* www.hist.msu.ru
(М. Н. Покровский, Б. Д.Греков,В.В.Мавродин). Другие - полностью отрицают возможность видеть в этих известиях отражение реальных фактов, полагая, что летописный рассказ есть легенда, сочиненная много позже описываемых событий в пылу идеологических и политических страстей, волновавших русское общество конца 11- начала 13 вв. (Б. А. Рыбаков, Д. С. Лихачев, С. В. Юшков). Третьи, наконец, улавливают в предании о Рюрике отголоски действительных происшествий, но отнюдь не тех. что поведаны летописцем. Кроме того, они говорят и об использовании этого предания в идейно-политической борьбе на грани 11 и 12 столетий (А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев). Последняя точка зрения представляется более конструктивной, чем остальные. В отличие от всех исследователей И. Я. Фроянов выдвигает концепцию, по которой Русь, по крайней мере, до конца 10 века, остается еще не государством, а племенным союзом, т. е. переходной к государственной организации формой, соответствующей этапу военной демократии. Дань он рассматривает не как вид феодальной ренты, а как военную контрибуцию, наложенную на покоренные племена, в пользу государственной власти или ее агентов, никак не соотнося ее с классово эксплуатацией трудового населения. Само государство со второй половины 11-12 вв. вырастает на общинной форме и принимает общинную форму "городских волостей - государств".
Князья и знать, как связанная с князьями, так и земская, в своей политической деятельности выражают, по крайней мере, интересы и потребности свободных членов общества таких государств (т.е. свободных горожан и свободных крестьян), причем союзы общин в этих государственных образованьях возглавляет торгово-ремесленная община главного города. Вассалитет (княжеский, боярский) и иммунитет носят дофеодальный характер. Л. В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.
1.3. Предпосылки образования Древнерусского государства.
"Повесть временных лет" - древнейшая дошедшая до нас русская летопись, написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестор. В ней рассказывается о первых веках истории Руси, возникновении Древнерусского государства, деятельности первых киевских князей IX- начала XI в. "Повесть..." - уникальный памятник, запечатлевший начало русской истории; выраженные в ней идеи, художественные достоинства высоко ценились летописцами последующих поколений. "И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех лях пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру. А в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским".* Древнейшим местом жительства славян в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов и славен были известны еще в готские
*www.hist.msu.ru
и гуннские времена.
Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки), и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр, вероятно, еще в VII веке и, постепенно расселяясь, пошла до оз. Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Зап. Двины, а их отрасль словене заняли систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений. Славяне пришли в непосредственную близость с финскими племенами, литовскими племенами и хазарами. По религии славяне в то время были язычниками. Они верили ни в одного какого-либо Бога, а у них сложился целый пантеон Богов. "Единым высшим богом - "творцом молнии", каким был у индусов Индра, у греков - Зевс, у славян был Перун. У большинства славянских племен слово "Перун" и до сих пор употребляется в смысле грома. "Чтоб Перун тебя взял", так бранятся теперь. Понятие о боге - громовнике сливалось, однако же, у славян с понятием неба вообще (именно движущегося, облачного неба). Некоторые ученые думают, что именно такой смысл имело у древних славян название бога "Сварога". Сливаясь с Перуном, Сварог оспаривал у него первое место на славянском Олимпе. Солнце обоготворялось под названием "Даждь бога": слово, которое прежде переводилось "палящий бог". Другое название того же бога - "Хорс". Наконец, и "Велес", скотий бог, хранитель стад. Все эти названия высшего бога были очень древние и употреблялись всеми славянами".* К числу соседей и сожителей славян принадлежат варяги. Они жили "за морем" и приходили к славянам "из-за моря".
* Милюков П.Н. Религия славян. Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. П.Г. Виноградова. В 4 вып. Вып.1. Москва, 1896. С. 106-112
Именем "варягов" ("варягов", "вэрингов") не только
славяне, но и другие народы (греки, арабы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX века среди славянских племен, на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции, в виде военных или торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу, или же просто искали добычу и грабили, где могли.
Трудно сказать, что именно заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить на чужбине; в ту эпоху вообще было велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже южную Европу: они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. Среди русских славян с середины IX столетия варягов было так много, и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов "за море", на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать влияния варягов на славянский быт. Но большого влияния их, по-видимому, не было, потому что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения той эпохи.
