Организация власти. Ромуальд Траугут, который в 1863 году объявил себя диктатором, заявил, отходя от белых, что «восстание без народа является лишь демонстрацией», а тот, кто мешает целям восстания и мобилизации крестьянских масс, является «худшим врагом, чем москаль или немец». Уполномоченные им комиссары должны были позаботиться о безоговорочной реализации декретов о наделении землей; были созданы особые суды с участием крестьян, могущие выносить приговоры, вплоть до смертного, в случаях принуждения крестьян к барщине.
Необходимо упомянуть об образцовой организации финансовой деятельности. Значительная часть польского общества без колебания платила повстанческому правительству налоги на цели восстания; достаточно было предъявить печати с лозунгом «Свобода, равенство, независимость».
Значение восстания. Оценка Январского восстания, равно как и всех этапов борьбы поляков за независимость, пробуждает различные суждения. Все еще не решен окончательно вопрос, что лучше служило народному делу? Как повлияло восстание на дальнейшие перемены? Вопрос нелегкий, но можно сказать с уверенностью, что повстанческое движение сыграло значительную роль в формировании национального самосознания. Передовые слои общества довольно быстро освободились от пораженческих настроений. Среди новых начинаний нашлось место для идей и трудов в духе левого крыла красных, которые в конечном итоге послужили народу в его дальнейшей истории.
Из этого опыта сделал выводы Ярослав Домбровский, единственный уцелевший из первых предводителей красных. В открытом письме «К Об. Беднарчинку и его политическим друзьям» он высказался за поддержку устремлений украинского народа к независимости «Трактаты, — писал он, — этническое родство, даже общность политической жизни, по-моему, не дают одному народу прав над другим. Какой же народ имеет право на самостоятельность, а какой его не имеет, трудно определить... По моему мнению, каждый народ имеет право решать свою судьбу. Необходимость свободы, почувствованная народом, дает ему непререкаемое право избавиться ot опеки, а всякое навязывание чуждого влияния либо власти является насилием».
Стефан Кеневич, автор фундаментальной монографии о восстании 1863—1864 гг., заканчивает ее следующим образом «Эти слова (Я. Домбровского) были встречены протестом — даже польских демократов. Понятными они стали лишь сегодня, вследствие трудного опыта новых войн и новых революций — сегодня, в Народной Польше» (S. Kieniewicz, Powstanie styczniowe, W. 1972, s. 747 i nn.).
Реформа 1864 года в Королевстве. До 1846 года лишь часть крестьянских хозяйств подверглась переводу на чинш. В то время на первый план выдвинулись, несмотря на сопротивление крестьян, массовые выселения и потери из-за этого крестьянами почти 900 тыс. га пахотной земли. Система чиншей охватила в 1841 – 1866 гг. главным образом государственные имения, располагавшие ¼ всей пахотной земли.
В 1846 году после галицийских событий царское правительство было вынуждено прибегнуть к решительным действиям. Было запрещено выселять крестьян, располагающих более чем 1,7 га земли, ликвидированы многие одиозные повинности и работы. Был обеспечен контроль правительственной администрации за соглашениями, заключаемыми между усадьбой и крестьянами, расширено право крестьян на наследственное пользование землей и право собственности на жилье. Что касается предоставления крестьянам земли в собственность, то этому противились как шляхта, так и представляющее его земледельское общество с Л. Замойским во главе. Лишь под влиянием антифеодальных выступлений крестьян, которые в начале шестидесятых годов охватили в Королевстве почти 20% сел, обязанных выполнять барщину, А. Велопольский в 1861 году ввел принудительный чинш — распространенный на 182 тыс. частных хозяйств (из 325 тысяч).
О декретах восстания 1863 года мы уже говорили. В 1864 году российское правительство осуществило крестьянскую реформу, которая пошла значительно дальше, чем реформа 1861 года.
В марте 1864 года было объявлено право полной собственности всех крестьян на их земли. Компенсацию прежним владельцам земли взяло на себя правительство с помощью земельного налога, уплачиваемого крестьянами и помещиками. Реформа предоставила крестьянам Королевства возможность получения земли, которую они утратили после 1846 года. Сверх этого, «безземельных» крестьян и тех мещан, которые хотели осесть на земле, наделяли землей из государственного фонда, костельной и конфискованной у участников восстания 1863 года. Крестьянское землевладение несколько увеличилось.
