Рефераты. Рим: от республики к империи

Податная реформа. Реформа армии требовала больших затрат; больших средств требовало и содержание разросшегося чиновничьего аппарата. Между тем хозяйство империи, несмотря на отдельные мероприятия, продолжало оставаться расстроенным. Диоклетиан провел ряд реформ в целях улучшения состояния имперских финансов.

Вводилась новая система обложения населения налогами. Для эпохи ранней империи характерным являлось многообразие налогов, причем значительную роль в финансах играли налоги косвенные, потерявшие свое значение с упадком экономической жизни и падением ценности денег. В системе Диоклетиана большое значение приобрели прямые налоги и, прежде всего поземельная подать.

И в предшествующий период население отдельных областей обязывалось поставлять государству определенные продукты для содержания города Рима, армии и чиновников. Подобный аналог носил название аннона и собирался нерегулярно, нередко приобретая характер реквизиции. Со времен Диоклетиана аннона – налог преимущественно в натуральной форме, регулярно взимаемый с населения. Единица обложения определялась известным количеством пахотной земли, которое может обработать один человек, чтобы иметь средства к существованию. При составление кадастров принималось во внимание размер и качество обрабатываемого участка земли, число работников и количество голов скота. От налога не освобождались и сенаторы,  платившие к тому же кроме поземельного и особый налог. Городские жители, не имевшие земельных владений, облагались подушным налогом.

С Италии, не платившей до того налоги, стали теперь взимать поземельные налоги, как и с провинций. За поступление налогов отвечали городские советы, а так же владельцы поместий. Ответственность за поступление налогов, возложенная на крупных землевладельцев, способствовала, несомненно, закрепощению колонов.

Налоговая реформа Диоклетиана гарантировала государству определенное количество продуктов, необходимое для содержания армии, двора, столицы и резиденции императора. Государственное хозяйство строилось, таким образом, на натурально хозяйственной основе, не зависело от колебаний стоимости денег, рыночных цен, подвоза продуктов.

Это, несомненно, свидетельствует о том, что натурально – хозяйственные тенденции приобретали все большее значение в экономике поздней Империи.                                                                                                                                                                               

Финансовая реформа. Денежное хозяйство, конечно, тоже играло еще существенную роль, но оно нуждалось в оздоровлении. В этих целях Диоклетиан провел монетную реформу, которая устанавливала полноценную золотую монету, весившую официально 1/60 римского фунта; кроме того, была выпущена серебряная и бронзовая монета. Реформа эта не имела особенного успеха, так как реальная стоимость монеты не находилась в должном соотношении с номинальной ее стоимостью, соотношение между ценностью и стоимостью металла было определено произвольно, не была принята во внимание система обращения монеты. В результате полноценная монета исчезла из обращения и превращалась в слитки, цены на товары не только  не упали, но продолжали расти.1

Эдикт о ценах. В целях борьбы с растущей дороговизной в 301 г. был издан эдикт, устанавливающий максимальные цены на различные товары, а также максимальные ставки для оплаты труда.

В историографии давались различные оценки этому эдикту. Чаще всего его считали административным безумием. Нужно, однако, заметить, что регулирование цен имело определенные основания. В распоряжении правительства имелись огромнейшие запасы продуктов; большие мастерские, которые выпускали много всякого рода изделий, и, таким образом, правительство могло выбрасывать на рынок определенное количество товаров и тем самым регулировать цены. Однако регулирование цен в масштабе всей Римской империи осуждено было на неудачу. По эдикту цены были установлены законодателем произвольно: они были едиными для всей империи, не учитывались особенности районов, удобство путей сообщения и иные местные условия. В результате всего этого эдикт не имел особых практических последствии и вскоре после издания, по-видимому, перестал соблюдаться.

Судебная реформа.  Судебная реформа Диоклетиана произвела коренные изменения в судоустройстве.  Разбор уголовных дел от постоянных комиссий перешел сначала к Сенату, а затем к императору и его чиновникам.

В пригороде Рима уголовная юрисдикция находилась в ведении перфекта города, в Италии – перфекта претория, а в провинциях – наместников по управлению провинциями. После реформ Диоклетиана в провинциях уголовное судопроизводство вели ректоры.  Кроме того, были судьи по делам о ночных пожарах и по делам  о снабжении продовольствием. Последним давалось право выносить в некоторых случаях смертные приговоры.

Разбор гражданских дел в связи с распространением экстраординарного процесса перешел к императорским чиновникам. Реформа Диоклетиана завершила процесс вытеснения формулярного процесса экстраординарным. Поскольку исчезало различие между императорскими и сенатскими провинциями, вся территория Римского государства находилась под управлением императоров и их чиновников. В Риме судебная власть перешла от преторов к городскому перфекту. В 294 году Диоклетиан издал указ, в котором правителям провинций предписывалось решать дела самим и только в крайних случаях передавать на решение частных судей.

