Рефераты. Механизм фашистской диктатуры

   Наряду с политическими противниками системы, мероприятия государственных органов были прежде всего направлены против меньшинств. Вообще, считается, что одним из существенных отличий нацизма являлось то, что он ставит во главу угла принцип и понятие расы, нации, народа, тогда как, например, в итальянском фашизме в качестве основы всей системы и главного объекта лояльности выступает государственность. Официальным идеологом немецкого фашизма считается Альфред Розенберг (1893-1946), последователь Ницше, расистов Чемберлена и Гобина. Теорию национал-социализма он разработал в 1930 году в книге «Миф двадцатого века». Приоритет нации, народа над государством прослеживается и в «Моей борьбе» Гитлера: «Долг государства состоит в том, чтобы использовать свою силу во имя свободного развития нации, осуществления ее судьбы, предначертанной Провидением. Высшая цель существования человека не в том, чтобы поддерживать государство или правительство, а в сохранении их национального характера». «Для нас, - пишет Гитлер, - государство – только форма, существенно то, что оно включает, а именно нация, народ»4.

   Но все это не более чем догматические тонкости, если учесть, что государство у нацистов всесильно. Народ, нация, раса превращаются в национал-социализме в главный элемент политического сознания в ущерб личности, права, которые объявляются менее важными, чем поддержание расы.

   Органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа, стали важным звеном механизма фашистской диктатуры. В марте 1933 года было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении данного министерства была «имперская палата культуры», контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика «третьего рейха» была направлена на создание «идейно однородного общества в расовом и мировоззренческом плане», на превращение литературы и искусства «в боевое оружие партии». При этом специальный надзор устанавливался за «духовным и мировоззренческим обучением и воспитанием партийных кадров», с этой целью в 1934 году было создано даже специальное государственное ведомство. Из академии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культуры, а также «расовонедостойные» лица, получившие впоследствии название «недочеловеков».

   Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, «Гитлерюгенд» и др.). Лидер «Гитлерюгенда» официально именовался «лидером молодежи Германского рейха» и нес персональную ответственность перед Гитлером. После 1937 года участие в гитлеровских молодежных организациях стало обязательным.

   Народ, раса – это главное содержание истории, которая предстает как борьба наций и рас за самосохранение.

   Две идеи пронизывают расовые представления нацизма и лежат в основе его политики, идеологии и пропаганды. Это превосходство арийской расы и угроза, исходящая от еврейской расы, постоянно строящей заговоры, чтобы подорвать высшие культуры и достигнуть мирового господства.

   Ради обеспечения верховенства арийцев следует исключить их смешение с другими расами. В животном мире смешение видов исключается. Среди людей оно ведет к вырождению.

   Высшая раса не должна стремиться к миру со своими соперниками, ей надлежит бороться с ними во имя сохранения своей чистоты власти. Не следует думать, что цивилизацию можно распространять путем пропаганды передовых идей среди рас. Высокие идеалы и всеобщий мир могут стать действительностью при условии, что высшая раса станет единственным хозяином на земном шаре. 

   Только арийцы являются созидателями культуры. Другие расы могут стать носителями культуры (культуртрегерами), когда ими руководят арийцы. Если это влияние прекратится, их культура погибнет. Именно арийцы создавали очаги культуры среди других народов. Но эти очаги сохранялись до тех пор, пока соблюдалась расовая чистота. Стоило арийскому ядру раствориться в местном населении, как от культуры оставались лишь отдельные памятники да единицы белокурых людей, в которых можно было признать потомков арийцев. Только новые контакты с арийским центром способны возродить очаги цивилизации.

   Превосходство арийцев Гитлер видит не в особой интенсивности их воли к жизни, не в интеллектуальной силе, а в готовности трудиться и рисковать своей жизнью во имя блага нации, в идеализме, противопоставляемом эгоизму.

