Рефераты. Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи

     Организация власти. Ромуальд Траугут, который в 1863 году объявил себя диктатором, заявил, отходя от белых, что «восстание без народа является лишь демонстрацией», а тот, кто мешает целям восстания и мобилизации крестьянских масс, является «худшим врагом, чем москаль или немец». Уполномоченные им комиссары должны были позаботиться о безоговороч­ной реализации декретов о наделении землей; были созданы особые суды с участием крестьян, могущие выносить приговоры, вплоть до смертного, в случаях принуждения крестьян к барщине.

     Необходимо упомянуть об образцовой организации финансовой деятельности. Значительная часть польского общества без колебания платила повстанческому пра­вительству налоги на цели восстания; достаточно было предъявить печати с лозунгом «Свобода, равенство, независимость».

    Значение восстания. Оценка Январского восстания, равно как и всех этапов борьбы поляков за независимость, пробуждает различные суждения. Все еще не решен окончательно вопрос, что лучше служило народному делу? Как повлияло восстание на дальнейшие пере­мены? Вопрос нелегкий, но можно сказать с уверен­ностью, что повстанческое движение сыграло значительную роль в формировании национального само­сознания. Передовые слои общества довольно бы­стро освободились от пораженческих настроений. Среди новых начинаний нашлось место для идей и трудов в духе левого крыла красных, которые в конечном итоге послужили народу в его дальнейшей исто­рии.

     Из этого опыта сделал выводы Ярослав Домбровский, единственный уцелевший из первых предводителей красных. В открытом письме «К Об. Беднарчинку и его политическим друзьям» он высказался за под­держку устремлений украинского народа к независи­мости «Трактаты, — писал он, — этническое родство, да­же общность политической жизни, по-моему, не дают од­ному народу прав над другим. Какой же народ имеет право на самостоятельность, а какой его не имеет, труд­но определить... По моему мнению, каждый народ имеет право решать свою судьбу. Необходимость свободы, по­чувствованная народом, дает ему непререкаемое право избавиться ot опеки, а всякое навязывание чуждого влияния либо власти является насилием».

     Стефан Кеневич, автор фундаментальной моногра­фии о восстании 1863—1864 гг., заканчивает ее следую­щим образом «Эти слова (Я. Домбровского) были встречены протестом — даже польских демократов. Понятными они стали лишь сегодня, вследствие труд­ного опыта новых войн и новых революций — сегодня, в Народной Польше» (S. Kieniewicz, Powstanie styczniowe, W. 1972, s. 747 i nn.).

      Реформа 1864 года в Королевстве. До 1846 года лишь часть крестьянских хозяйств подверглась переводу на чинш. В то время на первый план выдвинулись, несмотря на сопротивление крестьян, массовые выселения и потери из-за этого крестьянами почти 900 тыс. га пахотной земли. Система чиншей охватила в 1841 – 1866 гг. главным образом государственные имения, располагавшие ¼ всей пахотной земли.

     В 1846 году после галицийских событий царское правительство было вынуждено прибегнуть к решительным действиям. Было запрещено выселять крестьян, располагающих более чем 1,7 га земли, ликвидированы многие одиозные повинности и работы. Был обеспечен контроль правительственной администрации за соглашениями, заключаемыми между усадьбой и крестьянами, расширено право крестьян на наследственное пользование землей и право собственности на жилье. Что касается предоставления крестьянам земли в собственность, то этому противились как шляхта, так и представляю­щее его земледельское общество с Л. Замойским во главе. Лишь под влиянием антифеодальных выступлений крестьян, которые в начале шестидесятых годов охва­тили в Королевстве почти 20% сел, обязанных выпол­нять барщину, А. Велопольский в 1861 году ввел при­нудительный чинш — распространенный на 182 тыс. частных хозяйств (из 325 тысяч).

