Рефераты. Политическое развитие Франции 1945 -1998

Коммунистическая партия, руководство которой возглавлял М. Торез, считала, что неотложные задачи, стоявшие перед Францией, заключаются в восстановлении экономики, обеспечении демократических прав и свобод, проведении независимой внешней политики. Их осуществление требовало сплочения всех патриотических сил. Компартия предлагала провести в жизнь программу Национального совета Сопротивления (НСС), предусматривавшую наказание вишистских изменников, повышение жизненного уровня трудящихся, частичную национализацию промышленности и банков, установление «подлинной экономической и социальной демократии, предлагающей устранение финансовых и экономических олигархий от руководства экономикой».

       В движении Сопротивления сумела укрепить свои позиции Социалистическая партия, лидером которой вновь стал Л. Блюм. В первые послевоенные годы ее численность составляла около 350 тыс. членов[3] – больше, чем до войны. Социалисты поддерживали программу НСС, входили в состав руководства ВКТ и первоначально высказывались за единство действий с коммунистами. Оставаясь на позициях социал-реформизма, они тем не менее называли себя марксистами, утверждали, что стремятся к уничтожению капитализма и ликвидации классов.

      Помимо коммунистов и социалистов влиянием в массах пользовалась та часть буржуазии, которая принимала участие в движении Сопротивления.

      В ноябре 1944 г. группа католических деятелей Сопротивления организовала новую партию – Народно-республиканское движение (МРП). Характерной особенностью доктрины МРП являлось сочетание идей движения Сопротивления с социальным католицизмом. Признавая программу НСС, лидеры МРП подчеркивали необходимость «структурных реформ»: частичной национализации банков и промышленности, а также «реформы предприятия» в духе классового сотрудничества, при «участии» рабочих в управлении. Партия МРП выражала интересы буржуазии, считавшей необходимыми социальные реформы, для того чтобы избежать революции. Вместе с тем ее поддерживали и другие слои населения: с одной стороны, многие участники Сопротивления, трудящиеся, привлеченные обещаниями социальных реформ, с другой – католики (особенно крестьяне), видевшие в МРП наследницу католических традиций.

      Исключительным авторитетом пользовался глава Временного правительства генерал Шарль де Голль. Многие французы считали его главным организатором Сопротивления, «спасителем» и «освободителем Франции». Де Голль надеялся вернуть Франции ее величие при помощи сильного государства, способного к проведению социальных реформ и независимой внешней политики. К числу необходимых реформ де Голль относил частичную национализацию промышленности и банков, государственный контроль над экономикой, развитие системы социального страхования. Многочисленные сторонники де Голля, именовавшие себя голлистами, сначала не были оформлены в особую политическую партию.

      Распространение влияния голлистов и МРП показывало, что в среде французской буржуазии происходит поворот от традиционного экономического либерализма, отстаивавшего принцип невмешательства государства в экономику, к буржуазному реформизму и «дирижизму», которые предусматривали государственное регулирование экономики и проведение социальных реформ. Вместе с тем во Франции продолжали действовать противники дирижизма, выражающие интересы более консервативных групп буржуазии. Их точку зрения защищали созданная в 1946 г. правая «Республиканская партия свободы» (ПРЛ) и отчасти Радикальная партия.

1.2 Выборы в Учредительное собрание. Конституция 1946 г.

Крупным событием внутриполитической жизни Франции стали выборы в Учредительное собрание и принятие новой конституции. Выборы в учредительное собрание и одновременно референдум о его полномочиях состоялся 21 октября 1945 г. Выборы происходили по пропорциональной системе, в соответствии с которой число депутатских мандатов должно быть прямо пропорционально количеству голосов, полученных каждой партией. Впервые право голоса было предоставлено женщинам. Подавляющее большинство избирателей (более 96%) высказалось за созыв Учредительного собрания. Оно должно было разработать конституцию, сформировать правительство и осуществлять функции парламента вплоть до вступления конституции в силу.

      По числу собранных на выборах голосов и мандатов в Учредительное собрание на первое место вышла Коммунистическая партия. Она собрала свыше 5 млн. голосов избирателей (26% от числа голосовавших) и завоевала 152 мандата (из 545). Второе место заняла социалистическая партия – 4,6 млн. голосов (24% от числа голосовавших) и 142 мандата в Учредительное собрание. Совместно коммунисты и социалисты имели абсолютное большинство мандатов. На третьем месте оказалась партия МРП – 4,5 млн. голосов (23,6% голосовавших) и 141 мандат. Все остальные партии остались далеко позади. Партия радикалов, которая была одной из ведущих партий Третьей республики, получила немногим больше 10% голосов. На долю всех правых группировок, включая ПРЛ, пришлось около 15% голосов.1

      После выборов компартия предложила образовать демократическое правительство, в котором большинство принадлежало бы коммунистам и социалистам. Руководство Социалистической партии отклонило это предложение. В результате было вновь сформировано коалиционное правительство под председательством генерала де Голля. В него вошли представители трех самых крупных партий: Коммунистической, Социалистической, МРП, а также голлисты, считавшиеся беспартийными, и близкие к ним группы. Большинство мест, в том числе решающие посты председателя совета министров, военного министра, министра иностранных дел, министра финансов, находилось в руках буржуазных деятелей. Пост министра внутренних дел занял социалист. Коммунисты получили посты министра вооружения, экономики, промышленного производства и труда. Генеральный секретарь ФКП М. Торез стал государственным министром, т. е. министром высшего ранга.

