Рефераты. Петр Аркадьевич Столыпин

Петр Аркадьевич Столыпин

ВВЕДЕНИЕ

В начале века Россия вступила на путь капиталистического развития.   Поражение в войне с Японией в 1904-05гг. показало, что Россия не способна конкурировать со странами, свободно развивающимися капиталистическим путем. Назревшие противоречия привели к революционному взрыву. России требовались, как и политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

Личность и деятельность П.А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Более того, само его имя вызвало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств – от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие – обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения «столыпинский галстук», «столыпинский вагон» стали нарицательными.

          Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну, благоденствующее, демократическое государство.

В своем реферате я собираюсь раскрыть личность и деятельность Петра Столыпина – великого реформатора и государственного деятеля.

















ГЛАВА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.[1]

В конце 19-начале 20 в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм  стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.

Россия, хотя и во втором “эшелоне”, но вступила на путь капиталистического развития. Однако в начале 20 века она оставалась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Средоточием   пережитков   феодальной  эпохи  оставалась  российская деревня.  Важнейшими из них были,  с одной стороны,  латифундиальное помещичье    землевладение,   крупные   помещичьи   имения,   широко практиковавшиеся отработки  (прямой  пережиток  барщины),  с  другой стороны крестьянское     малоземелье,     средневековое    надельное землевладение,  община с ее переделами,  чересполосицей, тормозившие модернизацию   крестьянского   хозяйства.    Здесь   тоже   произошли определенные сдвиги,  что находило выражение в  расширении  посевных площадей,   росте   валовых   сборов  сельскохозяйственных  культур, повышении урожайности,  использовании удобрений,  машин и т.д.  В целом  аграрный  сектор разительно отставал от промышленного,  и это отставание все более принимало форму острейшего  противоречия  между потребностями  буржуазной  модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

Это отражалось и в социально-классовой структуре   страны. Наряду  с   формировавшимися классами   буржуазного   общества   (буржуазия,   мелкая  буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать  и  сословное  деление  - наследие  феодальной  эпохи (дворянство,  купечество,  крестьянство, мещанство).

            Ведущие позиции  в  экономике  страны  к началу XX в.  занимала буржуазия.  Однако она вплоть до середины 90-х годов  фактически  не играла       сколько-нибудь       самостоятельной       роли       в общественно-политической   жизни   страны.   Будучи   зависимой,   от самодержавия,    она   долгое   время   оставалась   аполитичной   и консервативной     силой.     Дворянство,     оставаясь     правящим классом-сословием,  сохранило  и  значительную  экономическую  силу. Несмотря на утрату почти 40%  всех  своих  земель,  оно  к  1905  г. сосредоточило   свыше   60%  всего  частного  землевладения  и  было важнейшей  социальной  опорой  режима,  хотя  в   социальном   плане дворянство  теряло свою однородность,  сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны,   также   было   глубоко   затронуто  процессом  социального расслоения (20%  - кулаки,  30%  - середняки,  50% - бедняки). Между полярными  его  слоями  назревали  свои  противоречия.  Но  в  целом крестьянство    по    своему    правовому     положению,     а     в социально-политическом   плане   перед  лицом  помещиков  и  властей представляло собой единый класс-сословие.

Политический строй  России  -  абсолютная  монархия.  Сделав  в 60-70-х годах XIX в.  шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил  все  атрибуты  абсолютизма. Закон  по-прежнему провозглашал:  "Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный".  Николай II,  вошедший на престол в1894  г.,  твердо  усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

Вплоть до 1905 г.  высшими государственными органами  в  стране были  Государственный  совет,  постановления которого имели для царя рекомендательный характер,  и Сенат - высшая  судебная  инстанция  и толкователь   законов.   Исполнительная   власть  осуществлялась  11 министрами,  деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Их состав определялся монархом.

          Неограниченность царской   власти   на  местах  проявлялась  во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских  свобод  дополнялись  во  многих районах России национальным гнетом.

          Поражение в войне с Японией в 1904-05гг. показало, что Россия не способна конкурировать со странами, свободно развивающимися капиталистическим путем. Назревшие противоречия привели к революционному взрыву. России требовались, как и политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.




ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА  П.А.СТОЛЫПИНА.[2]

         

Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала «Мой отец любил сельское хозяйство…».

          Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором, а в 1902 году - гродненским губернатором.

          В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселения по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как «Столыпинская реформа».

          В марте 1903 года П.А.Столыпина назначают губернатором в более крупную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

          В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики  в  подготовке важнейших законов:

þ    о свободе вероисповедания;

þ    о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

þ    об улучшении крестьянского землевладения;

þ    об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

þ    о реформе местного самоуправления;

þ    о преобразовании местных судов;

þ    о реформе высшей и средней школы;

þ    о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

þ    о реформе полиции…

          Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.


ГЛАВА 3. СТОЛЫПИН И ДУМА.[3]


1.     КОНФЛИКТ I ГОСДУМЫ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.


          П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

          Первая Дума была враждебной правительству с первого до последнего дня. Она поставила себе целью прорваться дальше прав Манифеста 17 октября, хотя внешне, казалось, она должна была быть вполне послушной.

          Правительство возглавлял уже не Витте, а Горемыкин, старый консервативный умный бюрократ. И все правительство было консервативно, что, наверное, было правильно для уравновешивания чересчур левой Думы.

          В ней наиболее организованной была партия конституционных демократов. К кадетам примыкали партия демократических реформ и партия мирного обновления. Были и другие – октябристы, социалисты, национально- автономистские группы – польская, латвийская, эстонская, литовская и западных губерний. В общем, к оппозиции принадлежало больше половины думцев. Однако при всей оппозиционности почти все думцы были настроены заниматься мирной законодательной деятельностью по переустройству русской жизни, и верили, что правительство не будет в силах помешать им, а тем более распустить Думу.

          Правительство не сразу поняло свое положение. Оно рассчитывало после первых формальных заседаний распустить Думу до осени, а там уж обстановка должна была показать, что дальше. После переговоров с председателем Думы она воспротивилась.

          Власти были обескуражены и стали предлагать на рассмотрение Думе вопросы, имеющие какой-то районный характер (постройка прачечной и т.д.). Увидев такое пренебрежение, думцы сами стали выводить жгучие вопросы для обсуждения. Заявление думцев об амнистии по революционным, аграрным и политическим преступлениям не было воспринято властями, и начало конфликта было положено. Далее I Дума изложила свою программу реформ. Этот документ содержал все пункты кадетской программы:

þ    упразднить Государственный Совет;

þ    установить ответственность министров перед Думой;

þ    всеобщее голосование;

þ    права собраний;

þ    свободы печати;

þ    полной свободы совести;

þ    отмены сословных привилегий.

          Властям надо было что-то делать.

          Совет министров долго спорит о тексте декларации. Одни требуют решительных мер, другие предупреждают, что не следует вмешиваться в диалог Думы и царя, не следует провоцировать опасный конфликт с Думой, а нужно представить на ее рассмотрение больше законопроектов, чтобы занять ее делом. За мирный разговор были только двое – Столыпин и Извольский, министр иностранных дел. Остальные – за грозную декларацию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.