     О декретах восстания 1863 года мы уже говорили. В 1864 году российское правительство осуществило крестьянскую реформу, которая пошла значительно дальше, чем реформа 1861 года.

     В марте 1864 года было объявлено право полной собственности всех крестьян на их земли. Компенсацию прежним владельцам земли взяло на себя правитель­ство с помощью земельного налога, уплачиваемого крестьянами и помещиками. Реформа предоставила крестьянам Королевства возможность получения земли, которую они утратили после 1846 года. Сверх этого, «без­земельных» крестьян и тех мещан, которые хотели осесть на земле, наделяли землей из государственного фонда, костельной и конфискованной у участников вос­стания 1863 года. Крестьянское землевладение несколь­ко увеличилось.

     Число безземельных после реформы 1864 года умень­шилось с 1 340 тысяч до 200 тысяч. Увеличилось число мелких хозяйств: 22% от их общего количества состави­ли хозяйства, имевшие до 1,7 га; 38% земель находи­лось во владении зажиточных крестьян, имеющих свы­ше 8,4 га на хозяйство, но число их вскоре стало умень­шаться, так как в Королевстве не был введен принцип неделимости хозяйств между наследниками (как в Пруссии). Однако прослойка среднеобеспеченных крестьян в Королевстве Польском была довольно боль­шой, и она задавала тон на селе.

     «Аграрная эволюция XIX столетия,— пишет совре­менный польский историк Лепковский,— не привела к образованию цельной и последовательной модели сель­ского хозяйства. В 70-х годах XIX столетия мы имеем дело в Польше с полусовременным землевладельцем и полусовременным крестьянином» (Т. Lepkowski, Polska — narodziny nowoczesnego narodu, 1764—1870, W. 1967, S./58).



Глава VI

Польские земли на рубеже XIX и XX веков.


Деление и административное устройство польских земель.

     Польское Королевство. В 1866 году состоялась ре­форма административного деления Королевства. Были созданы 10 губерний и 85 уездов. Они составили Вар­шавское генерал-губернаторство. Польское Королевство стали называть Привислинским краем, чем подчеркивалась его инкорпорация с Империей. Это деление с не­большими изменениями сохранилось до 1912 года, когда из части Седлецкой губернии, которая была упразднена, и Люблинской создали новую Хелмскую губернию, состоящую из восьми уездов. Она была исключена из со­става Варшавского генерал-губернаторства и подчинена непосредственно Петербургу. Это вызвало протесты сре­ди поляков.

     Административное деление. Во главе    Королевства Польского стоял наместник, затем с 1874 года — генерал-губернатор по образцу управления страной, существующему в Империи.

     Положение генерал-губернаторов и наместников, а также надпрезидентов провинций было самым высоким в административной иерархии страны (провинции). Каждый из занимающих эти посты представлял импе­ратора и правительство на своей территории. Это были влиятельные лица равно как в силу занимаемого ими положения, так и в меру распо­лагаемой ими власти. В Королевстве позиция намест­ника и генерал-губернатора была наиболее сильной, потому что он одновременно являлся командующим русскими войсками, дислоцирующимися в стране. В его силах было осуществить далеко идущие полицейские и судебные репрессии через посредство военных и воен­но-полевых судов. Генерал-губернаторы также распола­гали полномочием, по которому правовые предписания, как общегосударственные, так и местные, не осуществля­лись на подчиненных им территориях без учета их мнения.

     Следующей единицей территориального управления в Королевстве были сначала воеводства, а затем губернии.

     Главными единицами местного управления повсюду были уезды (поветы) со старостами, как в Пруссии и Галиции, и с на­чальниками уездов (поветов), как в Королевстве, во главе.

