Рефераты. Курс на обновление, основные тенденции развития в Казахстане

Начало перехода к демократическому обществу привело, естественно, к пересмотру сложившейся практики отношений между союзными республиками, ее государственно-правовых форм. Вопрос о возможности заключения нового союзного договора начал ставиться уже в 1988 г., прежде всего, представителям национально-демократических движений в Прибалтике. Этот же вопрос поднимался в некоторых выступлениях и на I съезде народных депутатов СССР. Но на съезде возобладало стремление видоизменить ситуацию, более характерную для унитарного государства: насыщение сложившихся структур «новым» содержанием, перераспределение отдельных прав и обязанностей между центром и республиками.

Отстаивая свою самостоятельность, парламент республик Прибалтики, а затем Украины, Киргизии и России приняли декларацию о Государственном суверенитете. В октябре 1990 года свою Декларацию о государственном суверенитете провозгласил Казахстан. Принимая декларации о суверенитете, большинство союзных республик включили специальные разделы, указывающие на приоритет республиканского законодательства.

Стремление республик самостоятельно решать свои вопросы не получило должного понимания во всесоюзных инстанциях. За каждым требованием республик о расширении своей самостоятельности руководителей всесоюзных ведомств видели сепаратизм местничество. В 1989 году еще была реальная возможность реформировать СССР на принципах конфедерации. Но этого не случилось. Тогда республики более решительно заявили о своем самоопределении. Центральное телевидение, газеты «Правда», «Советская Россия» стали усиленно нагнетаться страсти против республик Прибалтики, обвиняя их в нарушении прав человека. Центральное руководство применило в отношении этих республик экономические и политические санкции.

Неспособность руководителей СССР понять и оценить новые реалии, пойти навстречу жителям республик подорвало их авторитет. О своем суверенитете заявила Российская Федерация. Это был очень крупный удар по советск4ой системе, так как именно Россия считала «становым хребтом СССР». Тем не менее, вопрос о будущности СССР не был окончательно решенным, он продолжал функционировать как крупная страна.

Общественно-политические движения. Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся.

Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск». Созданное по инициативе поэта О.Сулейменова весной 1989 года, оно ставило своей конечной целью закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, научные конференции – международные и республиканские.

По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень много для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.

В июле 1990 года оформилось гражданское движение «Азат». На первых порах движение объединялось в своих рядах представителей различных политических партий. Главной своей целью «Азат2 ставил обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 года гражданское движение создало свою политическую партию. В этот же период в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация – социал-демократическая партия Казахстана (СДПК). Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш». В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Его организаторами стали, в основном, представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. Люди, осужденные за декабрьские события 1986 года, организовали свою партию «Желтоксан».

Кроме организации политического направления были созданы и союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам – организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т.д. Всего к началу ноября 1990 года в Казахстане насчитывалось более 100 политизированных общественных формирований, из них около 40 – в столице республики. Но все же длительное время численность рядов новых общественных движений, кроме экологических, была невелика.

В апреле 1989 года создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» – «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.

Надо сказать, что многие из вышеназванных политических партий и общественных движений находятся на стадии становления как в плане организационных, так и в плане определения своих стратегических и тактических задач. Отдельные организации (например, движение «Невада-Семипалатинск», «Азат», «Қазақ тілі») по своему составу довольно многочисленны, владеют определенными финансовыми средствами (за счет спонсоров и добровольных пожертвований граждан) и выпускают свои газеты.

По своим целям и задачам, а также по эффективности деятельности все эти организации существенно отличаются друг от друга. Некоторые из них , как говорилось выше, уже успели завоевать большую популярность в народе, пользуясь значительным авторитетом у населения и, в известной степени, влияют на парламент и правительство Республики Казахстан.

Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая Партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 года насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. По-прежнему действовали все областные, городские и районные комитеты партии. Тем не менее, процессы, происходящие во всей стране, не обошли стороной и Казахстан. В средствах массовой информации развернулась яростная критика КПСС, прошлых ошибок и провалов ее руководителей, проявляющихся в подборе и расстановке кадров, идеологической работе. Ощутимо падал авторитет и Коммунистической партии Казахстана. Например, за 1990 год численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими случаями стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 год добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2 процента от общего числа коммунистов республики. В начале 1991 года выход из рядов партии увеличился.

Тем не менее, Коммунистическая партия Казахстана в республике пользовалась большим влиянием. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7 процента. В отличие от Российской Компартии, Компартия Казастана гораздо меньше проповедовала набившие всем оскомину идеологические догмы, не препятствовала развитию демократии в республике.