   Как раз этих качеств нет, по Гитлеру, у евреев, представляющих противоположный полюс среди рас. Евреи объединяются только в случаях общей опасности или общей выгоды. Гитлер утверждает, что у них никогда не было своей культуры, но стойкая жажда жизни позволяла им паразитировать на культуре других народов, которую они, как всякие паразиты, в конце концов, разрушают. Евреи, продолжает Гитлер, пытаются добиться популярности путем филантропии и политического либерализма, они поддерживают демократию, профсоюзы, организуют совместные предприятия и биржевые спекуляции. Они разрабатывают марксистскую философию, подрывающую устои нации посредством проповеди интернационализма, пацифизма и классовой борьбы. Международный финансовый капитал и международный коммунизм – два главных средства ослабления арийской расы. Евреи были исключены из «национального сообщества», стали жертвами клеветы, бесправия; преследование их производилось разными учреждениями, разными методами и оправдывалось разными мотивами.

   Самые заметные, хотя и не обязательно самые важные действия предпринимались при этом вполне открыто активистами партии и подчиненных ей учреждений; они претендовали на выражение «воли народа», не имея для этого оснований, так как большинство населения было пассивно. Сюда относится бойкот еврейских торговцев, врачей и адвокатов, объявленный 1 апреля 1933 года, сожжение в Берлине и других университетских городах «антинемецких сочинений» 10 мая 1933 года и особенно погром 9 ноября 1938 года («хрустальная ночь» - «Reichskristallnacht»), когда дело не ограничилось тем, что были разбиты стекла и разграблены еврейские магазины, а также разрушены почти все синагоги, - сверх того 26 000 евреев было отправлено в концентрационные лагеря и был убит 91 человек еврейского происхождения.

   Еще важнее этих и многих других безобразий, не только терпимых, но провоцируемых и проводимых нацистами, были сотни антисемитских законов, постановлений и дополнений, опять-таки часто мотивируемых «волей народа». В этой связи следует упомянуть увольнение служащих еврейского происхождения по закону «о восстановлении гражданской службы» от 7 апреля 1933 года. Далее, был введен профессиональный запрет, распространенный с 1938 года на всех евреев-врачей, адвокатов, ремесленников и работников физического труда. Были приняты и другие чрезвычайные законы, по которым евреям запрещалось посещение общественных школ, университетов, кино, театров, выставок и купален и, наконец, покупка и содержание автомобилей, телефонов, газет, определенных предметов одежды и ценных вещей, даже домашних животных. Все это обосновывалось ссылкой на Нюрнбергские законы от 15 сентября 1935 года, лишавшие евреев гражданских прав и запрещавшие им вступать в брак с «арийцами». Эти формы клеветы и преследования дополнялись разграблением имущества немецких евреев, которое под названием «аризации» проводилось не только государством, но также отдельными фирмами и частными лицами.

   При взгляде на все многочисленные антисемитские мероприятия трудно обнаружить в них какой-нибудь сознательный и целенаправленный план или единую мотивацию. Мотивация, на которой основывалась вся эта политика в целом, также не обнаруживает какого-либо единства. Если уничтожение евреев, проведенное с бюрократической последовательностью и производственной аккуратностью, следует однозначно, даже почти исключительно объяснить расовой доктриной, то в первой фазе еврейской политики нацистов перевешивал хотя также неприемлемый, но все же рационально постижимый политический и экономический расчет. Поэтому, несмотря на особый характер уничтожения евреев в конечной стадии их преследования, можно провести некоторые параллели между поведением нацистов по отношению к евреям и к другим меньшинствам Германии.

   Это относится прежде всего к синти (Sinti) и рома (Roma), число которых в Германии в начале 1933 года было около 26000, сорбов в области Лаузиц и поляков в восточных областях Германии, в Берлине и Рурской области. Намного хуже было положение поляков в областях, фактически аннексированных Германией после польской кампании. Они подвергались беспримерному нажиму, чтобы вытравить у них национальные чувства, их эксплуатировали, депортировали, убивали, по малейшему поводу приговаривали к смерти и казнили. Наконец, следует указать еще на судьбу многочисленного меньшинства в «третьем рейхе», о существовании которого теперь нередко забывают, хотя оно насчитывало 7,5 млн. человек. Это были «гастарбайтеры», навербованные или просто насильно увезенные изо всех стран Европы, особенно же из Польши и Советского Союза, положение которых было крайне бесправным и тяжелым.

