Гражданско-правовой институт представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих однородные отношения. Такими институтами являются, например, гражданско-правовые институты сделок, лиц, представительства, обязательств купли-продажи, найма, дарения и т.д.
Система гражданского права состоит из двух частей:
первая часть - Общая;
вторая часть - Особенная.
Общая часть гражданского права заключает в себе нормы и институты, содержащие общие и отправные положения, действие которых распространяется на регулируемые гражданским правом отношения. Общая часть делится на ряд взаимосвязанных правовых институтов. Сюда относятся:
Общие положения, содержащие нормы о целях и задачах гражданского права, субъектах гражданских правоотношений, сделках, представительство и доверенность, а также об исковой давности.
Право собственности охватывается нормами, определяющими некоторые общие положения о праве собственности, а также нормами, регулирующими отношения частной собственности, собственности территориально-административных единиц, общей собственности, защиты права собственности.
Обязательственное право включает нормы, регулирующие общие положения об обязательствах: возникновение обязательств, их исполнение, способы обеспечения исполнения обязательств, ответственность по обязательствам и прекращение обязательств. К специальным нормам обязательственного права относятся нормы, регулирующие договорные и внедоговорные обязательства.
Институт брака и семьи, содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в результате заключения брака.
Авторское право, изобретательское право и т.д. содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности.
Наследственное право включает в себя нормы, регулирующие имущественные и некоторые неимущественные отношения, возникающие в связи с переходом прав и обязанностей после смерти гражданина.
Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров[8].
ПЕРИОДЫ ВОЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ПРАВЛЕНИЯ БУРЕБИСТЫ
В период военной демократии не существовала какого-либо законодательства, так как еще не появилось такого понятия как законотворчество (на изучаемых нами территориях). Из этого следует, что и гражданского права тоже не было. Конечно, некоторые гражданские отношения имели место, но данные отношения, поведенческие рефлексы регламентировались нормами морали, которая плотно граничила с обычаем.
Лишь с приходом к власти Буребисты ситуация радикально изменилась. Это уже были не племенные образования, Буребиста объединил их вместе (племена) и создал единое государство, сущность и содержание которого стала намного глубже, чем просто объединение лиц по интересам. С приходом Буребисты, в государстве появились границы, налоги, правление стало авторитарным, но самое главное, что на территории государства появились законы.
Нельзя сказать, что Буребиста был новатором в области закона, нам известны более древние памятники права, такие как: законы Ману, законы Хаммурапи, законы двенадцати таблиц. Но, на своей территории он был пионером в законотворчестве, он воспользовался опытом соседствующих государств и применил их опыт на гето-дакийских землях. Если конкретнее, он распорядился собрать все обычаи (cutuma) государства и объединить их в одном сборнике (сбором обычаев занимался верховный жрец Деценей). Сборник получил название Bellaginess и был воздвигнут в ранг закона.
Первый институт гражданского права – собственность. Собственность в данный момент делится на коллективную и частную. Следующий институт гражданского права – обязательства, которые в основном вытекали из договоров. Основные договора на тот период: договор купли-продажи, обмена, займа, а также специфический договор побратимства (обе стороны относились друг к другу как братья). Все договора заключались в устной форме, а также с разными ритуалами.
Наследство передавалось только по мужской линии, в устной форме, в случае, если не было сыновей, прибегали к договору побратимства.
Институт брака и семьи. Брак заключался посредством покупки невесты, цена зависела от её личных качеств (хорошая ли хозяйка, чистоплотна ли она, целомудренна ли?). В случае отсутствия этих качеств, женщина могла покупать себе самостоятельно мужа. Семья была патрилокальной (семья жила в доме мужа), патриархальной (главой в семье был муж), патрилинейной (родство передавалось по мужской линии), муж имел право на жизни жены и детей. Невеста была обязана привести в дом мужа приданное.