Также появились новые магистраты для разбора гражданских дел по делам об опеках, алиментах, фидеокомиссах и т. д.1 

Отношение к традиционной римской религии. В политической системе, установленной Диоклетианом, религиозному вопросу уделялось большое внимание. Диоклетиан подобно Августу выступил в качестве восстановителя старой римской религии, но вместе с тем, подобно тому, как это было в восточных монархиях, было подчеркнуто божественное происхождение императорской власти. Традиционному римскому культу уделялось снова большое внимание. Известное пассивное сопротивление своей религиозной политике Диоклетиан встречал со стороны христианской церкви, но и это сопротивление подавлялось.2

Реформы Константина. Если в области религиозной политики Константин шел иным путем, чем Диоклетиан, то в области социальной и политической он развивал систему реформ, основы которой были заложены Диоклетианом.

Отделение гражданской власти от военной. Сохраняя административное деление империи, введенное Диоклетианом (на диоцезы и провинции), Константин поставил над диоцезами четыре префектуры: Восток, Иллирию, Италию и Галлию. Префектурами управляли перфекты претория, которым подчинялись викарии диоцезов, а ниже их стояли praesides провинции.

При Константине гражданская власть была окончательно отделена от военной; При нем же была завершена и реформа армии: деление войск на пограничные  части и подвижную армию. Вместо преторианской гвардии, уменьшенной в числе при Диоклетиане, появляются особые дворцовые части.

Закрепощение куриалов. Последовательное проведение фискальной политики привело к закрепощению сословий. Эдиктами 316 и 325 гг. высшему сословию городского населения – куриалам – запрещалось оставлять тот город, где они родились. Ни постановления городского совета, ни распоряжения императора не могли освободить их от муниципальных повинностей. Не могла избавить их от этого и какая – либо военная или гражданская должность. Обязанности куриалов сделались наследственной повинностью.

Закрепощение колонов и ремесленников. Императорская конституция 332г. запрещала переход колонов из одного имения в другое; владелец, у которого будет найден чужой колон, должен был вернуть его старому хозяину, кроме того, должен был заплатить причитавшиеся с колона подати. Продолжалось при Константине и прикрепление ремесленников к их коллегиям. Так, в 317 г. было издано распоряжение, в котором говорилось, что «мастерам монетного двора следует навсегда оставаться в своем состоянии, и от этого состояния их не освобождают привилегии, связанные с каким – либо положением».

    Основание новой столицы. Еще при Диоклетиане город Рим потерял прежнее значение. Константин построил (в 330 г.) новую столицу на месте греческой колонии Византии. Новая столица была названа именем основателя – Константинополем.1       

Отношение к религии. При Константине произошло важное историческое событие: признание за христианством и христианской церковью равноправия с государственным языческим культом (Миланский эдикт 313 г.).

При приемниках Константина христианство становиться государственной религией. Христианская церковь, с которой некоторые предыдущие императоры (в том числе и Диоклетиан) вели борьбу, выросла в мощную идеологическую и экономическую силу, с чем нельзя было не считаться.

Большое значение приобретает церковная организация. Органами церковного управления являются епископы, избранные общинами. Они не только управляют делами и имуществом этих общин, но даже получают некоторую судебную власть над паствой.1

Константин во многом был продолжателем Диоклетиана, но более решительным и смелым. У Константина не было того римского консерватизма, какой присущ был Диоклетиану. Он управлял империей деспотически, жестоко расправляясь со всеми, кто стоял на пути. Тем не менее, признательная христианская церковь объявила Константина, принявшего крещение перед самой смертью, святым и равноапостольным. 

Государственный строй в период домината. Реформы, проведенные Диоклетианом и Константином, привели к изменению государственного строя.

Установление абсолютной монархии повлекло за собой, прежде всего падение сената. Этому не мало способствовало перенесение столицы в Константинополь и учреждение второго, Константинопольского, сената, вследствие чего оба сената опустились до степени простых городских советов. От прежнего общегосударственного значения у сената остается только одна пустая форма: а) сенату сообщаются новые законы для сведения; б) сенату поручается иногда расследование уголовных дел; в) de jure сенату принадлежит избрание нового императора. Хотя, это право сводиться к санкционированию того, кто был уже или предназначен в качестве цезаря, или провозглашен войском.

Одновременно с падением сената происходит дальнейшее падение старых республиканских магистратур. Они продолжают еще существовать как почетные реликвии прошлого, но уже никакого участи в государственном управлении не принимают: консулы председательствуют в сенате, преторы заведуют по поручению императора некоторыми специальными делами (например, опекунскими), остальные существуют только как почетные звания.

Все активное государственное управление находиться в руках императорских чиновников, система которых разрастается в сложный бюрократический механизм и подвергается более точной регламентации. Резко проводится разделение должностей на придворные, гражданские и военные; в каждой ветви образуется определенная иерархическая лестница,. Причем каждой ступени этой лестницы соответствует особый титул; каждому чиновнику назначается определенное жалование – соответственно титулу и рангу.

При особе императора находится государственный совет, который называется теперь consistorium principis. По предложению императора, он обсуждает всякие вопросы законодательства и управления; в нем же разбираются и все судебные дела, восходящие в инстанционном порядке  к императору.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.