Рефераты. Рим: от республики к империи

При дворе создаются группы различных придворных чиновников, выполняющих в то же время функции органов центрального управления. Наиболее важными из них являются: заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора и вместе с тем заведующий личным составом чиновничества, заведующий государственной казной и финансами, заведующий средствами, назначенными на содержание двора и др.

Затем идет ряд чиновников для управления столицами и провинциями, во главе каждой столицы стоит praefectus urbi, в руках которого сосредотачивается вся административная и судебная власть в столице. Его ближайшим общим помощником является vicarius, а затем специальными – praefectus vigilum, praefectus annonae и масса низших чинов.

Что касается местного управления, то вся территория подвергается в этом периоде новому административному разделению. Каждая половина империи делится на две префектуры: Восточная половина – на префектуры Восточную (Фракия, Малая Азия и Египет) и Иллирийскую (Балканский полуостров), Западная половина – на префектуры Италийскую (Италия и Африка) и Галльскую (Галлия и Испания). Во главе каждой префектуры в виде ее общего начальника стоит praefectus praetorio. Каждая префектура делится на диоцезы, во главе которых стоят vicarii, и наконец диоцезы делятся на провинции, которыми управляют rectores. Провинции являются основными клеточками этого административного деления, а правители провинций становятся по этому первой административной и судебной инстанцией. В этом делении провинции уже утратили свое прежднее историческое и национальное значение: они только искусственные территориальные единицы.

Возле каждого чиновника группируется штат его низших служащих и его канцелярия.

Провинции в свою очередь состоят из более мелких единиц – общин, или civitates. Эти общины в своих внутренних делах пользуются известной самостоятельностью, хотя и под сильным контролем правительства. Органами местного, общинного самоуправления являются и теперь местный сенат, и выборные муниципальные магистраты. В обязанности этих местных органов, главным образом декурионов, входит прежде всего забота о выполнении общиной общегосударственных повинностей – доставление надлежащего количества рекрутов, взыскание государственных податей и т.д.

С усилением налогового бремени и с общим экономическим упадком страны такая ответственность делается очень тяжелой, и местная аристократия начинает уклоняться от обязанности декурионов. Чтобы привлечь к ней, правительство вынуждено давать декурионам различные сословные и почетные преимущества. Но и это не помогает, и тогда правительство приходит к принудительной организации сословия декурионов, причем всякие попытки выйти из него или уклониться от несения возложенной на него государственной обязанности караются различными наказаниями.

Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществляется сначала при посредстве особого defensor civitatis. В лице этого чиновника императоры хотели дать беднейшему населению особого защитника их интересов в борьбе с более богатыми и более сильными, но на практике эта идеалистическая функция не осуществилась, и defensor civitatis превратился в судью по мелким делам.

Продолжают существовать и провинциальные съезды (concilia provinciarum). С установлением христианства религиозные языческие цели этих съездов отпадают, но тем прочнее делаются их деловые функции. Право петиций признается за ними уже de jure, и императоры настоятельно запрещают правителям провинций чинить в этом отношении какие – либо препятствия. Тем не менее, растущее всемогущество бюрократии и ее сплоченность делают это право петиций практически иллюзорным. Вследствие этого съезды почти выходят из употребления.

Наконец, со времен Константина видное общественное значение приобретает церковная организация. Органы церковного управления представляют епископы, выбираемые общинами; в их руках сосредотачивается церковное управление, заведование церковным имуществом, а также известная юрисдикционная власть над паствой по дела религии и церкви. Чем далее, тем более влияние церкви растет и отражается в различных отраслях права.1

4. Падение Западной Римской империи.

Главной опасностью для западной империи были визиготы, во главе которых стоял Аларих. Сначала он нападал на балканские области, а затем, в 401 г. напал на Италию. Император Западной империи (Стилихон) заключил с ним мир, причем Аларих должен был оказывать Риму помощь в борьбе с Константинополем. В 406 г. «варварские» племена перешли Рейн и вслед за тем опустошили Галлию; в разных местах появились узурпаторы. В 408 г. Аларих занял Паннонию и Норик, затем двинулся к Италии и потребовал денег для своего войска. Требование его было удовлетворено, так как Стилихон предполагал договориться с Аларихом и использовать его в борьбе против узурпаторов, а также с Константинополем, но при дворе победила противная Стилихону партия, он был лишен власти и казнен (408 г.).

Договор с Аларихом также был расторгнут. Тогда Аларих повел наступление на Италию. Ему оказывали поддержку рабы, среди которых не мало было его соплеменников. Два раза готы нападали на Рим. В первый раз Аларих подошел к Риму в 408 г., но ушел, удовлетворившись получением огромного выкупа и освобождением 40 тысяч рабов, а во второй раз, 24 августа 410г., Рим был взят и разграблен войсками Алариха. Три дня город подвергался опустошению.

