Рефераты. Курс на обновление, основные тенденции развития в Казахстане

Курс на обновление, основные тенденции развития в Казахстане

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       ВЫПОЛНИЛА:   СТРОЕВА  ВИКТОРИЯ

                                                                                     ГРУППА КК(ДИЗ)05-1

                                                            ПРОВЕРИЛА:    БОГЕНБАЕВА А.К.

 







АЛМАТЫ 2006

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Курс на ускорение……………..3

2.      Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины и следствие…...4

3.      Характер событий 17-18 декабря 1986 года……………………………….....6

4.      Противоречивость хода перестройки. Празднование 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции………………………………..7

5.      Реформа советской политической системы…………………………………8

6.      I съезд народных депутатов СССР……………………………………………8

7.      Внешняя политика СССР: процессы, тенденции, проблемы……………12

8.      СССР: непрекращающийся кризис экономики…………………………...13

9.      Экономика Казахстана: проблемы и последствия………………………...14

10. Социальное развитие сел Казахстана в 80-90-е годы…………………..…15

11. Список использованной литературы………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Предкризисное состояние общества. Апрельская ситуация. Курс на ускорение. Рост национального самосознания. События в г. Алматы. Разгон демонстрации. Курс на перестройку. Экономическая реформа. Реформа политической системы. Съезд народных депутатов СССР. Обострение социальных противоречий. Общественно-политические движения. Новое политическое мышление в международной жизни. Вывод войск из Афганистана. События в странах Восточной Европы. Углубление экономического кризиса.

К началу 80-х годов в СССР практически во всех республиках сложилось удручающее социально-экономическое положение. Политическая организация общества, не оправдавшая себя система экономических отношений вплотную поставили страну перед серьезным кризисом. Предкризисное состояние проявилось в неспособности прежнего руководства не только осуществить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость; в централизованном руководстве всей экономической жизни, в слиянии функций партийного и государственного аппарата и его бюрократизации, в нарушениях законности, в отсутствии гласности по важнейшим вопросам общественно-политической жизни. Все это вынуждало искать новые концепции развития общества.

Закостенелые экономические формы, застывшее политико-организационное устройство общества блокировало разрешение назревших противоречий. СССР нуждался в новых концепциях развития.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Курс на ускорение.

В марте 1985 года, после смерти К.У.Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. На состоявшемся в апреле Пленуме ЦК КПСС была предпринята попытка по-новому рассмотреть вопросы социально-экономической жизни. Был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Этот рывок политическое руководство намерено было осуществить за счет преодоления снижения темпов экономического роста и сосредоточения основных усилий в этом направлении. Первой акцией нового руководства стало обсуждение на крупном совещании в ЦК КПСС проблем структурной перестройки экономики на основе научно-технического прогресса.

Этот курс был поддержан и развит XXVII съездом КПСС, состоявшимся в феврале 1986 года. Партия заявила, что именно она является носителем программных целей общества, той реальной силой, которая может повести страну по пути обновления. Радикальные изменения в производительных силах и производственных отношениях рассматривались как средство совершенствования социализма, как условие раскрытия огромных преимуществ и возможностей социалистического строя. На съезде не раз подчеркивалось, что «мировой социализм – мощное международное образование, он опирается на высокоразвитую экономику, солидную научную базу, надежный военно-политический потенциал… Возник новый, основанный на принципах социалистической справедливости образ жизни, в котором нет ни угнетателей, ни угнетаемых, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, где власть принадлежит народу».

Как видим, налицо прежние подходы решения многих сложных проблем общественно-экономической жизни. Поэтому ни апрельский (1985 г.) Пленум, ни последующие пленумы, ни XXVII съезд КПСС не сумели, да и не могли вывести СССР из надвигающегося глубокого кризиса. Курс на ускорение был взят без глубоко осмысленной научной концепции, без четкой и ясной программы. Новому руководству виделось, что экономическое и социальное положение можно поправить с помощью отдельных мер, повышения идейно-воспитательной работы, а не путем пересмотра всей государственной системы. Поэтому вполне закономерными кажутся случаи, когда виновниками неудач ускорения объявлялись отдельные руководители-коммунисты, например, Гришин В.В. в Москве, Романов Г.В. в Санкт-Петербурге, Кунаев Д.А. и Г.Алиев в национальных республиках. Затем стали говорить о тормозящем влиянии работников партийного аппарата. Такие идеи высказывались в статье «Очищение», опубликованной в «Правде». Потом стали винить советских людей, которые, якобы, не хотели «хорошо трудиться».