1.4. Возникновение Древнерусского государства
Как и когда началась государственная жизнь у русских славян, наши предки не помнили. Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских "хрониках"), переведенных на славянский язык. Собрание таких народных преданий, в соединении с выписками из греческих хроник, было сделано в Киеве в XI веке и составило особую повесть о начале русского государства и первых князьях в Киеве. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или "лета" от сотворения мира) и доведен до 1074 года, до того времени, когда жил сам "летописец", то есть составитель этой начальной летописи. На "начальной летописи" дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. Так получился в начале XII века Киевский летописный свод, составителем которого был игумен Киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Его свод, носивший название "Повесть временных лет", переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т.д. Так как начало разных летописных сводов было одинаково, то одинаков был везде и рассказ о начале государства на Руси. Этот рассказ таков. В былое время варяги, приходя "из заморья", брали дань с новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. И вот данники восстали на варягов, прогнали их за море, стали сами собою владеть и ставить города. Но между ними начались усобицы, и встал город на город, и не стало в них правды. И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил бы у них справедливый порядок. Они отправились в 862 году за море к варягам - руси (потому что, по мнению летописца, это варяжские племя называлось русью так же, как другие варяжские племена назывались шведами, норманнами, готами) и сказали руси: "Земля наша велика и обильна, а устройства (наряда) в ней нет: пойдите княжить и владеть нами". И вызвалось 3 брата со своими родами и с дружиною. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске (близ Пскова). После смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже и в Киеве, и в Новгороде. Так произошла династия, объединившая под своей властью племена русских славян. "Начало российский истории представляет нам единственный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили самовластие, в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец"* "Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов - шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменским и Белоозером. Столкновения с местным населением проходили с переменным успехом: то "находникам варягам" удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена "изгънаша варягы за море и не даша им дани". Единственный раз за все средневековье предводителю варяжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным путем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только по походу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе, кроме варягов, участвовали войска девяти славянских племен. Варяги использовались на Руси в X-XI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Признав концепцию редакторов "Повести временных лет"
* Карамзин Н.М. История государства Российского. Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 годов. Кн.1, т. 1. Москва, 1988 г. С. 47-50
искусственной, мы должны ответить на вопрос: какова же действительная роль варягов в ранней истории государства руси? Варяжские отряды были привлечены в русские земли сведениями об оживленной торговле Руси со странами Востока.
Варяги во второй половине IX века начали совершать набеги и брать дань с северных славянских и финских племен. Часть варяжской знати влилась в состав русского боярства. Некоторые варяги, вроде Свенельда, добивались высокого положения, но крайне жестоко относились к славянскому населению».
1.5. Заключение.
Таким образом, мы видим, какое положительное влияние оказала на дальнейшее развитие Руси централизация. Изучив все многообразие теорий возникновения Древнерусского государства, я все-таки придерживаюсь антинорманской теории. Я считаю, что к тому времени, когда трех варяжских князей пригласили править Русью, у наших предков уже было государство, хотя, может быть, и не такое развитое, как Византия. Я придерживаюсь этого мнения, так как, ознакомившись с материалом о жизни и быте славян, отметила, что у наших предков были такие навыки как рыболовство, охота, скотоводство и т.д. Затем они начали объединяться в семьи, роды и, наконец, общины, что свидетельствовало о переходе к военной демократии (переходный период от первобытнообщинного строя к государственности).*
*Рыбаков Б.А. Мир истории. Москва, 1984. С.13-17, 36-38, 50.
2. Представьте себе, что Вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий Вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды» Вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков?
Во времена правления Владимира Крестителя «Русской правды» еще не существовало, поэтому данный вопрос рассматриваться не может.
3. Раскройте содержание терминов и выражений:
- Бояре
- Казачество
- Погост
- Пожилое
- Посадник
- Урочные лета
- Шемякин суд
Бояре – 1) высший слой общества в России в X – XYII вв. Занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении. 2) С XY в. – высший чин среди служилых людей «по отечеству» в Русском государстве. Бояре занимали высшие должности, возглавляли приказы, были воеводами. Чин отменен Петром I в начале XYIII в. В связи с ликвидацией Боярской думы.
Казачество – военное сословие в России, которое включало население ряда южных районов России. Казачество пользовалось особыми правами и привилегиями на условиях обязательной и всеобщей воинской повинности. Складывается с XIY в., когда по окраинам княжеств селятся вольные люди, несущие по найму сторожевую и пограничную службу. В XY – XYI вв. возникают и развиваются самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, основную массу которых составляли беглые и посадские люди. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ, в войнах, а к концу XYIII в. Полностью подчинило его. Казачество превратилось в привилегированное военное сословие. В 1920 г. Казачество упразднено как сословие.
Погост – первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. Место сбора дани, позднее – центр административно-податного округа.
Пожилое – в Русском государстве XY–XYII в. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца в Юрьев день. Введено Судебником 1497 г. Исчезло с полным закрепощением крестьян.
Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском городе, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом.
Урочные лета – устанавливаемые царскими указами с конца XYI в. Сроки сыска и возвращения беглых крестьян их владельцам (от 5 до 15 лет). Отменены в середине XYII в., когда сыск стал бессрочным, Соборным уложением 1649 г.*
Шемякин суд - несправедливый суд. В рукописном произведении конца XVII и XVIII вв. под названием «Повесть о Шемякином суде» рассказывается о неправедном судье (Шемяке), который в расчете на взятку выносит неожиданные для всех приговоры. У древнерусского читателя ассоциации были связаны с судом, творимым князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой, активным участником междоусобной войны XV в. Понятие стало нарицательным.**
* Барабанов В.В.Указ.соч. С.406-442
** #"#">http://www.hi-edu.ru/x-books/xbook155/01/index.html?part-024.htm
8.www.hist.msu.ru
Страницы: 1, 2