Рефераты. Разделение властей на примере РФ

Чтобы лучше понять масштабность, роль, значимость Конституционного Суда РФ в действии принципа разделения властей  можно использовать следующий пример из судебной практики: «Правительство РФ в нарушении требований ст. 168 и 169 ГК РФ отсрочило без достаточных оснований исполнение своих договорных обязательств в одностороннем порядке изменило их условия. Оно необоснованно предоставило преимущества подчинённым ему органам, на которые возлагалось исполнение обязательств по отовариванию чеков на легковые автомобили. В период действия отсрочки Президент РФ издал Указ «О мерах по либерализации цен» от 3.12.1991 г., которым со 2.01.1992 г. отменено государственное регулирование цен на многие товары, в том числе и на автомобили. Убытки выразились в многократном обесценении стоимости целевых вкладов и невозможности получения автомобилей по целевым чекам по первоначальной цене, являющейся существенным условием договорного обязательства государства перед гражданами. Частичная индексация целевых вкладов и целевых чеков (Постановление Правительства РФ от 24.01.92) по мнению Конституционного Суда не отвечала требованиям Закона РСФСР об индексации доходов и сбережений граждан от 24.10.91 г. Конституционный Суд РФ признал: «Правительство действовало противоправно… нарушив имущественные права и интересы граждан оно вышло за предмет своей компетенции, предусмотренной Конституцией РФ.»[31]  Таким образом, в данном случае судебная власть в лице Конституционного Суда РФ, исходя из принципа разделения властей, чётко определила степень компетенции Правительства РФ, на основании Конституции РФ, не допустив её превышения. 

Отношения судебной власти с законодательной и, особенно,  исполнительной властью, однако, не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция содержит следующие положения: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом(118 ст.). Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (120 ст.)». На самом деле, судьи не столь независимы, как того требует теория разделения властей, и суды не обладают всеми необходимыми сдерживающими полномочиями по отношению к другим органам власти. Порядок назначения судей большинства судов на должность лично Президентом ставит под сомнение независимость суда, а тем более представительный характер судебной власти (что отмечал еще Монтескье). Хотя, надо заметить, что сейчас введен институт присяжных заседателей, призванный гарантировать независимость суда, однако действенность этого института последнее время нередко ставится под  сомнение в научной литературе, да и суды присяжных существуют далеко не во всех субъектах РФ.

Большое значение для реального разделения властей имеет существование «четвертой власти». Конституция 1993 года закрепила  ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой информации и их возможность влиять на государственную власть. «Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена» (ст. 29 Конституции РФ).























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Итак, подводя итоги, можно сказать, что теория разделения властей нашла свое признание не только в российской государственно-правовой науке, но и нашла свое реальное воплощение на практике. Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Но теория разделения властей осуществима прежде всего в плане общего принципа, начала, которым следует руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики. Главный ее принцип – это то, что ветви власти независимы и наделены своей четкой компетенцией, но при этом они должны функционировать в единстве. Конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям.

Воплощение в жизнь теории Монтескье почти всеми признается необходимым для становления в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, «разделение властей - отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления. Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое»[32]. Пока же можно констатировать лишь то, что закрепленная в конституции форма правления имеет серьезные изъяны и явно не соответствует теории разделения властей. «Здесь открыта не просто дорога самовластию, но - злоупотреблениям самовластием»[33]. Закрепленные в Конституции положения носят явно временный характер, они обречены на пересмотр. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.             М.Н. Марченко «Теория государства и права в вопросах и ответах», Москва, «Проспект», 2001г.

2.            Учебник «Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева, Москва, «Юристъ», 2002г.

3.            Н.М. Азаркин «Монтескье».Москва. «Юридическая литература» 1988год.

4.            Л.С. Явич «Господство права». Журнал «Правоведение». 1990г. №5

5.            О.Г. Румянцев «Основы конституционного строя России».  Москва. «Юрист». 1994год.

6.            В.Е. Чиркин «Элементы сравнительного государствоведения». Москва. 1994год.

7.            «Хрестоматия по истории права зарубежных стран» под ред. В.Б. Романовской. Нижний Новгород. 2001год.

8.            «Демократия: государство и общество» Москва. «Юрист» 1995год.

9.            В.Е. Чиркин «Разделение властей: социальные и юридические аспекты». Журнал «Советское государство и право» 1990год. №8

10.        В.Б. Аверьянов «Содержание деятельности аппарата государственного правления и его организационные формы» Журнал  «Советское государство и право» 1988г. .№6

11.        В.С. Основин «Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы» Журнал  «Правоведение 1991г. №2


12.        Л.И. Иванов  Вступительная статья к сборнику «Судебная и правоохранительная системы» Москва. БЕК.1994г

13.        Научно – практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В.В. Лазарев.