   Нация превратилась в руках Гитлера и его окружения в тот миф ХХ века, которого, по их мнению, так недоставало буржуазной и рабочей Германии и который делает страну готовой к борьбе.

   Германской нации прежде всего необходимо жизненное пространство, территория, которая причитается ей на земле. Обеспечению этой цели подчинена вся внешняя политика нацистского государства. Требование восстановить границы 1914 года представлялось Гитлеру глупым и недостаточным. Речь шла о том, чтобы германская нация заняла в мире подобающее ей место. В воспаленном воображении Гитлера это было равнозначно мировому господству. Средство к его достижению – война, которая объявлялась естественной и справедливой. Идея пацифизма, говорил Гитлер, может оказаться приемлемой лишь после того, как «человек, находящийся сверху» (арий или император) подчинит себе весь мир. До этого момента свободные нации руководствуются только одним принципом: выгодна им та или иная акция, или, наоборот, причиняет им ущерб. Презрение к нормам международного права – логическое следствие провозглашения политики завоеваний. Для ее обоснования широко применялась сравнительно новая в то время (возникла в годы Первой мировой войны) наука – геополитика. Её крупнейший представитель в Германии, генерал Карл Хаусхофер (1869-1946), издававший с 1924 по 1944 год «Журнал геополитики», был близок к руководству нацисткой партии и оправдывал её агрессивный курс необходимостью обеспечить «жизненное пространство» для немцев.

   В плане территориальной экспансии у Гитлера были две главные цели. Во-первых, решающая победа над Францией, «непримиримым врагом» немецкого народа. По оценке Гитлера, французы – угроза для существования европейской белой расы, они все более смешиваются с неграми. Ну а затем серьезные территориальные приобретения на Востоке – Россия и её «вассальные» пограничные государства.

   Внешняя политика нацизма, по Гитлеру, будет оправдана, если через сто лет 250 млн. германцев – крестьян и рабочих – просторно расселятся по Европе, а не будут стиснуты на небольшой территории, выполняя роль фабричных кули для всего остального мира. А это могло быть достигнуто путем  беспощадной, кровопролитной войны…

  









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

  Механизмы фашистской диктатуры видоизменялись в соответствии со сменой этапов гитлеровской программы реорганизации Германии, что явно прослеживается, в свою очередь, и в законодательстве. В соответствии с первым из этапов, ориентированным на внутренние преобразования, для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от «чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось устранением всех политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, и унификацией государственного аппарата. После этого, по плану Гитлера, Германия могла перейти ко второму этапу, заключавшемуся в завоевании «жизненного пространства» для немецкой нации. Решением задач первого этапа фашистское государство занималось в основном до 1935 года – именно с этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.















Список литературы:

1.     Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922 – 1982 Новск., 2000

2.     Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права   зарубежных стран М., 1999

3.     Ирхин Ю. В., Зотов В. Д., Зотова Л. В. Политология: учебник М., 2000

4.     Мартышин О. В. История политических учений М., 2002

5.     Мельник В. А. Современный словарь по политологии Мн., 2004

6.     Халипов В. Ф. Политологический словарь М., 1995

7.     Эндрейн Ч. Ф. Сравнительный анализ политических систем М., 2000




















Ссылки на литературу:

1.     Халипов В. Ф. Политологический словарь М., 1995 с. 156

2.     Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922 – 1982 Новск., 2000 с. 192

3.     Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права   зарубежных стран М., 1999 с. 325

4.     Мартышин О. В. История политических учений М., 2002 с. 575



  

 


   

  


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.