А когда Марий, подняв, мятеж, силой пытается захватить принадлежащую ему (Сулле) власть, Сулла, как и следовало ожидать, отвечает силой.
Для меня еще один вопрос остается не решенным: почему Сулла осуждает на смерть Мария и объявляет награду за его голову? Хотя совсем незадолго до того он, «придя в дом Мария и сдавшись на его милость, был отпущен целым и невредимым»? Плутарх осуждает этот его поступок, я попытаюсь понять Суллу. По-моему Сулла точно представил себе ситуацию и ее возможные последствия: пока живы и он и Марий, Рим не будет знать мира и покоя, а за победу одного из них многие заплатят своей жизнью. Поэтому на много более благоразумным будет убить одного человека. Так я объясняю его «неблагоразумный» и «непорядочный» по словам Плутарха поступок.
Мы не будем обсуждать, какая сторона права. Мы – не судьи. Для нас важно понять, в чем видят свою правоту конфликтанты – а они всегда считают себя в чем-то правыми.
Наконец, о мотивах.
Мотивы Мария (Мх), как кажется на первый взгляд, состоят в восстановлении справедливости: это он, а не Сулла победил врага, но почести приходится делить. Однако, если учесть содержание Пх, то мотивация поведения Мария не сводится лишь к этому. За всеми его действиями явно кроется желание добиться абсолютной власти и абсолютного подчинения.
Мотивы Суллы (Му) уже достаточно ясны из сказанного выше о Пу. Он – великий человек, а всех кто думает иначе нужно непременно наказать.
Кто же тут является инициатором конфликта? Марий, который перестал доверять Сулле и стал противиться его возвышению, тем самым открыто проявляя свою неприязнь? Или Сулла, который его на это спровоцировал? Я бы назвала зачинщиком Суллу.
Итоги конфликта.
В конце хочется понять, насколько удачно завершилась эта сложная ситуация. Разрешение конфликта является удачным не тогда, когда оно отвечает каким-то принципам «высшей справедливости», а тогда, когда обе конфликтующие стороны удовлетворены им и могут на его основе в дальнейшем мирно взаимодействовать.
Я считаю, что разрешение конфликта между Марием и Суллой нельзя считать удачным. Оно стало возможным благодаря не взаимовыгодным решением и поступкам, а вследствии смерти Мария. Если бы Марий не умер, то они долго еще враждовали и воевали бы – до полного уничтожения одного из противников.
Подводя итоги вражды Мария и Суллы, хочется привести слова Плутарха: «И вот эта-то вражда, столь незначительная и по-детски мелочная в своих истоках, но затем через кровавые усобицы и жесточайшие смуты приведшая к тирании и полному расстройству дел в государстве, показывает, сколь мудрым и сведущим в общественных недугах человеком был Еврипид, который советовал остерегаться честолюбия, как демона, самого злого и пагубного для каждого, кто им одержим» [6, с.596-597].
Петр III и Екатерина II
Еще один пример политического конфликта, который я рассмотрю в своей работе - вражда Петра III Федоровича и Екатерины II (Содержание этого конфликта смотри во втором приложении). Проанализируем и эту ситуацию.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРИЧИНЫ
Я считаю, что одним из важнейших субъективных факторов, на основе которых появился конфликт в императорской семье, стали интеллектуальные и личностные различия между Екатериной и Петром. На мой взгляд, именно они привели к непониманию и острейшей конфронтации, приведшей к взаимной ненависти. Не все люди от природы наделены одинаковой способностью к пониманию того, что происходит с ними и вокруг них. То, что очевидно для одного человека, может стать неразрешимой проблемой для другого; а то, что одному человеку дается легко, у другого может вызвать серьезные затруднения.
Екатерина относится к людям, мышление которых построено на когда-то однажды усвоенных правилах логики, и всю жизнь в своих рассуждениях, она неизменно им следовала. Но есть и другие люди, которые этой логики просто не знают, не понимают, и, следовательно, не осознают алогичности своего мышления. Именно к такому типу людей относится муж Екатерины - Петр III. В этой истории мы встречаемся со взаимным двухсторонним психологическим барьером непонимания людей: с одной стороны – непонимание и пренебрежение логикой необученного ей Петра III, а с другой – не понимание той, которая ей владеет. Следующее интеллектуальное различие – в уровне образования. Оно привело к тому, что люди стали мало интересными друг для друга. В то время как Екатерина занималась самообучением и всеми силами старалась изучить культуру, язык, обычаи Российской империи, Петр III устраивал кукольные комедии, дрессировал собак, организовывал различные маскарады в обществе придворных лакеев. Екатерина читала различные исторические книги (среди прочитанных ею произведений – «история Генриха IV» Перефикса, «церковная история» Барония, сочинения Платона и т.д.). Петр III же забавлялся лютеранскими молитвенниками и рассказами о разбойниках, грабивших по большим дорогам. Эти обстоятельства со временем породили неприязнь и вражду между ними. В развитии отношений огромную роль сыграла морально-нравственная несовместимость супругов. Петр систематически изменял Екатерине, тем самым давая ей еще один повод для ненависти – ревность.
