Рефераты. Механизм фашистской диктатуры

Механизм фашистской диктатуры

Институт права и предпринимательства АГТУ












Контрольная работа

«Механизм фашистской диктатуры»

 

 

 









                                                               Выполнила: Зарочинцева Н. С.












Архангельск

- 2005 -

Введение.


   Изначально хотелось бы разобраться с вопросом – а что же это такое – фашизм - и коснуться, хотя бы очень кратко, его истории, в том числе и сегодняшней, ибо иначе  невозможно, да и не совсем понятно зачем, говорить о механизмах этого явления.

   Обратимся к словарю:

«Фашизм – идейно-политическое течение, возникшее в 1919 году в Италии и Германии и выражавшее интересы наиболее реакционных и агрессивных слоев как крупной, так и средней и мелкой буржуазии. Идеология фашизма включает идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой, классовой гармонии (теории «народного общества» и «корпоративности»), вождизма («фюрерства»), всевластия геополитики (борьба за жизненное пространство). Для фашизма характерны автократический политический режим, применение крайних форм и средств подавления демократических прав и свобод, широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики, всеохватывающий контроль над общественной и личной жизнью, опора на националистические идеи и социально-демагогические установки. Внешняя политика фашизма – политика империалистических завоеваний»1.

   Фашизм не был злым умыслом одиночек или даже масс людей, хотя люди-одиночки встали во главе его, а массы поддержали их. Фашизм возник, по выражению французского политолога Шанталь Мийон-Дельсоля, из той обширной туманности, которая образовалась после Первой мировой войны, словно шлейф пыли, во всех без исключения странах Европы и даже за ее пределами. Фашистская идеология была своеобразной реакцией на всесторонний кризис общества: экономический и социальный кризис вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; политический кризис в результате неприспособленности и неготовности к компромиссам новых демократических режимов, а также злоупотреблений и коррупции; интеллектуальный и духовный кризис, порождённый современным радикализмом и размыванием религиозных и моральных ценностей.

   В странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне, и прежде всего в Германии, были дополнительные причины для возникновения фашизма. Одной из них было чувство унижения, которое испытывала нация в связи с выплачиваемой репарацией странам-победительницам за причиненный им ущерб, что в официальной пропаганде и на бытовом уровне в те годы расценивалось не иначе как «величайший позор» германской нации, который можно смыть только новой кровью. Зазвучали лозунги и идеи, что Германия «превыше всего» и «превыше всех». Фашистские лидеры успешно использовали этот момент, сознательно подогревали реваншистские настроения.

   Фашизм  как идеология есть крайне эклектичная система взглядов. К тому же при наличии общих черт он многолик и несет на себе какие-то нацоналистические особенности. Вольфганг Випперман в своей книге «Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982» выделяет три варианта фашизма, находившегося у власти: итальянский «нормальный» фашизм, немецкий «радикальный» фашизм и фашизм «сверху» в балтийских странах, Польше, Венгрии, Румынии, а также в Испании и Португалии. Особый случай представляли фашистские  режимы-сателлиты в Хорватии, Словении, а также кратковременное господство «Скрещенных стрел» в Венгрии в конце войны.

   Хотелось бы отметить доказательность, логичность и полноту изложения данной книги. Автору удалось выработать общее, хотя и весьма дифференцированное понятие фашизма, рассмотрев все разнообразие фашистских движений; при исследовании же других литературных источников термин «фашизм» часто употребляется только при рассмотрении политической жизни Италии и Германии 20-40-х годов ХХ века.  

   Сравнительное исследование фашизма не является целью данной работы, поэтому в дальнейшем, рассматривая механизм фашистской диктатуры, я хотела бы ограничиться рамками одной Германии, где исполнительная власть смогла добиться такой далеко идущей самостоятельности, которая позволила ей осуществить свою расистскую программу беспримерно радикальным и жестоким образом.

   Пожалуй, говоря о фашизме, нельзя не коснуться современной ситуации - сегодня мы часто, может быть даже слишком, слышим это слово, причем, как мне кажется, иногда оно используется просто как бранное, которым можно обмениваться со своим противником. При этом теряется специфическое качество фашизма и умаляется его опасность, он представляется даже чем-то безобидным.

   Распад фашистских режимов в послевоенной Европе означал конец «эпохи фашизма», но не его истории.  «Все еще существуют и вновь возникают партии, которые следует рассматривать как «неофашистские» или «правоэкстремистские» (к примеру, Свободная партия Австрии – Freiheitliche Partei Osterreichs или «Фламандский блок» - Vlaams Blok в Бельгии)»2. Нельзя ограничиваться наблюдением за этими партиями, необходимо с ними бороться, поскольку существуют пусть и менее крупные, но более ориентированные на насилие организации, не скрывающие своего восхищения прошлым фашизма и оправдывающие почти все его преступления. Прямое или косвенное отрицание совершенных фашистами злодеяний превратилось даже в новую составляющую идеологии современного фашизма.