В целях упорядочения деятельности политических движений на IV сессии (4-27 июня) Верховного Совета Казахской ССр был принят закон «Об общественных объединениях». В нем на основе «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» гражданам республики была гарантирована свобода создания общественных объединений и условий для выполнения ими уставных задач, реализация которых отвечала бы интересам общества. Этот закон устроил не всех лидеров общественных движений, так как явно отражал особенности «постсоциалистического» общества. Особую активность развернули общественные движения в октябре 1990 года, когда на сессии Верховного Совета республики принималась «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР».

Ежедневно на площади В.Н.Ленина, перед зданием Верховного Совета республики собирались многочисленные толпы людей. С утра до вечера шли митинги. В Алматы сложилась напряженная обстановка. В этих условиях Алматинский горком партии сумел посадить за один стол практически всех лидеров общественных движений и ввести дискуссию в цивилизованное русло.

Нередкими фактами были случаи, когда молодежь организовывала пикеты, голодовки перед Алматинским горисполкомом, зданием Верховного Совета республики с требованием немедленного решения социальных вопросов, быстрейшего реформирования Советской Армии.

На гребне истории республики оказался и такой слой населения, как казачество. Это военно-политическое сословие, возникшее на Руси во времена распада Золотой Орды. В течение многих лет казачество служило царю и нередко использовалось как полицейская сила во время колониальных захватов.

В республике никто не был против того, чтобы казачество восстанавливало свои утраченные традиции и обряды, тем более, что казаки всегда отличались трудолюбием. Но совершенно непонятным было решение некоторых руководителей казачества отметить 15 сентября 1991 года в г. Уральске 400-летие своего служения царю и отечеству. Попытки областных инстанций образумить или воспрепятствовать такому, явно тенденциозному, празднеству успеха не имели.

Лидеры движения «Азат», «Желтоксан», «Парасат» оценили это как ущемление достоинства народа. За несколько дней до празднества члены этих формирований съехались в Уральск, чтобы не допустить такого события. Они организовали на центральной площади г. Уральска митинг с пикетами и плакатами.

Одновременно в город прибыли представители и казачьих войск – из Краснодара, Дона, Челябинска, Самары. Атмосфера стала накаленной и была очень близка к массовым столкновениям. И только благодаря действиям правоохранительных органов и лидеров движения правоохранительных органов и лидеров движения «Азат» столкновений удалось избежать.

События в Уральске еще раз наглядно показали, что неосторожность действий любых общественных формирований или заигрывание с ними могут обернуться большим человеческим горем.


Внешняя политика СССР: процессы, тенденции, проблемы

 

Мировое сообщество 80-х годов представляло собой очень сложный, динамичный и, вместе с тем, тесно взаимосвязанный организм. Вступили в действие новые экономические, политические, научно-технические факторы. Иными стали и межгосударственные отношения. Новые социальные и политические сдвиги значительно видоизменяли условия дальнейшего общественного развития. Понимание столь сложного положения настоятельно требовало налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты. Требовалось сотрудничество в общемировом масштабе.

Гораздо решительнее М.С.Горбачевым и его окружением были пересмотрены принципы внешней политики СССР. Внешняя политика стала более гибкой, основанной на приоритете общечеловеческих ценностей. Появились новые, непривычные понятия: «новое политическое мышление», «глобальные проблемы», «миротворчество». Стал нарастать поток внешнеполитических инициатив, предложений и встреч.

Чтобы обуздать гонку вооружений, необходимо было коренным образом реорганизовать политические отношения СССР - США, Запад – Восток. Для этого две мощнейшие державы – СССР и США со своими союзниками должны были отказаться от тотального противоборства, невмешательства во внутренние дела друг друга и третьих стран, налаживать широкое мирное сотрудничество, воздерживаться от насильственных действий, не добиваться односторонних выгод и преимуществ. Деидеологизации международной жизни, постановке внешнеполитических связей на строго международно-правовую основу способствовали встречи руководителей двух держав. Например, с ноября 1985 года до декабря 1988 года состоялось до пяти встреч М.С.Горбачева и Президента США Р.Рейгана. С целью активизации внешнеполитической деятельности, поиска взаимоприемлемых компромиссов Советское правительство выступило с целым рядом крупномасштабных инициатив. Прежде всего это выдвинутая М.С.Горбачевым программа поэтапной ликвидации ядерного оружия к 2000 году, создание системы всеобъемлющей безопасности, укрепление доверия в «общеевропейском доме», перестройка отношений в азиатско-тихоокеанском регионе, оборонная достаточность и наступательная доктрина, снижение уровня вооружений, отзыв войск с чужих территорий. На длительный срок со стороны Советского государства был объявлен мораторий на ядерные взрывы, продленный СССР общим сроком до 539 дней.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.