     Различным образом были организованы сельские и городские гмины Если речь идет о первых, то в Пруссии и Галиции харак­терным явлением было выделение так называемой поместной терри­тории, на которой землевладельцы осуществляли административную власть над домашней прислугой и челядью имений Это служило исключительно интересам дворянства В Королевстве гминное управление, подчиненной вышестоящим органам администрации, осуществляло надзор и за помещиками

     Существовала объединенная администрация, подчиненная непо­средственно генерал-губернатору и губернатору, и необъединенная администрация, органы которой находились в непосредственном подчинении соответствующих министерств Военная администра­ция, в частности, принадлежала командующим армейских корпусов, комендантам гарнизонов в  городах и т. д Финансовой администра­цией руководили палаты или финансовые дирекции, а в уездах--финансовые управления. Выделенной была также таможенная ад­министрация ее органы. Окружные дирекции почт и телеграфа с подчиненными  единицами организовали свой отдел. Отдельно было организовано управление железных дорог, подчиненное окружным дирекциям. К важнейшим выделенным  административным, отделам относилось попечительство учебного округа и подчиненные ей органы инспекции.

          Территориальное самоуправление. Не следует думать, что в помещичье-буржуазном государстве терри­ториальное самоуправление, как хозяйственное, так и профессиональное, было целиком самостоятельным и не зависимым от органов правительственной власти.

     В Пруссии и в Галиции существовали территориальные самоуправления с распорядительными, исполнительными и контроли­рующими органами. Органами провинциального самоуправления в прусской Польше были  провинциальные сеймики с распорядительными полномочиями (локальный бюджет, штатное расписание и т д) и консультативными в вопросах,  поставленных органами  го­сударственной власти (т.е. оговоренных специальными актами), также провинциальные отделы с участием краевого директора как представителя провинции и руководителя текущими делами. В регенциях не было органов  самоуправления, окружной совет, равно как и совет провинции, имел характер консультативного органа при надпрезиденте, а также исполнял во второй инстан­ции административное судопроизводство Сеймики же были орга­низованы в уездах на основе положения о выборах, которое обес­печивало приоритет интересов правящих кругов. Их исполнитель­ными органами были уездные отделы, тесно связанные через по­средство председателей, которыми были ландраты (старосты), с правительственной администрацией.

     В городах существовали городские советы как распорядитель­ные органы и магистраты — как исполнительные. В селах им соот­ветствовали гминные представительства (род советов) и шинные управления, состоящие из начальника гмины и членов управления.

     В Королевстве Польском, как уже упоминалось, сохранился только один институт самоуправления (после широко задуманных реформ Велопольского), т. е. объединенная сельская гмина с гминными собра­ниями (здесь не было избираемых советов), войтом, гминным урядом и судами. В состав гмины входили громады (как правило, одно село составляло громаду), с общим собранием и исполнительным органом в лице громадского старосты (традиционно называемым солтысом). Войт был наделен полицейскими функциями. Сельское самоуправление подлежало надзору прави­тельственных органов власти.

Народ   и   его  общественные  организации

     Развитие народа. Польский народ, несмотря на препятствия, вызванные разделами, не стоял на месте. Бурно развивалась народная культура, в особенности литература. Важным фактором народного единства был развивающийся и обогащающийся словами и понятиями польский язык. Прогрессу цивилизации служили и уже упоминавшиеся органические труды. Пик развития на­ступил в 1870—1914 гг.

     Крупнокапиталистическая промышленность развива­лась в Королевстве Польском и в Горной Силезии, после того как они во второй половине XIX века про­шли этап промышленной революции, на нефтяных ме­сторождениях в Галиции и значительно в меньшей степени в некоторых других ее районах. Также во всех частях Польши развивались различные отрасли сельскохозяйственной промышленности. Усилились урбанистические процессы. Промышленность Польского Ко­ролевства развивалась, опираясь на восточные рынки (Россия, страны азии) и сельское хозяйство Великой Польши и Поморья; полезные ископаемые и промышлен­ность Горной Силезии удовлетворяли главным образом потребности Германии. Существовали хозяйственные связи между польскими землями, несмотря на разделя­ющие их границы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.