      Между партиями и группировками, входившими в состав правительства, существовали разногласия, и время от времени возникали серьезные конфликты. Один из них был связан с взаимоотношениями правительства с Учредительным собранием. Будучи сторонником авторитарных методов управления, генерал де Голль находил обременительным постоянный контроль Учредительного собрания над правительством. Напротив, социалисты и коммунисты, располагавшие большинством мест  в Учредительном собрании, считали, что в демократическом государстве парламент должен строго контролировать исполнительную власть. Не сумев избавиться от контроля Учредительного собрания и не желая принимать против него насильственные меры, которые к тому же не имели бы никаких шансов на успех, де Голль решил уйти в отставку. 20 января 1946 г. он официально объявил о своем решении. Де Голль собрал всех своих министров в зале Рыцарских доспехов на улице Сен-Доминик, где располагалось военное министерство, и обратился к ним с краткой речью: «Вновь возродился исключительный режим партий. Я его отвергаю. Но кроме насильственного установления диктатуры, которой я не хочу и которая приведет к плохим последствиям, я не имею других способов помешать происходящему. Таким образом, мне надо уйти в отставку.… Каждого из вас я благодарю за оказанную мне помощь»1

      После отставки де Голля председателем совета министров был избран социалист Ф. Гуэн, сформировавший правительство трехпартийной коалиции – из коммунистов, социалистов и членов партии МРП.

      В мае 1946 г. Учредительное собрание вынесло на референдум подготовленный им проект конституции. Преобладание коммунистов и социалистов в Учредительном собрании предопределило демократический характер этого проекта. В декларации прав наряду с традиционными политическими свободами были зафиксированы социальные и экономические права: право на труд и на отдых, право на получение работы, право на участие трудящихся в определении условий труда. Право собственности гарантировалось, но предусматривалась возможность национализации «фактических монополий». Проект подтверждал светский характер государства и школы.

      Руководящее место в системе высших государственных органов отводилось однопалатному национальному собранию, обладавшему широкими правами и контролировавшему деятельность правительства. Полномочия избираемого Национальным собранием президента республики резко ограничивались.

     Проект конституции вызвал решительное противодействие правых сил, которые опасались, что в однопалатном Национальном собрании смогут (как это случилось в Учредительном собрании) получить преобладание левые партии, которые, используя положения конституции о национализации «фактических монополий», пойдут по пути глубоких социальных преобразований. К ним присоединилась партия МРП, требовавшая двухпалатного парламента и свободы деятельности религиозных школ.

      Незначительным большинством голосов (51,6%) проект конституции был отклонен. Пришлось проводить выборы во второе Учредительное собрание, чтобы разработать новый проект конституции.

      Состав второго Учредительного собрания мало отличался от первого, но социалисты потеряли часть голосов, а партия МРП приобрела. В итоге коммунисты и социалисты утратили абсолютное большинство в Учредительном собрании, а лидер МРП Бидо сменил социалиста Гуэна на посту главы трехпартийного правительства.

     Желая быстрее покончить с Временным режимом, коммунисты и социалисты пошли навстречу партии МРП и согласились внести в конституцию положения о двухпалатном парламенте и свободе образования, сохранив в неприкосновенности основное содержание проекта. После этого за новый проект конституции призвали голосовать все партии трехпартийной коалиции: коммунисты, социалисты и МРП.

      На референдуме 13 октября 1946 г. новый проект был утвержден 52,3% избирателей, участвовавших в голосовании1.

       Согласно новой конституции, Франция провозглашалась «светской, демократической и социальной Республикой». К обычным демократическим правам и свободам, содержавшимся еще в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., она добавляла «как особо необходимые в наше время» социальные права: на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование.

       Торжественно декларировались равенство прав мужчины и женщины, право трудящихся на участие в руководстве предприятиями, на профсоюзную и политическую деятельность, на забастовку «в рамках законов». Допускалась возможность национализации крупных предприятий, эксплуатация которых «приобретет черты национальной общественной службы или фактической монополии»    

       В конституции говорилось, что Франция обязывается избегать «всякой системы колонизации, основанной на произволе». Воспроизводя текст первой французской конституции 1891 г., она обещала «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Наименование «французская империя» заменялось термином «Французский союз». Провозглашалось равенство прав и обязанностей населения Франции и населения колониальных стран, входивших во Французский союз.

      Центральную роль в системе органов государственной власти по конституции 1946 г. играл парламент, состоявший из Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание, избираемое на 5 лет прямым всеобщим голосованием, издавало законы. Совет республики, избираемый косвенным голосованием, мог отсрочить их принятие. Правительство несло ответственность перед национальным собранием и по его требованию обязано было выходить в отставку. Президент республики избирался обеими палатами парламента. Он имел ограниченные полномочия, все его акты нуждались в утверждении правительством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.