизни, отвлекает  силы  и  способности  людей  от  созидательной  деятельности. В  естественном  состоянии, писал  Гоббс, нет  места  трудолюбию, так  как  никому  не  гарантированы  плоды  его  труда  и  даже  собственная  безопасность. Понятно, что  у  людей  в  таком  состоянии  отсутствуют  всякие  стимулы  для  занятия  земледелием  и  скотоводством, для  развития  ремесла  и  торговли. Не  могут  при  таких  условиях  появиться, естественно, науки  и  искусства. Словом, в  обществе, где  нет  государственной  организации  и  управления, царят  произвол  и  бесправие, «и  жизнь  человека  одинока, бедна, беспросветна, тупа  и  кратковременна».

          Не  удивительно, что  люди  жаждут  выйти  из  этого  жалкого  состояния, стремятся  создать  гарантии  мира  и  безопасности. Чувства  и  разум  диктуют  им  необходимость  отказа  от  естественного  состояния  и  перехода  к  государственному  устройству. В  итоге  подобных  устремлений  естественное  право  уступает  место  естественному  закону, согласно  которому  «человеку  запрещается  делать  то, что  пагубно  для  его  жизни  или  что  лишает  его  средств  к  ее  сохранению».        

          Согласно  Гоббсу, следует  различать  право  и  закон, ибо  право  состоит  в  свободе  делать  или  не  делать  что-либо, между  тем  как  закон  определяет  и  обязывает  к  тому  или  другому  члену  этой  альтернативы. Важно  также  подчеркнуть, что  естественный  закон, по  Гоббсу, не  есть  результат  соглашения  людей, а  представляет  собой  предписание  человеческого  разума. Страх  смерти, желание  не  только  сохранить  свою  жизнь, но  и  сделать  ее  приятной  -  таковы, по  Гоббсу, чувства, склоняющие  людей  к  миру. Разум  же  подсказывает  людям  тот  путь, который  может  обеспечить  им  мирную  жизнь  и  процветание. Таким  велением  «правого  разума»  и  выступает  естественный  закон, предписывающий  людям  добиваться  мира  и  согласия.

          Первый  и  основной  естественный  закон  гласит: нужно  искать  мир  всюду, где  можно  его  достичь; там  же, где  мира  достичь  невозможно, нужно  искать  помощи  для  ведения  войны. Из  основного  закона  Гоббс  выводит, остальные  естественные  законы.  При  этом  особое  значение  он  придает  второму  естественному  закону, гласящему: «...право  всех  на  все  невозможно  сохранить, необходимо  или  перенести  на  других  некоторые  права, или  отказаться  от  них».

          Комментируя  этот  закон, Гоббс  указывает, что  в  том  случае, если  бы  каждый  человек  стремился  удержать  свое  право  на  все, люди  находились  бы  в  состоянии  войны. Но  так  как, согласно  первому  естественному  закону, люди  стремятся  к  миру, то  они  должны  согласиться  отказаться  от  права  на  все  вещи  и  довольствоваться  такой  степенью  свободы  по  отношению  к  другим, какую  они  допустили  бы  по  отношению  к  себе. Но  что  значит  отказ  от  права? Отказаться  от  права  на  что-нибудь, поясняет  Гоббс  в  «Левиафане», это  значит  лишиться  свободы  препятствовать  другому  человеку  пользоваться  правом  на  то  же  самое. Тот, кто  отказывается  от  своего  права, не  дает  этим  ни  одному  человеку  права, которым  последний  не  обладал  бы  ранее, ибо  от  природы  все  люди  имеют  право  на  все. “Отказаться  от  своего  права  означает  лишь  устраниться  с  пути  другого, означает  лишь  устраниться  с  пути  другого, с  тем, чтобы  не  препятствовать  ему  в  использовании  его  первоначального  права”. Отрекаясь  или  отступаясь  от  своего  права, человек  берет  тем  самым  на  себя  определенное  обязательство, или  долг. Причем  сила  подобных  обязательств  лежит  не  в  их  собственной  природе, подчеркивает  автор  “Левиафана”, ибо  человек  весьма  легко  нарушает  данное  им  слово, а  в  боязни  того  зла, которое  неминуемо  влечет  за  собой  их  нарушение. Важно  также  отметить, что, согласно  Гоббсу, не  все  права  человека  могут  быть  отчуждаемы. Прежде  всего  человек  не  может  отказаться  от  права  защищать  свою  жизнь  и  оказывать  сопротивление  тем, кто  нападает  на  него. Нельзя  требовать  и  отказа  от  права  сопротивления  насилию, попыткам  лишения  свободы, заключения  в  тюрьму  и  т.п. Отчуждение  прав  может  происходить  посредством  или  простого  отречения  от  них, или  же  перенесением  на  другое  лицо. Взаимное  перенесение  прав  осуществляется  людьми  в  форме  договора. Соглашения  могут  заключаться  людьми  как  под  влиянием  страха, так  и  добровольно.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.