Рефераты. Гражданское право в ходе истории

Гражданско-правовой институт представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих однородные отношения. Такими институтами являются, например, гражданско-правовые институты сделок, лиц, представительства, обязательств купли-продажи, найма, дарения и т.д.

Система гражданского права состоит из двух частей:

первая часть - Общая;

вторая часть - Особенная.

Общая часть гражданского права заключает в себе нормы и институты, содержащие общие и отправные положения, действие которых распространяется на регулируемые гражданским правом отношения. Общая часть делится на ряд взаимосвязанных правовых институтов. Сюда относятся:

Общие положения, содержащие нормы о целях и задачах гражданского права, субъектах гражданских правоотношений, сделках, представи­тельство и доверенность, а также об исковой давности.

Право собственности охватывается нормами, определяющими некоторые общие положения о праве собственности, а также нормами, регулирующими отношения частной собственности, собственности территориально-административных единиц, общей собственности, защиты права собственности.

Обязательственное право включает нормы, регулирующие общие положения об обязательствах: возникновение обязательств, их исполнение, способы обеспечения исполнения обязательств, ответственность по обязательствам и прекращение обязательств. К специальным нормам обязательственного права относятся нормы, регулирующие договорные и внедоговорные обязательства.

Институт брака и семьи, содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в результате заключения брака.

Авторское право, изобретательское право и т.д. содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности.

Наследственное право включает в себя нормы, регулирующие имущественные и некоторые неимущественные отношения, возникающие в связи с переходом прав и обязанностей после смерти гражданина.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров[8].


ПЕРИОДЫ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ПРАВЛЕНИЯ БУРЕБИСТЫ

 

В период военной демократии не существовала какого-либо законодательства, так как еще не появилось такого понятия как законотворчество (на изучаемых нами территориях). Из этого следует, что и гражданского права тоже не было. Конечно, некоторые гражданские отношения имели место, но данные отношения, поведенческие рефлексы регламентировались нормами морали, которая плотно граничила с обычаем.

Лишь с приходом к власти Буребисты ситуация радикально изменилась. Это уже были не племенные образования, Буребиста объединил их вместе (племена) и создал единое государство, сущность и содержание которого стала намного глубже, чем просто объединение лиц по интересам. С приходом Буребисты, в государстве появились границы, налоги, правление стало авторитарным, но самое главное, что на территории государства появились законы.

Нельзя сказать, что Буребиста был новатором в области закона, нам известны более древние памятники права, такие как: законы Ману, законы Хаммурапи, законы двенадцати таблиц. Но, на своей территории он был пионером в законотворчестве, он воспользовался опытом соседствующих государств и применил их опыт на гето-дакийских землях. Если конкретнее, он распорядился собрать все обычаи (cutuma) государства и объединить их в одном сборнике (сбором обычаев занимался верховный жрец Деценей). Сборник получил название Bellaginess и был воздвигнут в ранг закона.

Первый институт гражданского права – собственность. Собственность в данный момент делится на коллективную и частную. Следующий институт гражданского права – обязательства, которые в основном вытекали из договоров. Основные договора на тот период: договор купли-продажи, обмена, займа, а также специфический договор побратимства (обе стороны относились друг к другу как братья). Все договора заключались в устной форме, а также с разными ритуалами.

Наследство передавалось только по мужской линии, в устной форме, в случае, если не было сыновей, прибегали к договору побратимства.

Институт брака и семьи. Брак заключался посредством покупки невесты, цена зависела от её личных качеств (хорошая ли хозяйка, чистоплотна ли она, целомудренна ли?). В случае отсутствия этих качеств, женщина могла покупать себе самостоятельно мужа. Семья была патрилокальной (семья жила в доме мужа), патриархальной (главой в семье был муж), патрилинейной (родство передавалось по мужской линии), муж имел право на жизни жены и детей. Невеста была обязана привести в дом мужа приданное.

ПЕРИОД РИМСКОГО ГОСПОДСТВА

 

После победы римских войск над войсками Дечебала в Троянской войне (101-102, 105-106 гг.), очень многое изменилось на румынских землях, в том числе и законодательство. Законодательство сменилось на Ius Italicum, так как эта территория вошла в территории Рима.