Таким образом, мы видим, что основой конфронтации стали поведенческие факторы и факторы отношений (по подходу В.Линкольна). Решающую роль же, по моему мнению, сыграли не ценностные, а ресурсные факторы, точнее честолюбие Екатерины.
О своем настроении в то время, когда приближался день свадьбы, Екатерина писала: «По мере того, как приближался этот день, меланхолия все более и более овладевала мной. Сердце не предвещало мне счастья: одно честолюбие меня поддерживало. В глубине души моей было, не знаю, что-то такое, ни на минуту не оставлявшее во мне сомнения, что рано или поздно я добьюсь того, что сделаюсь самодержавною русскою императрицею» [1, с.48].
ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ
1. Предконфликтная ситуация до брака.
По словам А.Брикнера: «Еще до свадьбы отношение Екатерины к жениху становились все более и более холодными»[2; с.44]. Он же утверждает: «Петр не любил общество невесты…» [2; с.44]. Таким образом мы видим потенциальный (скрытый) конфликт.
2. Инцидент.
Трудно, я бы даже сказала невозможно, определить с какого именно эпизода начался конфликт. Столкновений между Петром и Екатериной было много до 25 августа 1745 года (дня бракосочетания). Еще больше их стало после этого события, но ошибочно считать, что именно 25 августа породило вражду.
3. Эскалация.
В конфликте Екатерины и Петра эскалация является непрерывной и достаточно крутой. Продолжался этот этап более 15-ти лет, в течение которых произошло много значимых событий: рождение сына Павла (1754 год), смерть императрицы Елизаветы, воцарение Петра III.
4. Кульминация.
Кульминацией в этой истории, я предполагаю, стал государственный переворот 1762 года. Она (кульминация) привела к полному достижению целей одной из сторон (Екатерина стала «самодержавною русскою императрицею») и к провалу другой – Петр III был вынужден подписать отречение от своих претензий взойти на престол.
5 июля Петр Федорович умирает, тем самым ставя точку в истории вражды со своей женой.
Схема 3. Развитие конфликта Петра III и Екатерины II.
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
Для выявления структуры конфликта Петра III и Екатерины удобно пользоваться схемой 2, используемой мною при анализе структуры конфликта Мария и Суллы.
Для начала давайте попробуем понять кто же в данной ситуации представляет конфликтантов «x» и «у». С одной стороны – стороны «х» - находится Петр III. В этом же «лагере» его мать императрица Елизавета, Фридрих II, его любимая женщина Е.Р.Воронцова, голштинцы да враги жены Екатерины.
В противоположном лагере «у» - дело было совершенно иначе. Глава его – Екатерина ( с самого появления ее в России) предугадала события 1762 года и всеми своими силами старалась расширить и укрепить свою сторону (в конце своей жизни даже Елизавета – мать Петра III стала склоняться на ее сторону). В 1762 году у - лагерь насчитывал более 10 тысяч человек. Наиболее яркие его представители – Григорий Орлов и его братья, княгиня Дашкова, граф Кирилл Разумовский и т.д.
Зона разногласий. В конфликте Петра и Екатерины разногласия в разное время вызывали различные обстоятельства. В начале совместной жизни такими обстоятельствами были их противоположные взгляды на мир, жизнь в семье, задачи, нормы морали. Позже к ним добавилась амбициозность каждой из конфликтующих сторон и непреодолимое желание безграничной власти.
Перейдем к представлениям о сложившейся ситуации. С самого первого знакомства и на всю жизнь Екатерина осталась для Петра всего лишь двоюродной сестрой, с которой можно поиграть, рассказать свои сокровенные мысли, поделиться секретами и т.д.. Она никогда не представлялась ему соперницей, хотя в реальной жизни это было именно так.
Теперь рассмотрим хронологию действий конфликтантов:
- Екатерина приезжает в Россию, Петр встречает ее радушно;
- Петр вызывает неприязнь Екатерины своим детским поведением, недостаточным вниманием к невесте, признанием в любви к фрейлине императрицы;
- Петр играет в солдатиков, пьет с лакеями, не хочет учиться;
- Екатерина обучается русскому языку, изучает историю и культуру России, читает много книг, принимает православие;
- в 1745 году они вступают в брак, Петр женится по велению Елизаветы, Екатерина любыми способами хочет получить Российскую корону;
- Петр совершает ряд действий, еще больше опустивших его в глазах Екатерины;
- в 1754 году Екатерина рождает сына – наследника престола – Павла, но это не сближает ее с супругом;
- Петр угрожает Екатерине оружием;
- в 1761 году императрица Елизавета умирает, и Петр III приходит к власти; Екатерина становится политически активной;
- Петр почти открыто хочет развестись с Екатериной и жениться на Воронцовой;
- ненависть Петра доходит до мелочности; он наносит Екатерине публичное оскорбление, пытается ее арестовать;
- Екатерина становится во главе заговора против Петра;
- в 1762 году путем мятежа Екатерина захватывает власть;
- Петр подписывает отречение;
- Петр внезапно умирает.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8