Рефераты. Разделение властей на примере РФ

·                   осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

·                   обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 15 – 21 ФКЗ «О Правительстве РФ»). Таковы основные полномочия Правительства в сфере государственного управления. Оно представляет «орган общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением в различных сферах»[25].


Структура Правительства. Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» четко определяют состав Правительства РФ. В него входят Председатель Правительства, заместители председателя, федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с  парламентским большинством. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ст. 9 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

Следует отметить, что в России в юридической литературе и в средствах массовой информации сейчас активно поднимается вопрос о необходимости совершенствования исполнительной власти в России, и «особенно Правительства РФ как центрального звена всей системы этой ветви власти»[26]. При этом часто употребляются следующие термины: кабинетный принцип структуры Правительства, кабинет министров. Чтобы четко уяснить значение этих терминов, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Так во Франции Правительство состоит из Совета министров и Совета кабинета, Причем Правительство в качестве Совета министров заседает под председательством Президента, а в качестве кабинета - под председательством премьер-министра. На заседаниях Совета министров решаются наиболее важные дела, а Совет кабинета обсуждает оперативные вопросы и принимает по ним решения. В Великобритании страной руководит «Правительство Ее Величества», точнее, его узкая часть - Кабинет министров, в котором главную роль играет Премьер-министр. Правительство имеет очень широкий состав - до 95 человек, однако обычно это 75-80 человек - министры, заместители министров, некоторые другие должностные лица. Правительство никогда не собирается на заседания и не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров, примерно 18-22 человека. В их числе всегда государственные секретари внутренних дел и обороны, канцлер казначейства и др.

Естественно, нельзя слепо копировать ту или иную правовую систему, т.к. Россия имеет свою специфику, но использование положительного опыта зарубежных стран может оказать благоприятное влияние на становление системы государственной власти.

В данном аспекте авторы указывают на высокий статус и ведущую роль премьер – министров, т.к. именно от этого должностного лица зависит, попадет тот или иной министр в состав правительства.

В нашей стране необходимо особо подчеркнуть важность роли «Председателя Правительства. Именно он должен определять политику Правительства. Его необходимо сделать ключевой фигурой, центром, который окружает команда профессионалов-единомышленников. Подобрать такую команду легче, имея продуманную и обоснованную структуру федеральных органов исполнительной власти. Однако, прежде всего, следует определить программные цели и методы, а уже потом утверждать структуру органов и состав Правительства. Надо подбирать соответствующих лиц под определенные направления государственной политики, задачи и функции, а не наоборот»[27]. Т.е. избавиться от практики, когда используется принцип «был бы человек, а место для него всегда найдется». Необходимо определить основополагающие направления работы (например, социальная сфера, вопросы промышленности и обороны и т.д.) и подобрать профессионалов для курирования данных вопросов.

При этом реформировании необходимо смириться с неизбежном усилением исполнительной власти, даже некоторым «довлением» ее над остальными ветвями власти, т.к. «именно исполнительная власть, на вершине которой находится правительство, сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-технические, технико-технологические, организационные, людские и иные ресурсы. Именно она обладает сегодня наиболее полной, если не сказать исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общественного организма» «Верховенство исполнительной власти в политической системе современного общества обусловлено еще одним существенным обстоятельством. Эволюционирование цивилизации, особенно в последнее время, сопряжено с неуклонным обновлением и, более того, расширением круга явлений и процессов, подлежащих управлению со стороны государства. В орбиту государственного управления втянуты все новые и новые, в недалеком прошлом неведомые человечеству феномены его нынешнего бытия.»[28].

Сейчас наблюдается тенденция вторжения Правительства в законодательный процесс. И это в определенной  мере оправдано, т.к. правительство располагает всеми необходимыми возможностями для подготовки на профессиональном уровне качественных законопроектов. Именно Правительство лучше других государственных органов представляет себе, какие вопросы должны быть законодательно урегулированы, а какие могут и подождать.

А.Д. Керимов отмечает такую особенность исполнительной власти, как закрытость, при этом «существенным образом ограничивает возможности общественного контроля и наблюдения за ней. Подобная организация исполнительного процесса в определенном смысле объективно обусловлена и даже оправданна»[29]. Т.к. деятельность исполнительно-распорядительных структур многоаспектна и предполагает наличие специальных знаний и достаточного уровня профессиональной подготовки, нередко требует оперативности принятия решений. Следует также учитывать, что немалая часть вопросов, относящихся к компетенции исполнительной власти, не подлежит огласке, поскольку касается национальной обороны, внутренней и внешней безопасности страны, иными словами, составляет государственную тайну. Следовательно, такая закрытость вполне объяснима и оправдана.

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.


К сожалению, все еще традиционно слабой остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

Так,  например, М.В. Баглай говорит о том, что в РФ судебная власть еще не заняла подобающего ей места в общественной жизни. Это связано с тем, граждане, воспитанные в тоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и справедливости, не рассматривают суд в качестве основного защитника своих интересов. Укреплению данной позиции способствует ряд причин: неукомплектованность судейского корпуса, недостаточное финансирование судов и  низкий уровень юридической подготовки многих судей. 

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. Рассматривать соответствие Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль. Следует отметить, что за период реформ в нашей стране действовало два закона о конституционном суде (1991 и 1994 года) и, соответственно, два Конституционных Суда, отношение к которым неоднозначно. Все осознают полезность этого органа: «Конституционный суд призван быть высшим органом судебной власти по защите конституционного строя России. Он мог бы разрешать вопросы по спорным действиям органов государственной власти, имеющим конституционное значение. Являясь окончательным арбитром в споре между ветвями власти, он эффективно оказывал бы правовое воздействие на политику, не уходя от нее, но исходя из правосознания людей»[30]. Автор этого высказывания отмечает также, что первый Конституционный Суд не только принимал решения по неконституционным действиям Президента, но и обеспечивал выполнение важнейших законов и иных нормативных актов. Многие отмечают и печальное отсутствие в Конституции 1993года норм о том, что решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, об особой роли Конституционного Суда в приведении к присяге Президента и о многом другом. С другой стороны, некоторые говорят о том, что новый Конституционный Суд (действующий на основе Конституции 1993 года и федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ») стал менее политизированным органом (за счет сужения компетенции), более демократичным (за счет ослабления фигуры Председателя КС), что делает его более действенным и независимым. Несмотря на некоторые недостатки закона «О Конституционном Суде», мы не можем умалять  роль этого органа в системе сдержек и противовесов: Конституция 1993года наделяет Конституционный Суд такими полномочиями, как разрешение споров о компетенции между различными государственными органами, разрешение споров о соответствии конституции важнейших нормативных актов государственных органов, вынесение заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.