ПЕРИОД РИМСКОГО ГОСПОДСТВА
После победы римских войск над войсками Дечебала в Троянской войне (101-102, 105-106 гг.), очень многое изменилось на румынских землях, в том числе и законодательство. Законодательство сменилось на Ius Italicum, так как эта территория вошла в территории Рима.
Термином "гражданское право" в современных системах права (и буржуазного, и социалистического) обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.
В латинском языке слову "гражданский" соответствует, вообще говоря, слово civilis. Однако ius civile в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину "гражданское право". Ius civile в римском праве имеет различное значение. Этим термином обозначается прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан — квиритов; поэтому оно и именуется также квиритским правом. В этом смысле ius civile. противопоставляется "праву народов" (ius gentium), действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых перегринов). Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между Перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Надо заметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представляющуюся им более широкую философскую категорию — право общее для всех народов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения этой категории также выражение ius naturale, естественное право.
Ius civile в других случаях противопоставляется той системе права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых других магистратов) и именуется преторским правом. В этом противопоставлении ius civile обозначает нормы права, исходящие от народного собрания, позднее — сената.
Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствовала лишь совокупность всех трех названных систем — цивильного права, права народов и права преторского. В качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее подходящим является ius privatum, частное право.
Необходимо заметить такую особенность: с одной стороны понятие современного гражданского права шире, чем Ius civilis, но с другой стороны – уже, так как в объекты изучения Ius civilis входили все отношения, не касающиеся государства, в том числе и отношения, вытекающие из нарушения, притом даже из убийства, сейчас же, данный объект регулирования относится к уголовному праву[9].
Расскажем теперь в лицах о правах и обязанностях граждан в этот период:
Права и свободы римских граждан:
1) Политика: избирать и быть избранным;
2) Военное положение: жить в легионах, выдвигать свою кандидатуру на пост военного предводителя;
3) Гражданские дела: заключать всевозможные сделки;
4) Семья: право заключать сделки со всеми слоями населения.
Права и свободы латинов:
1) Политика: только избирать;
2) Военное положение: не имели;
3) Гражданские дела: заключать сделки с лимитированной суммой;
4) Семья: только с себе подобными и ниже уровнем.
Права и свободы колонов были схожи с правами латинов.
Права и свободы перегринов (местных жителей) регламентировались нормами Ius gentium - в целом, скудное наделение права и свободами.
Права и свободы у рабов отсутствовали, так как они не считались субъектами права, а лишь объектами (то есть вещью).
Была известна квирицкая (у привилегированных слоев), преторская (под защитой преторских эдилов) и провинциальная (могла быть в любой момент экспроприирована в пользу собственника) виды собственности.
Данному периоду характерно появление суда – государственного органа выносящего решения в каких-либо вопросах и имеющих силу закона. Появляются и другие субъекты гражданских правоотношений, такие как юридические лица. На тот момент, юридические лица не популярны и не развиты как институт, но именно оттуда берет свое начало нынешний институт юридических лиц.
Семейное право:
В доюстиниановом праве различали брак aum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или его домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат(сожительство, не запрещенное законами), но отличался от него специальной affectio maritalis, намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (liberorum quaerendorum causa).
Условия вступления в брак:
1). Необходимо было свободное согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также — согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного основания, его можно было принудить через магистрат).
2) Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет — для мужчин, 12 лет — для женщин).
3) Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке.
4) Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius conubii (право на замужество). До Юстиниана на этом основании не могли заключить законного римского брака некоторые категории чужеземцев (брак между римским гражданином и чужеземкой считался недопустимым по политическим соображениям; целью этого запрещения было помешать чужеземке путем вступления по браку в семью римского гражданина получить права римского гражданства).
Брачный союз прекращался:
а) смертью одного из супругов,
б) утратой свободы одним из супругов,
в) разводом.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода. Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (например, неспособность к половой жизни; желание поступить в монастырь, в чем сказалось влияние церкви). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).
Страницы: 1, 2, 3