Аларих оставил Рим. После его смерти готы отошли в Галлию. Однако обессиленная империя уже не могла выдерживать натиск «варваров».

Еще в 409 г. вандалы, свевы и аланы вторглись в Испанию и поселились в отдельных ее областях; в 420 г. вандалы и аланы утвердились на юге Пиренейского полуострова, а в 429 г. переправились на Африканское побережье и захватили большую часть Африки. В отдельных случаях римским полководцам удавалось одерживать победы над «варварами», но эти победы не могли изменить внешнего положения империи.

В западной части империи не прекращалась борьба за императорский трон, хотя большее значение имели не императоры, а находившиеся на римской службе «варварские» вожди. В 445г. Рим был разграблен вандалами, которые унесли большую добычу и увели множество пленных. В 475 г. римский патриций Орест возвел на престол своего сына Ромула Августула и от его имени управлял государством. Но против него восстали «варварские» наемники, во главе которых стоял скир Одоакр. В 476 г. Орест был убит, Ромул Авгусгул – лишен власти, знаки же императорского достоинства Одоакр отослал в Константинополь. Это событие принято считать концом Западной Римской империи.1 

Заключение.

История развития Римского государства, римской демократии, служит источником для развития многих современных государств. Ведь именно демократизация политического строя Рима делает его государством, привлекавшим и привлекающим до сих пор внимание многих ученых. Как смогло государство, практически единственное из всех стран Античного мира, взять верный курс для обеспечения свободы и равенства своих граждан? Какие трудности возникали перед ним за всю историю развития и т.п. Нет однозначных ответов на эти вопросы, сколько ученых столько и мнений. Но в данной курсовой, опираясь на мнения многих ученых, имеющих свою точку зрения по этому вопросу, как классическую, так и индивидуальную, я постаралась более расширенно охватить данные вопросы.    На  основе всего вышесказанного можно сделать вывод. Необходимость выйти из острого политического кризиса, не­приспособленность старой государственной формы к новым исто­рическим условиям были основными причинами падения полисно – республиканского  строя в Риме. Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя, и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя.

 Несмотря на однотипность рабовладения, структура экономики Рима отличалась своеобразием, обусловленным природно-географическими особенностями. Темпы экономического развития античных государств намного превосходили динамику древневосточных рабовладельческих государств. За свою историю Рим продемонстрировал превосходство в государственном и общественном устройстве, испытав различные его формы, и в период расцвета, обеспечив демократизацию политического строя и высочайший расцвет культуры, создав недосягаемые и на сегодняшний день ее образцы.





















   

Список используемой литературы:

1.     Батыр К. И. Всеобщая история государства и права. М. 1999.

2.     Батыр К.И., Поликарпова Е.В. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 2002.

3.     Брандт М. Ю. Всеобщая история. М. 1994.

4.     Галанза П. Н. Государство и право Древнего Рима. М. 1980..

5.  Кузищин В. И. История Древнего Рима. М. 1993

6.  Машкин Н.А. История Древнего Рима. М. 1950.

7.     Покровский И. А. История Римского права. Минск. 2002.


 

План:

1. Введение.                                                                                1.

2. Причины перехода от республики к империи.                   2.

3. Установление принципата, его сущность и развитие.       4.

Реформа Октавиана Августа.                                                   6.

4. Римский доминат.                                                                 11.

Реформы императоров Диоклетиана и Константина.           12.

Государственный строй при доминате.                                  19.

5. Падение Западной Римской империи.                                22.

6. Заключение.                                                24.

7. Список используемой литературы.                                     26.


                                                     12.04.2004.


[1] См.: Покровский И.А История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 4 – 8.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.160.

1 См.: Покровский И.А. История римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С.158 – 159.

1 См.: Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М., «Юрист», 2000. С. 92-93.

2 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.186.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.187.

1 См.: Покровский И.А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С.170.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.188 – 189.

2 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С.190.

1 См.: Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. – М., «Юрист»,1999. С.96.

2 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С. 191.

1 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., «Юридическая литература», 1980.С. 162 – 163.

1 См.: Брандт М.Ю. Всеобщая история. – М., «Владос», 1994. С. 26 – 27.

1 См.: Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М., «Высшая школа», 1993. С. 192.

1 См.: Покровский И.А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 190 – 191.

1 См.: Покровский И.А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 193.

1 См.: Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1950. С. 522.

1 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., «Юридическая литература», 1980.С.167 – 168.

2 См.: Машкин Н.А История Древнего Рима. – М., 1950. С. 523.

1 Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1950. С. 131 – 132.

1 См.: Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. – М., «Юридическая литература», 1980. С. 168.

1 См.: Покровский И. А. История Римского права. – Минск, «Харвест», 2002. С. 192 – 195.

1 См.: Машкин Н.А. История Древнего Рима. – М., 1950. С. 149 – 150.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.