Между тем, источник торможения обновления крылся в существовании прежней командно-административной системы, неэффективности и отчужденности от народа ее политических институтов, нежизненности ее экономических структур, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться. Отставала от потребности развития общества и наука. В стране еще очень слабо звучали голоса ученых-обществоведов, подвергнувшихся серьезному научному анализу причины и истоки кризиса. Раньше других в этот период о пороках системы заговорили писатели. Например, о закостенелости административной системы, ломающей человека, заставляющего его становиться «винтиком», говорилось в романе А.Бека «Новое назначение».

Результатом серьезных противоречий между первоначально провозглашенными целями и реальностями дня явились декабрьские события 1986 года.

 

Декабрьские события 1986 года в Казахстане: причины и следствие

 

Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы в планировании и размещении производительных сил.

Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения, Министерство цветных металлов, Минэнерго, Министерство мелиорации, Министерство обороны, стали настоящими «хозяевами» на территории республики. При составлении различных планов, разработке новых месторождений интересы республики в расчет практически не брались. От много-миллиардных доходов, которые доставались ведомствам, республике выпадали крохи, а местным жителям и вовсе ничего. Более тысячи всех ассигнований направлялись в добывающие отрасли, до 60 процентов товаров, необходимых народу, завозилось из-за пределов республики. Редко какая страна в мире имела столь «искривленную, колониальную структуру экономики».

Идеологический тоталитаризм и «остаточный» принцип финансирования науки и образования пагубно отразились на развитии духовного мира человека. Науки, в том числе и общественные, превратились в покорных «служанок» официальной политики, а культура теряла связь с национальными корнями, становилась серой и безликой. С 1954 года по 1986 год в республике было закрыто более 600 школ с казахским языком обучения. В особо сложном положении оказался казахский язык. Он перестал функционировать во многих общественных местах и превращался в сугубо бытовой. Узкой стала и сама база языка, потому что немалое число молодежи стало забывать его, более того относиться к родному языку с пренебрежением. И этот длительный процесс отчуждения от национальной культуры и языка привел к появлению заметной группы манкуртов. Вследствие этих факторов состояние казахского этноса оказалось очень тяжелым.

Многие люди свои надежды на положительные изменения связывали с объявленным в стране курсом на перестройку общественно-политической жизни. В феврале-марте 1986 года состоялся XVI съезд Компартии Казахстана. Но и XVI съезд Компартии Казахстана не сумел глубоко проанализировать причины социально-экономического кризиса, поразившего республику. Как и в прежние времена, наблюдались случаи славословия, некритически оценивались результаты.

Долгие годы во главе руководства республики стоял Д.А.Кунаев. Он был членом Политбюро ЦК КПСС и трижды Герой Социалистического труда. Человек, несомненно, одаренный и талантливый, он стал заложником командно-административной системы, как и вся КПСС. Работать ему приходилось в условиях, когда суверенность республик провозглашалась лишь на словах. Наиболее важные политические решения принимались в Москве и доводились в качестве директив до национальных республик. Любое возражение или несогласие с верхами могло быть расценено как «нарушение партийной дисциплины» или же как «национализм». Кроме прочего, административная система создавала культы и культики «вождей» не только в Москве, но и в республиках и областях.

В ближайшем окружении Д.А.Кунаева оказалось немало лиц, злоупотреблявших служебным положением в корыстных целях. На глазах у руководства Казахстана погибал Арал, суживалась сфера применения казахского языка, шли бесконечные взрывы на Семипалатинском и иных полигонах, процветали вечные спутники административной системы: взяточничество, протекционизм, растущие алкоголизм и социальная апатия населения. Остались незамеченными, более того, скрытыми от широкой общественности массовые волнения и в 1979 году в г.Целинограде (Астане).

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.