Термином "гражданское право" в современных системах права (и буржуазного, и социалистического) обозначают в основ­ном ту область права, которая регулирует имущественные от­ношения в данном обществе.

В латинском языке слову "гражданский" соответствует, во­обще говоря, слово civilis. Однако ius civile в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину "гражданское право". Ius civile в римском праве имеет различ­ное значение. Этим термином обозначается прежде всего искон­ное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан — квиритов; по­этому оно и именуется также квиритским правом. В этом смыс­ле ius civile. противопоставляется "праву народов" (ius gentium), действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых перегринов). Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между Перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского граж­данского права. Надо заметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представляющуюся им более ши­рокую философскую категорию — право общее для всех наро­дов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения этой ка­тегории также выражение ius naturale, естественное право.

Ius civile в других случаях противопоставляется той систе­ме права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых других магистратов) и именуется преторским правом. В этом противопоставлении ius civile обозначает нормы права, исходящие от народного собрания, позднее — се­ната.

Таким образом, гражданскому праву (в современном смыс­ле) в Риме более или менее соответствовала лишь совокупность всех трех названных систем — цивильного права, права народов и права преторского. В качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее подходящим является ius privatum, ча­стное право.

Необходимо заметить такую особенность: с одной стороны понятие современного гражданского права шире, чем Ius civilis, но с другой стороны – уже, так как в объекты изучения Ius civilis входили все отношения, не касающиеся государства, в том числе и отношения, вытекающие из нарушения, притом даже из убийства, сейчас же, данный объект регулирования относится к уголовному праву[9].

Расскажем теперь в лицах о правах и обязанностях граждан в этот период:

Права и свободы римских граждан:

1)     Политика: избирать и быть избранным;

2)     Военное положение: жить в легионах, выдвигать свою кандидатуру на пост военного предводителя;

3)     Гражданские дела: заключать всевозможные сделки;

4)     Семья: право заключать сделки со всеми слоями населения.

Права и свободы латинов:

1)     Политика: только избирать;

2)     Военное положение: не имели;

3)     Гражданские дела: заключать сделки с лимитированной суммой;

4)     Семья: только с себе подобными и ниже уровнем.

Права и свободы колонов были схожи с правами латинов.

Права и свободы перегринов (местных жителей) регламентировались нормами Ius gentium - в целом, скудное наделение права и свободами.

Права и свободы у рабов отсутствовали, так как они не считались субъектами права, а лишь объектами (то есть вещью).

Была известна квирицкая (у привилегированных слоев), преторская (под защитой преторских эдилов) и провинциальная (могла быть в любой момент экспроприирована в пользу собственника) виды собственности.

Данному периоду характерно появление суда – государственного органа выносящего решения в каких-либо вопросах и имеющих силу закона. Появляются и другие субъекты гражданских правоотношений, такие как юридические лица. На тот момент, юридические лица не популярны и не развиты как институт, но именно оттуда берет свое начало нынешний институт юридических лиц.

Семейное право:

В доюстиниановом праве различали брак aum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или его домовладыки, если муж сам был подвла­стным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятель­ным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конку­бинат(сожительство, не запрещенное законами), но отличался от него специальной affectio maritalis, наме­рением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (liberorum quaerendorum causa).

Условия вступления в брак:

1). Необходимо было свобод­ное согласие жениха и невесты, а если они находились под вла­стью домовладыки, то также — согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного осно­вания, его можно было принудить через магистрат).

2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).

3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращен­ном) браке.

4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица име­ли ius conubii (право на замужество). До Юстиниана на этом основании не могли заключить законного римского брака некоторые категории чужеземцев (брак между римским граж­данином и чужеземкой считался недопустимым по политиче­ским соображениям; целью этого запрещения было помешать чужеземке путем вступления по браку в семью римского граж­данина получить права римского гражданства).

Брачный союз прекращался:

а) смертью одного из супру­гов,

б) утратой свободы одним из супругов,

в) разводом.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обо­юдному согласию супругов (divortium), так и по односторонне­му заявлению отказа от брачной жизни (repudium). В период абсолютной монархии были установлены существенные ограни­чения развода. Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины дру­гого супруга, но по уважительной причине (например, неспособ­ность к половой жизни; желание поступить в монастырь, в чем сказалось влияние церкви). Односторонний развод без уважи­тельной причины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.