Стремление к достижению успеха, бережливость и накопительство, труд и безукоризненное поведение, неустанные заботы о семье и доме, о воспитании и образовании детей, постоянное стремление к совершенству и прославление Бога всей жизнью стали неотемлимыми чертами протестантской (а точнее кальвинистской) этики.
Кальвин рассылал миссионеров во многие страны, и вскоре кальвинистские общины уже действовали в Нидерландах и Англии, во Франции и Шотландии. Именно они существенно повлияли на последующие события в этих странах.
Таким образом реформация охватила все страны Западной Европы.
Реформация в Англии.
Европейская Реформация представляла собой сложное сочетание духовных открытий, Политических и национальных интересов, экономических факторов и движущих сил общества. Но в Англии она пошла особым путем, обусловленным:
- Традицией лоллардистов (восходящей к Джону Уиклифу);
- Христианским гуманизмом;
- Влиянием лютеранских идей в университетах;
- Антиклерикализмом – неприязнью к духовенству, которое часто было неграмотным;
- Убежденностью в том, что государство должно иметь больший контроль над церковью.
В 1521г. король Генрих 8 написал декларацию против Лютера и папа назвал его «защитником веры» (титул до сих пор принадлежит британским монархам). Рвение, выказы-ваемое Генрихом было таким сильным, что Томас Мор – впоследствии казненный за свою преданность католической церкви – напоминал королю, что папы были не только духовными лидерами, но и итальянскими князьями. Ожнако когда папа отказался расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской, Генрих объявил себя главой англиканской церкви (1534г.) и подвергся отлучению. Тогда Генрих занялся ликвидацией монастырей, чтобы пополнить казну и укрепить свое главенство в церковных делах. Он приказал сжечь все иконы, ввести новый молитвенник.
Его государственный акт вверг Англию в кровавую смуту. Наследник Генриха 8 молодой Эдуард 6, был протестантом, но ему на смену пришла ревностная католичка королева Мария. Ее приемница, Елизавета 1, не имела желания проделывать «окна в души людей», и в конечном счете в Англии сохранилась как протестантская, так и католическая церковь.
Генрих 8 разделял принципы католической теологии, но некоторые люди из его окружения были убежденными протестантами. К их числу принадлежали архиепископ Томас Кранмер (1489 – 1556гг.) и государственный деятель Томас Кромвель (1485 – 1540гг.).
В результате политической смуты в англиканской церкви возникло интересное смешение взглядов. Вот некоторые ее характерные особенности:
- Верующие с ярко выраженными протестантскими убеждениями;
- Верующие, которые придерживались патерналистской теологии (теологии ранних отцов церкви) и традиций;
- Литургия и структура церкви (епископы, одеяние и церковное управление) сохраняли много связей с прошлым.
Пуритане.
Более строгие протестанты, которых часто называли пуританами, отвергали идеи «соглашательства». Они требовали очищения англиканской церкви от остатков католицизма: отделения церкви от государства, уничтожения сана епископов, конфискации их земель, отмены большинства религиозных праздников, культа святых. Пуритане разных направлений стремились к тому, чтобы их жизнь не противоречила Священному Писанию. Для этого они требовали пересмотра всех существующих законов и обычаев. Человеческие законы, по их мнению, только тогда имеют право на существование, когда полностью согласуются со Священным Писанием.
Многие из пуритан впоследствии отправились в Америку. Отцы-пилигримы отплыли из Плимута в 1620г. на судне «Мэйфлауер». Другие стали раскольниками или нонкон-формистами в Англии.
Самыми многочисленными группами среди пуритан были индепенденты и пресвитериане. Пресвитерианство преиму-щественно было распространено среди торгово-промышленных слоев населения и «нового дворянства». Пресвитериане считали, что церковью должен управлять не король, а собрание священников-пресвитеров. В молитвенных домах пресвитериан не было икон, распятий, алтарей, свечей. Главным в богослужении они считали не молитву, а проповедь пресвитера. Пресвитеров избирала община верующих, они не носили особых одежд.
Пресвитерианская церковь укрепилась в Шотландии. Здесь на протяжении двух столетий шла ожесточенная борьба между кланами, возглавляемыми местной аристократией. В отличие от Англии, королевская власть в Шотландии была очень слабой. Благодаря пресвитерианству шотландцы сумели приостановить клановую междоусобицу. Церковь стала главным объединителем страны.
Руководство пресвитерианской церкви выступало против абсолютной власти короля. Так, пресвитеры прямо заявили шотландскому королю Якову 6: «В шотландии существуют 2 короля и 2 королевства. Есть король Иисус Христос и его королевство – церковь, и есть его подданный Яков 6, и в этом королевстве Христа он не король, не повелитель, не господин, а член общины.»
Индепенденты, то есть «независимые», среди которых было много представителей сельских и городских низов, выступали против того, чтобы церковью управляло собрание пресвитеров и, тем более, сам король. Они считали, что каждая община верующих должна быть совершенно самостоятельной и независимой в религиозных делах. За это их преследовали и в Англии, и в Шотландии, обвиняя в подрыве веры и нации.
Реформация в Нидерландах.
Нидерланды некогда принадлежали герцогу бургундии Карлу Смелому, но в результате династических браков его детей и внуков отошли к Испании. Император Священной Римской империи и одновременно король Испании Карл 5 (1519 – 1556гг.) чувствовал себя полноправным хозяином на этой земле, тем более, что родился он в одном из городов Южных Нидерландов – Генте.
Император взимал с нидерландов огромные налоги. Все остальные его владения, включая Испанскую Америку, давали в казну 5 млн. золотых, а Нидерланды – 2млн. Кроме того большие суммы денег выкачивала из Нидерландов католи-ческая церковь.