14.        Л.А. Окуньков «Президент и Правительство (в механизме государственной власти)»  «Журнал российского права». 2001г.  N 2

15.        Н.Ю. Хаманева «Нужна ли реформа исполнительной власти?». Журнал «Гражданин и право» N 1. январь 2002 г.

16.        А.Д. Керимов «Исполнительная власть в системе разделения властей». Журнал  «Гражданин и право». N 9, 10. сентябрь, октябрь 2001 г.

17.        В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова «Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996

18.        Л.М. Энтин «Разделение властей: опыт современных государств», М., 1995.

19.        М.В. Баглай «Конституционное право РФ». Москва. 2003г.

   20.    И.А. Исаев, М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России», М., «Юрист», 1995 г.


[1] М.Н. Марченко «Теория государства и права в вопросах и ответах», Москва, «Проспект», 2001г. Стр. 92

[2] Учебник «Теория государства и права» под ред. В.К.Бабаева, Москва, «Юристъ», 2002г. Стр.148

[3] Н.М.Азаркин «Монтескье».Москва. «Юридическая литература» 1988год.

[4] Л.С. Явич «Господство права». Журнал «Правоведение». 1990г. №5


[5],6,7 Н.М. Азаркин «Монтескье».Москва. «Юридическая литература» 1988год.

 

 

[8] О.Г. Румянцев «Основы конституционного строя России».  Москва. «Юрист». 1994год.


[9] О.Г. Румянцев «Основы конституционного строя России».  Москва. «Юрист». 1994год.

[10] В.Е. Чиркин «Разделение властей: социальные и юридические аспекты».Журнал «Советское государство и право». 1990г. №8


[11] В.Е. Чиркин «Элементы сравнительного государствоведения». Москва. 1994год.


[12] «Хрестоматия по истории права зарубежных стран» под ред. В.Б. Романовской. Нижний Новгород. 2001год.

[13] «Демократия: государство и общество» Москва. «Юрист» 1995год.


[14] В.Е. Чиркин «Разделение властей: социальные и юридические аспекты». Журнал «Советское государство и право» 1990год. №8

[15] Л.С.Явич «Господство права» Журнал «Правоведение» 1990год.№5

[16] В.Б. Аверьянов «Содержание деятельности аппарата государственного правления и его организационные формы» Журнал  «Советское государство и право» 1988г. .№6


[17] В.С. Основин «Перестройка представительной системы: тенденции, парадоксы, проблемы» Журнал  «Правоведение 1991г. №2


[18] Л.И. Иванов  Вступительная статья к сборнику «Судебная и правоохранительная системы» Москва. БЕК.1994г


[19] О.Г. Румянцев «Основы конституционного строя России» Москва. «Юрист». 1994г.


[20] Научно – практический комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. В.В. Лазарев.

[21] Л.А. Окуньков «Президент и Правительство (в механизме государственной власти)»  «Журнал российского права». 2001г.  N 2

[22] Л.А. Окуньков «Президент и Правительство (в механизме государственной власти)» «Журнал российского права». 2001г.  N 2


[23]

Н.Ю. Хаманева «Нужна ли реформа исполнительной власти?». Журнал «Гражданин и право» N 1. январь 2002 г.


[24] Л.А. Окуньков «Президент и Правительство (в механизме государственной власти)».   «Журнал российского права». 2001г. N 2




[25] Н.Ю. Хаманева «Нужна ли реформа исполнительной власти?». Журнал «Гражданин и право» N 1. январь 2002 г.

[26] Н.Ю. Хаманева «Нужна ли реформа исполнительной власти?». Журнал «Гражданин и право» N 1. январь 2002 г.

[27] Н.Ю. Хаманева «Нужна ли реформа исполнительной власти?». Журнал «Гражданин и право» N 1. январь 2002 г.

[28] А.Д. Керимов «Исполнительная власть в системе разделения властей». Журнал  «Гражданин и право». N 9, 10. сентябрь, октябрь 2001 г.

[29] А.Д. Керимов «Исполнительная власть в системе разделения властей». Журнал  «Гражданин и право». N 9, 10. сентябрь, октябрь 2001 г.


[30] О.Г. Румянцев «Основы конституционного строя России». Москва. «Юрист». 1994г.


[31] В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова «Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ». «Государство и право», №4, 1996 г., стр. 52.  

[32] Чиркин В.Е. «Разделение властей: социальные и юридические аспекты». Журнал «Советское государство и право». 1990г. №8


[33] Румянцев О.Г. «Основы конституционного строя России». Москва.  «Юрист». 1994г.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.