Число безземельных после реформы 1864 года уменьшилось с 1 340 тысяч до 200 тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего количества составили хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находилось во владении зажиточных крестьян, имеющих свыше 8,4 га на хозяйство, но число их вскоре стало уменьшаться, так как в Королевстве не был введен принцип неделимости хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно большой, и она задавала тон на селе.
«Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет современный польский историк Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели сельского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т. Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967, S./58).
Глава VI
Польские земли на рубеже XIX и XX веков.
Деление и административное устройство польских земель.
Польское Королевство. В 1866 году состоялась реформа административного деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили Варшавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это деление с небольшими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из состава Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно Петербургу. Это вызвало протесты среди поляков.
Административное деление. Во главе Королевства Польского стоял наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления страной, существующему в Империи.
Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов провинций было самым высоким в административной иерархии страны (провинции). Каждый из занимающих эти посты представлял императора и правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в силу занимаемого ими положения, так и в меру располагаемой ими власти. В Королевстве позиция наместника и генерал-губернатора была наиболее сильной, потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками, дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие полицейские и судебные репрессии через посредство военных и военно-полевых судов. Генерал-губернаторы также располагали полномочием, по которому правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не осуществлялись на подчиненных им территориях без учета их мнения.
Следующей единицей территориального управления в Королевстве были сначала воеводства, а затем губернии.
Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со старостами, как в Пруссии и Галиции, и с начальниками уездов (поветов), как в Королевстве, во главе.
Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции характерным явлением было выделение так называемой поместной территории, на которой землевладельцы осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью имений Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло надзор и за помещиками
Существовала объединенная администрация, подчиненная непосредственно генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы которой находились в непосредственном подчинении соответствующих министерств Военная администрация, в частности, принадлежала командующим армейских корпусов, комендантам гарнизонов в городах и т. д Финансовой администрацией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--финансовые управления. Выделенной была также таможенная администрация ее органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными единицами организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным административным, отделам относилось попечительство учебного округа и подчиненные ей органы инспекции.
Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в помещичье-буржуазном государстве территориальное самоуправление, как хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не зависимым от органов правительственной власти.
В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с распорядительными, исполнительными и контролирующими органами. Органами провинциального самоуправления в прусской Польше были провинциальные сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное расписание и т д) и консультативными в вопросах, поставленных органами государственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя провинции и руководителя текущими делами. В регенциях не было органов самоуправления, окружной совет, равно как и совет провинции, имел характер консультативного органа при надпрезиденте, а также исполнял во второй инстанции административное судопроизводство Сеймики же были организованы в уездах на основе положения о выборах, которое обеспечивало приоритет интересов правящих кругов. Их исполнительными органами были уездные отделы, тесно связанные через посредство председателей, которыми были ландраты (старосты), с правительственной администрацией.
В городах существовали городские советы как распорядительные органы и магистраты — как исполнительные. В селах им соответствовали гминные представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из начальника гмины и членов управления.
В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один институт самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т. е. объединенная сельская гмина с гминными собраниями (здесь не было избираемых советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины входили громады (как правило, одно село составляло громаду), с общим собранием и исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно называемым солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское самоуправление подлежало надзору правительственных органов власти.
Народ и его общественные организации
Развитие народа. Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в особенности литература. Важным фактором народного единства был развивающийся и обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу цивилизации служили и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития наступил в 1870—1914 гг.
Крупнокапиталистическая промышленность развивалась в Королевстве Польском и в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века прошли этап промышленной революции, на нефтяных месторождениях в Галиции и значительно в меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех частях Польши развивались различные отрасли сельскохозяйственной промышленности. Усилились урбанистические процессы. Промышленность Польского Королевства развивалась, опираясь на восточные рынки (Россия, страны азии) и сельское хозяйство Великой Польши и Поморья; полезные ископаемые и промышленность Горной Силезии удовлетворяли главным образом потребности Германии. Существовали хозяйственные связи между польскими землями, несмотря на разделяющие их границы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6