Рефераты. Происхождение государства и права

12. Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, в учебных заведениях принято у студентов приветствовать преподавателя стоя или на некоторых предприятиях рабочий день начинается с "планерки", а на других-с выдачи работникам письменных заданий на день (водителям - путевого листа или товарно-транспортной накладной).

Таким образом, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счете, экономическими, политическими, социальными, бытовыми и другими условиями, существующими в обществе. Правовые нормы являются составной частью системы социальных норм, но частью самой важной, несущей основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Это связано с тем, что они регулируют жизненно важные вопросы: государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, права и свободы граждан, формы собственности, а также вопросы применения труда и распределения, социальной защиты, военной, дипломатической, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Как часть целого правовые нормы не должны противоречить другим социальным нормам, в противном случае уровень и качество их реализации падает.

                                                                                                    

2. Предусловия возникновения государства и права.


   В чем же отличие государства от догосударственной организации общества?

   Во-первых. Это появление особой системы органов и механизмов, осуществляющих функции государственной власти или организация публичной власти, - особой группы (слоя) людей, (чиновники, бюрократы, управленцы, политическая элита и т.п.) призванной управлять всеми остальными и защищать интересы политической элиты, опираясь на специально созданные органы и учреждения, объединенные в единую иерархическую систему, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества.

   Во-вторых, это наличие права, закрепляющего определенную систему норм, установленных или санкционированных государством. Осуществляя правотворчество, государство делает решения элиты общеобязательными для населения всей страны.

   В-третьих, это определение территории, на которую распространяется юрисдикция (от латинского jurisdictio - суд, судопроизводство) данного государства и в соответствии с этим - разделение населения по территориальному принципу, т.е. это пространственная основа государства, которая включает в себя сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Людей в государстве объединяют уже не кровно родственные (племенные) связи, а общность территории, обозначенной государственной границей. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и защищает ее от внешнего вторжения.

   В-четвертых, для материального обеспечения и содержания органов управления и принуждения, создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, для выполнения других общественно-необходимых функций, например разрешение социальных противоречий между различными слоя общества государство взимает различного рода налоги, т.е. обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенный период времени. Следует обратить внимание на такой фактор, что более сложная структура взимания налогов и вся система налогообложения, говорит об экономическом нездоровье государства, что может приводить к мощным социальным противоречием.

   В-пятых, это наличие специальных органов принуждения и подавления (армия и другие правоохранительные органы) основная цель которых состоит в обеспечении государственной безопасности, территориального единства и использовании их при возникновении внутренних социально-политических конфликтов, могущих привести к потери власти правящей элиты.

   Таким образом, государство это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

   Сущность государства проявляется в первую очередь в его функциях, то есть основных направлениях деятельности и в той роли, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и удовлетворении разнообразных интересов населения. Функции государства делятся на внутренние, связанные с деятельностью государства на территории своей страны (экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая и другие) и внешние, проявляющиеся в различного рода взаимоотношениях с другими государствами (оборонительная, дипломатическая, внешнеэкономическая, культурного сотрудничества, сотрудничества в решении глобальных проблем современности и т.п.). И внутренние, и внешние функции вытекают из главных целей и задач государства, а поэтому тесно переплетаются и подкрепляют друг друга.

   Определяя социальное назначения государства, следует обратить внимание на то, что является первичным, а что вторичным в его назначении: при решении общих дел, при разрешении социальных споров, при урегулировании внешних конфликтов и т.д., так все понятия государства в зависимости от средств выполнения своего социального назначения, а также от трактовки школ его происхождения можно объединить в две большие группы. Первая это, где государство выступает орудием господствующего класса для подавлении и принуждения всего остального населения проживающего на его территории, т.е. функция насилия первична. Вторая, определяет государство как средство для снятия (разрешения) социальных противоречий путем компромиссных решений, конечно принуждение характерно и для такого государства, но оно носит вторичный характер.


4. Основные теории происхождения государства и права.


   Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

  

   Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет, не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.

 

   Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать обо всех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.


   В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права.

Теории происхождения государства и права.

 

   Важное значение, как в теоретическом, так и в практико-политическом отношении имеет изучение происхождения государства и права.

        

   Следует заметить, что этот вопрос будоражил воображение не одного поколения людей. Были созданы десятки самых различных теорий и доктрин, высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права продолжаются и по сей день. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

- теологическую (божественную),

- патриархальную,

- договорную,

- насилия,

- психологическую,

- расовую,

- органическую,

- материалистическую (классовую) теории.

 

1. Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

         

   На рубеже XII - XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч. А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и являются слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога».

         

   Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

         

   Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».

          

   После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном».** Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.

        

   В начале, подмечает Саллюстий, развивалась жажда денег, за нею - жажда власти, и «обе стали как бы общим корнем всех бедствий». Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества. Вместо них «оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и всё полагать продажным». Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.