Рефераты. Происхождение государства и права

Происхождение государства и права

Происхождение государства и права


1.   Общая характеристика первобытного общества. Власть и социальные нормы этого периода.


   Государство возникло в период разложения первобытнообщинного строя, охватывающего, эпоху от появления первых людей до возникновения классового общества. Экономическую основу первобытнообщинного строя составляла общая собственность на средства производства, возникшая как результат коллективного труда. Человек в то время имел в своем распоряжении лишь самые примитивные орудия труда, в основном изготовленные из дерева и камня. Люди должны были трудиться сообща, объединять свои усилия в борьбе за существование, так как один человек был не в состояние бороться с окружающими его силами природы, добывать себе пищу, иметь жилище. Довольно длительное время люди жили в условиях первобытного человеческого стада (дородовой стадии). Этот начальный этап первобытнообщинного строя Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" назвал детством человеческого рода. Естественно, что в условиях, когда общий коллективный труд обусловливал и общую собственность на добываемые продукты, не было экономических условий для образования частной собственности, не могло быть речи о существовании общественного неравенства, возникновения классов, эксплуатации человека человеком.

   В первобытнообщинном строе основной хозяйственной и общественной единицей (организацией людей), владевшей землей, скотом, орудиями и продуктами труда, являлся род, или родовая община. Род - это особый союз людей численностью от нескольких десятков до нескольких сот человек, связанных кровным родством и объединенные коллективным трудом, общностью имущества, совместным потреблением. Все члены родовой общины были равны между собой. Управлял родовой общиной старейшина, избираемый всеми членами рода на общем собрании, на котором вешались также все важнейшие дела. Близкие между собой роды объединялись в племена, а племена - в союзы племен. Управление племенем осуществлялось племенным советом, состоящим из старейшин и военачальников родов. В распоряжении старейшин не было никакого аппарата насилия. Власть основывалась исключительно на личном авторитете, военной доблести, мудрости старейшин, господстве обычаев, доверии и поддержке всех взрослых членов рода, активном участии, как мужчин, так и женщин в управлении родовой общиной.

   С изменениями в экономическом строе общества произошли и коренные изменения в общественной организации людей. Рост производительных сил, существенное повышение производительности труда, приведшее к возможности создания прибавочного продукта, развитие общественного разделения труда (выделение пастушеских племена отделение ремесла от земледелия, появление слоя купцов - лиц, занятых уже не производством, а только обменом продуктов) привели к возникновению имущественного неравенства, частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода. Стала выделяться зажиточная верхушка, превращавшая в рабов сначала пленных, а затем и своих обедневших соплеменников, что привело к социальному расслоению первобытнообщинного общества.

   Верхнему формирующемуся социальному строю необходимо было закрепить свое главенствующее положение, заставить массы людей постоянно трудиться для их обогащения, принуждать к повиновению и выполнению своей воли.


В процессе своей жизнедеятельности люди вступают во взаимоотношения с объектами природы (материальными объектами), а также друг с другом. Несмотря на многообразие связей, их можно типизировать и определить, какое же поведение является распространенным, массовым, нормальным.

Понятие "норма" в самом широком смысле означает правило, руководящее начало. Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы.

А. Несоциальные нормы. Они регулируют отношения человека к природе, технике и представляют собой специфический "язык" общения человека с материальными объектами. Среди них можно назвать технические, сельскохозяйственные, климатические, физиологические, биологические, химические, санитарно-гигиенические и другие нормы. Особое место занимают технические нормы, основанные на познании законов природы. Они могут быть установлены (открыты) любым человеком. Несоблюдение технических или других несоциальных норм порождает ответные негативные последствия на конкретные действия человека со стороны сил природы. Например, нарушение агротехнических правил ведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур.

Б. Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому. Социальные нормы учитывают интересы тех или иных социальных групп и могут создаваться определенными социальными группами, хотя существует немало норм и общечеловеческих.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, отрегулируют не отдельный случай или конкретные общественные отношения, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.).

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а на многих лиц, поименно не указанных. Неперсонифицированность, неконкретность адресата - вот, что их характеризует.

В своем поведении люди используют большое разнообразие социальных норм. В их числе можно выделить:

1.Ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России (музыка Глинки), что должно внушать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.

2. Обряды также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов они глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуя воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя (миф об ахиллесовой пяте и др.).

4. Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Обычай иначе можно определить как стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность, например передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, обычай кровной мести, двоеженства и др.

5. Традиции так же, как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но они носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший временной срок. Вот почему ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших безболезненно, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.

6. Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения к божественному началу и выражающие его взгляды, подходы к жизни. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить, прежде всего, богу, а уже потом людям, обществу. Воля бога пронизывает религиозные нормы. Поскольку бог предполагает, что не все его дети послушно будут ему служить, в числе религиозных санкций содержатся: епитимья, анафема, попадание в ад, страшный суд, лишение сана и др. Некоторые религиозные нормы как бы опосредуют человеческий и божественный путь бога я требуют его помнить и чтить (праздник Рождества Христова, Крещение, Вознесение, Пасха). Другие религиозные нормы определяют поведение людей, например десять заповедей из Нагорной проповеди.

7. Правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и осуществление государственной власти, взимание налогов, наложение ответственности за совершение общественно опасных деяний, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.

8. Моральные нормы - это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль над их исполнением осуществляются средствами духовного воздействия: через чувство долга, который каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральную норму, требующую помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от ответственности в праве имеет не материальный, а идеальный духовный характер (осуждение, презрение).

9. Политические нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственного аппарата. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят самый общий характер. Это связано с необходимостью привлечь на свою сторону как можно более широкий слой людей. Доходчивость, простота, краткость - особенности политических норм. Политические партии демократической ориентации провозглашают переход к рыночной экономике. Партии коммунистического толка предлагают "защиту человека труда" и построение "социализма с человеческим лицом". В пределах общих лозунгов можно выделить и более конкретные политические нормы, например, осуществить либерализацию цен, приватизацию государственного имущества или повысить минимальную оплату труда, обеспечить каждого жильем.

10. Этические нормы - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). За учтивостью может скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение этических норм может расходиться с истинным отношением в поведении человека.

11. Эстетические нормы - это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается прекрасным украшать жилище цветами. Однако не все эстетические нормы столь конкретны. Чаще они не содержат определенных моделей поведения в той или иной ситуации. Кроме того, эстетические нормы очень субъективны. Многим, например, не нравится сюрреалистическая живопись С. Дали, но есть и достаточное количество почитателей его творчества. И, тем не менее, в обществе все же существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы. Отклонение от идеала красоты, существующего в обществе, бросает тень на человека хотя бы тем, что свидетельствует об отсутствии у него вкуса, говорит о неполноценном развитии личности. Общепринято, например, что одежда человека не может состоять одновременно из предметов, имеющих разное назначение: галстук и кроссовки, ювелирные украшения и портфель (кейс, хозяйственная сумка).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.