  Это относится не только к упомянутым малым группировкам и партиям, но и к средствам массовой информации, и псевдонаучным учреждениям, утвердившимся в ряде стран и тесно взаимодействующим через национальные границы. Наряду с представляющими эти организации «ревизионистами», существуют и так называемые «новые правые», составляющие в некотором смысле связующее звено между консерваторами и неофашистами. Речь идет об интеллектуалах, участвующих в работе неофашистских дискуссионных клубов или группирующихся вокруг некоторых журналов. Установлено, что отдельные национальные фашистские группировки поддерживают друг друга политически и материально, ловко пользуясь тем, что наказания за распространение фашистских и расистских идей в разных странах весьма различны.

   Более того, в Англии, Швеции и особенно в Германии в последние годы возникли неофашистские объединения подростков и молодых людей, выделяющихся уже своей прической и особой, напоминающей мундир формой; снабженные бейсбольными битами или другим оружием, они охотятся на иностранцев и других людей «странного» вида. В некоторых местах восточной Германии им уже удалось устроить так называемые «национально освобожденные зоны», куда «иностранцы», «нежелательные элементы» и «левые» могут войти лишь с риском для здоровья и жизни. Это фатальным образом напоминает 20-30 годы, когда бандам штурмовиков  удалось оккупировать некоторые города и городские районы, устраивая там свои демонстрации и изгоняя оттуда своих политических противников.               Подобные случаи наблюдаются  и в бывших коммунистических странах Восточной Европы, где некоторые наблюдатели оценивают опасность фашизма даже как более серьезную, чем в странах Западной Европы. Прежде всего, в Восточной Европе существовали фашистские движения и режимы. Они были все устранены в 1945 году и заменены коммунистическими, но, по-видимому, все это время сохранялась определенная преемственность в складе ума и личности. Кроме того, «Восточный блок» никогда не был полностью  отделен от остальной Европы и в положительном, и в отрицательном смысле.

   Возникает подозрение, что среди тех, кто обязан бороться с этими неофашистскими призраками, есть люди, вовсе этого не желающие, потому что они, как и многие представители так называемого «молчаливого большинства», также разделяют расистскую и неофашистскую ориентацию. Таким образом, речь идет не только о партиях на «правом фланге» общества. Более всего вызывают беспокойство именно установки населения. Все это вместе составляет настоящую опасность.         

   В некоторых странах, прежде всего в Испании и Португалии, институциализированный фашизм пережил эпохальный 1945 год, и вместе с ним его пережило немало фашистов. Многие из них остались верны своему нацистскому прошлому и прививали свою идеологию подрастающему поколению. «Биологического» решения проблемы не получилось. На смену старым фашистам пришли новые, а сам фашизм не стал достоянием истории.   

   Для борьбы с фашизмом необходимо тесное международное сотрудничество и объединяющие исследования в отдельных странах. Только всестороннее изучение фашизма, в том числе и механизмов фашистской диктатуры, позволит найти ответ на вопрос, что же необходимо сделать для того, чтобы оставить это явление в прошлом и уже не дать возродиться любым его проявлениям.       











   С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Её осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом – ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором – превратить её в «общность боевую».    

  Сразу же после назначения Гитлера рейхсканцлером 30 января 1933 г. был распущен рейхстаг и объявлены новые выборы. В последовавшей за этим избирательной борьбе национал-социалисты могли не только использовать пожертвования промышленников – излившиеся теперь мощным потоком – но и без стеснения использовать позицию силы. Для этого они располагали средствами – государственной властью и партийной армией, к тому же наполовину принявшей государственный характер. В Пруссии двумя приказами (11 и 22 февраля) 40000 штурмовиков и эсэсовцев были включены во вспомогательную полицию.

   17 февраля Геринг потребовал от них безжалостно преследовать политических противников, применяя огнестрельное оружие. В ночь поджога рейхстага (27 февраля 1933 г.), в котором бездоказательно обвинили коммунистов, были арестованы тысячи коммунистических активистов по заранее составленным спискам. Днем позже эта беспримерная волна арестов была задним числом «легализована» так называемым «распоряжением рейхспрезидента о защите народа и государства», вследствие чего потеряли силу важнейшие права, гарантированные Веймарской конституцией. Тем самым члены КПГ были фактически поставлены вне закона, хотя их партия могла еще принять участие в выборах в рейхстаг 5 марта. Она получила 81 место, но 13 марта ее мандаты были аннулированы.

   Террор против коммунистов и социалистов продолжался, штурмовики и эсэсовцы отправляли их в «дикие» концентрационные лагеря, где их избивали и нередко пытали до смерти – при невмешательстве государственных учреждений, полиции, правосудия и рейхсвера; и одновременно с этим продолжалось систематическое подчинение и устранение политических противников НСРПГ (Национал-социалистской рабочей партии Германии – Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei). Немедленно после выборов в рейхстаг 5 марта все правительства земель, не возглавляемые национал-социалистами, были смещены и на их место поставлены так называемые рейхскомиссары. 31 марта был издан закон «о равноправии земель и рейха», по которому парламенты земель были сконструированы по результатам выборов в рейхстаг 5 марта без всяких местных выборов. За 8 дней до этого, 23 марта, «закон о прекращении народного и государственного бедствия» фактически устранил рейхстаг, поскольку национал-социалистическому правительству предоставлялось право издавать законы без согласия и даже без участия рейхстага и государственного совета. Этот «закон о полномочиях» был принят квалифицированным большинством в две трети, т.к. его отвергли только еще не арестованные и не бежавшие депутаты социал-демократической партии.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.