Рефераты. Правовой статус Королевства Польского в составе Российской Империи

     Институты и политический режим. Был упразднен Сейм. Не был создан обещанный органическим статутом – «собрание провинциальных сословий», которое должно было совещаться по представленным правительством вопросам. Не были сохранены земские сеймики, гминные собрания и воеводские советы. Не вошло в жизнь обещанное городское и сельское самоуправление. В 1857 году воеводства были переименованы в губернии с губернаторами во главе, как в остальной Империи.

     До 1841 года сохранился лишь польский Государственный совет как консультативный орган российского Государственного совета.   Остальные   органы   с названиями,  принятыми   в   конституционные    времена, вошли в состав российской правительственной админи­страции.   Сохраненные   отличия,   то,   что   большинство должностей   продолжали   занимать   поляки,   вызывало неудовольствие правящих кругов в Петербурге.

     Варшавский университет и Товарищество друзей наук были закрыты. После временного затишья вновь стало развиваться капиталистическое производство. Происходили реформы в сельском хозяйстве. Не угасла, несмотря на притеснение завоевателей, мысль, выра­жающаяся в просветительном движении, в издании журналов, развитии литературы, а также в новых политических направлениях. Произошло ускорение процесса урбанизации. Городское население в шестидеся­тых годах составляло уже 25% всего населения страны. Протяженность железных дорог возросла с 26 км в 1831 году до 10742 км — в 1870 году.

     В польском обществе Королевства этого времени сталкивались два основных течения: органических работ (оно имело несколько аспектов) и стремления к неза­висимости. Первое часто брало верх над вторым. По­нятие «органическая работа» возникло в Королевстве в сороковых годах. Оно означало при различных миро­воззренческих и идейно-политических взглядах деятель­ность, ставящую целью развитие в соответствии с воз­можностями того времени, прогресс хозяйства и цивилизации.

     Реформы Александра Велопольского. Общественно-экономические преобразования, происходящие в Коро­левстве, особенно заметные после 1860 года, а также устремления правящих классов привели к попытке соз­дания в Королевстве институтов самоуправления, предусмотренных органическим статутом 1832 года и даже Конституцией 1815 года, ценой соглашения с царизмом. Эти тенденции созрели после поражения России в Крымской войне (1853—1856 гг.), после смер­ти Николая I и вступления на трон Александра II, когда вместе с ослаблением Империи в самой России усилилось революционное движение. Они же были свя­заны с известными фактами сотрудничества польских и русских революционных демократов.

     Правительство Александра II провело, как известно, ряд реформ. Первая из них — крестьянская (1861 г.) не распространялась на территории Королевства, поскольку здесь с 1807 года крестьяне пользовались личной свободой. Не вошли в жизнь и другие реформы, в частности введение земских органов.

     Александр II стремился склонить на свою сторону дворянство и буржуазию Королевства. Благодаря этому получил шанс реализовать свои намерения консерватор А. Велопольский, рассорившийся с официальным пред­ставительством дворянства, каковым было Земледель­ческое общество во главе с Анджеем Замойским. Импе­ратор доверил Велопольскому учрежденную для него должность начальника гражданского правительства (с июня 1862 г.).

     Когда после крестьянской реформы в России 1861 го­да в польской деревне прокатилась волна антифеодаль­ных и антиправительственных выступлений, Велопольский стремился разрешить крестьянский вопрос введе­нием чиншевых отношений. Временные либо постоянные соглашения должны были заключаться под надзором гражданской комиссии, на практике — при доминирую­щем влиянии дворянства. Но Велопольский был против предоставления крестьянам земли в собственность, опа­саясь того, что «один раз разбуженное чувство собст­венности уже не удастся усыпить», а это может при­вести к дальнейшей борьбе крестьян за барскую землю.

     Дальше крестьянской пошла реформа, касающаяся положения евреев: они получили равные права перед законом. Были упразднены различного рода дискрими­национные законы. Сохранились публично-правовые ограничения в форме запрещения исполнять такие функции, как функции войта. Реформа в положении еврейского населения получила положительный отклик на Западе Европы.

     В организации администрации Велопольский обра­щался в основном к статуту 1832 года, а частично и к Конституции 1815 года. Однако до создания Сейма, даже и незначительного, не дошло, и поэтому нельзя вопреки устоявшемуся мнению говорить об автономии Королевства. Тем не менее в 1861 году были восста­новлены специальные правительственные органы, т. е. прежде всего Комиссия вероисповедования и публич­ного просвещения. Организация просвещения, до этого направляемая из Петербурга, получила определенную самостоятельность и национальный характер. При комиссии был создан римско-католический духовный совет, который должен был помогать Велопольскому находить общий язык с костелом и получать поддерж­ку с его стороны Закон 1862 года о народном прос­вещении предусматривал создание народных школ, гимназий, равно как и высших школ с Варшавской Главной школой во главе.

     Высшим органом власти в Королевстве стал вновь воссозданный Государственный совет, состоящий, как и в 1815— 1830 гг., из Административного совета и Общего собрания с достаточно широкой компетенцией. К ней относились обсуждения законопроектов и госу­дарственного бюджета, представляемые затем властям в столице Империи, равно как и докладов губернато­ров и руководителей поветов, губернских советов и городского совета Варшавы. Государственный совет, как и раньше, должен был решать юрисдикционные споры между органами администрации и судебными органами, осуществлять контроль за деятельностью чиновников и при необходимости отдавать их под суд за злоупотребление властью Председателем Государ­ственного совета был наместник. Состоять Совет должен был из руководителей соответствующими отде­лами (законодательный, финансово-административный, просьб и жалоб, спорный — в административных спорах и вопросах управления и др.), из представителей духовенства и губернских советов. Все они назначались императором Оживилась деятельность Комиссии внутренних дел, обособилось управление почтой, транспор­том В 1862 году наместнику дали двух заместителей по военным и гражданским делам. Второй из них, которым был Велопольский, являлся в то же время председателем Административного совета и начальни­ком гражданского правительства.