Идеи Реформации нашли здесь благоприятную почву. Их поддержало большинство населения, особенно в крупных городах – Амстердаме, Антверпене, Лейдене, Утрехте, Брюсселе и др. Чтобы остановить реформацию в Нидерландских землях, Карл 5 издал очень жестокий свод запретов. Жителям запрещалось читать не только труды Лютера, Кальвина и других реформаторов, но даже читать и обсуждать… Библию! Запрещались любые собрания, уничтожение или порча икон или статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого из этих запретов вело к смертной казни. Число задушенных, обезглавленных, заживо сожженных и погребенных достигло 100 000 человек. Беженцы из Нидерландов спасались в протестантских странах Европы.
Не менее свирепым было для Нидерландов и правление сына Карла 5, Филиппа 2 Испанского (1556-1598гг.). Он частично вернул захваченные протестантами церковные земли, наделил католических епископов правами инквизиции. В 1563г. испанская инквизиция приговорила к смерти всех жителей Нидерландов как неисправимых еретиков! Известны слова Филиппа 2, которые он произнес при сожжении испанского еретика: «Если бы мой сын был еретик, я сам сложил бы костер, чтобы сжечь его».
Несмотря на репрессии, в Нидерландах прочно утвердился протестантизм. Во времена Реформации здесь появилось много кальвинистов и анабаптистов. В 1561г. кальвинисты Нидерландов впервые заявили, что поддерживают только ту власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.
На следующий год кальвинисты начинают открыто противостоять политике Филиппа 2. Они устраивали многотысячные молебны в окрестностях городов, освобождали из тюрем единоверцев. Их поддержали и арестократы – принц Вильгельм Оранский, граф Эгмонт, адмирал Горн. Они и их сторонники-дворяне потребовали от испанского короля вывести из Нидерландов войска, созвать Генеральные штаты, отменить законы против еретиков.
В 1565 –1566гг. Нидерланды охватил голод. Неурожай был использован испанскими вельможами и Филиппом 2, которые решили нажиться на спекуляции зерном. Эти обстоятельства усилили общее недовольство в Нидерландах. Теперь к тем, кто был готов выступить против испанского ига и католической церкви, присоединились аристократы, дворяне, купцы, богатые горожане – бюргеры.
Иконоборческре движение. Террор Альбы.
Летом 1566г. на большей части территории Нидерландов развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы не только уничтожали иконы, но также разоряли и разрушали католические храмы. За несколько месяцев погрому подвергли 5500 храмов и монастырей, а кое-где - дворянские дома и замки. Горожане и крестьяне добились от испанских властей разрешения деятельности кальвинистских проповедников, но ненадолго.
Уже в следующем году король Испании Филипп 2 послал в Нидерланды герцога Альбу для расправы с еретиками. Его десятитысячная армия устроила в Нидерландах кровавый террор. Альба возглавил «Совет по делам о мятежах», который вынес более 8 тысяч смертных приговоров, включая приговоры ближайшим сподвижникам Вильгельма Оранского.
Помимо того, Альба ввел 3 новых налога, которые повлекли за собой многочисленные банкротства и разорения. «Лучше сохранить для Бога и короля государство обедневшее и даже разоренное, чем иметь его в цветущем состоянии для сатаны и его сподвижников – еретиков», - говорил он. Лидеры протестантов, многие горожане-кальвинисты и анабаптисты бежали из страны. Вооруженные сопротивления Вильгельма Оранского и его германских наемников были подавлены.
Однако борьбу с испанцами продолжали гёзы. Так называли себя настроенные против Испании дворяне и все, кто боролся с испанским режимом. Они нападали на испанские суда, гарнизоны, крепости.
Дальнейший ход Реформации связан с Испано-нидерландской войной и буржуазной революцией в Нидерландах, в результате котрой из северных провинций образовалось независимое протестантское государство с республиканской формрй правления. Южные провинции оставались католическими под влатью испанского короля.
Реформация разделила нидерландское общество на тех, кто представлял новые центры и новые ценности европейской жизни, и тех, кто представлял традиционное общество. Первые – владельцы мануфактур, связанные с развивающейся мировой торговлей купечество и дворянство, фермеры, наемные работники. Все они были, как правило, протестантами – кальвинистами, анабаптистами, лютеранами. Вторые – католическое духовенство, бюргеры старинных ремесленных городов, землевладельцы, крестьяне – оставались верны католицизму.
Лидеры реформации.
Мартин Лютер (1483-1546гг.)
Оставил глубокий след в мировой культуре как вождь немецкой Реформации, как проводник гуманистических идей возрождения и как переводчик на немецкий язык Библии.
Мартин Лютер родился в семье крестьянина, ставшего шахтовладельцем. Как ни бедствовала вначале семья, отец мечтал дать сыну хорошее образование. Родители воспитывали мальчика очень суровыми методами. Он рос набожным ребенком, постоянно думая о том, сколько добрых дел ему нужно совершить, чтобы умилостивить Господа.
После окончания университета Лютер, к величайшему удивлению многих знакомых, ушел в монастырь. Ему казалось, что толстые монастырские стены уберегут его от греха и помогут спасению души.
Центральным объектом духовных поисков Лютера была Библия, которая часто рассматривалась как источник для поддержания доктрин церкви, чем как руководство в делах жизни и веры.
Острие его атаки было направлено на изощренную систему индульгенций. Многие простые люди с готовностью откликнулись на проповедь еще неизвестного монаха. Имелось несколько причин для такой массовой поддержки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7