     Выходом для стремлений и интересов общества, а одновременно и удобным инструментом влияния госу­дарственной власти в стране должны были являться органы самоуправления, формируемые в ходе выборов. Таким образом, в поветах были созданы поветовые советы, состоящие из 15—18 членов, избираемые на 6 лет Председатели их были назначаемыми. В компе­тенцию  советов входила помощь правительственным органам в распределении налогов. Однако советы не располагали какими-либо исполнительными органами и  фактически находились в руках начальника совета.

Еще меньшим был диапазон деятельности губернских советов, которые состояли из членов, избираемых пове­товыми советами. Они могли представлять правитель­ству лишь мнение о положении губернии. Характерным было то, что заседания поветовых и губернских советов должны были носить негласный характер.

     Самоуправление было введено в 33 крупных горо­дах. Их советы из своего состава формировали маги­страт, утверждаемый правительством. Все важнейшие решения, в том числе касающиеся финансовых вопро­сов, требовали санкции правительственных органов.

     Избирательный ценз был имущественным и довольно высоким. Несколько меньшим он был при выборах в городские советы. Но и в этом, последнем случае бы­вало, что число избирателей, допущенных к голосова­нию, незначительно превышало число депутатов.



Глава V

Правовые акты Январского восстания 1863-1864 гг.


     Политические лагери. С 1860 года в Варшаве нача­лись патриотические манифестации и столкновения между населением и войсками. В манифестации 8 апреля 1861 г. участвовали интеллигенты, студенчес­кая молодежь, мелкие мещане, поденщики и под­мастерья, рабочие фабрик, христиане и евреи, люди, давно осевшие в Варшаве и недавно прибывшие, вы­ходцы из различных классов и разных частей Польши.

     На рубеже 1861—1862 гг. в Варшаве возникли свя­занные с различными частями Королевства, с запад­ными губерниями России, а также с двумя другими рай­онами страны, находящимися под властью государств — участников разделов, и с эмиграционными кругами на Западе и Востоке два политических лагеря: ради­кально-демократический и консервативный. Они назы­вались: красным и белым. Красные составляли левое крыло, настаивая на восстании, белые рекомендовали продолжать органическую работу до тех пор, пока польский вопрос будет поднят европейскими держа­вами. С середины 1862 года во главе красных встал тайный Центральный национальный комитет. К выдаю­щимся деятелям левого крыла красных относились отличающиеся радикальными взглядами: Ярослав Домбровский — позже один из предводителей Парижской Коммуны, Стефан Бобровский, Зигмунд Падлевский. В Белоруссии действовал связанный с историей двух народов - польского и белорусского — Кастусь Калиновский.

     Аграрные реформы. 22 января 1863 г. Центральный комитет объявил себя Временным национальным пра­вительством и призвал всех граждан Королевства и других польских земель к оружию. Два декрета пра­вительства, датированные указанным числом, объявили о праве земельной собственности крестьян на их наделы. Безземельным крестьянам, которые примут участие в восстании, и другим людям, желающим осесть на селе, было обещано по 3 морга земли из национального имущества.

     Восстание, которое собрало под свои знамена около 30 тыс. человек, не могло выйти — равно как по внутренним, так и по внешним причинам — за рамки разрозненных партизанских отрядов. Однако то, что свыше года оно оказывало сопротивление русской регулярной армии, насчитывающей 200 тыс. солдат, указывает на решительность повстанцев и на ту под­держку, какую им оказывала значительная часть поль­ского общества. Достойна удивления деятельность польского повстанческого аппарата власти, который из Варшавы руководил страной. Такого «подпольного государства» не знала Европа вплоть до II мировой войны. В Королевство прибывали поляки-добровольцы из Пруссии и австрийской Польши. Живой отклик нашло восстание на польских землях, отторгнутых Пруссией, в Вармии. Великой Польше, а также в польской зару­бежной эмиграции, включая Соединенные Штаты Аме­рики. На помощь польскому восстанию пришла группа русских людей (около 300 человек), самоотверженно боровшихся за свободу польскою парода. Русские, украинские и белорусские революционные демократы, в том числе А И Герцен, солидаризовались с освободительной борьбой польского народа, заявляя об этом как у себя на родине, так и в эмиграции. Также и из других стран прибыли в Королевство друзья поляков, и среди них чехи, венгры, немцы, французы и итальянцы. Состоялись демонстрации либеральных и рабочих кругов Франции и Англии в поддержку польского дела.

    Если вести речь о правах собственности крестьян на землю, то акты Январского восстания заняли в этом вопросе позицию, более умеренную, чем в Краковской революции 1846 года. Тем не менее, был четко выражен их буржуазно-демократический характер. Они означали прогресс в сравнении с намерениями Велопольского и Замойского, а также с реформой 1861 года в России. Шла борьба между белыми и красными. Белые выска­зывались против «социальной катастрофы», т.е. про­тив перемен в деревне и даже за ограничение участия крестьян в восстании. 31 марта 1863 г. Национальное правительство было вынуждено уполномочить своих воеводских комиссаров применять наказание к земле­владельцам, которые противились проводить в жизнь земельную реформу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.