Рефераты. Французская модель публичного управления. Исторический аспект

Конституция 1793 г., принятая якобинским Конвентом, формально оставалась в силе. Но термидорианцы ставили вопрос о поправках и добавлениях, необходимых для ее введения в действие.

Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и многословием (372 статьи), но при этом она была весьма умеренной по своему политическому содержанию. Декларация прав и обязанностей человека и гражданина уже не была проникнута революционным духом (отсутствовало право народа на восстание, на сопротивление угнетению и т.д.) и делала упор на закрепление экономических, моральных и правовых устоев общества.

В системе разделения властей законодательному корпусу отводилось ведущее место. Впервые в истории французского конституционализма законодательный корпус был создан не на однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из Совета старейшин (250 членов из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30 лет). Право законодательной инициативы по конституции предоставлялось только Совету пятисот, но решение последнего становилось законом только после одобрения Совета старейшин.

Однако непоследовательность и резкие повороты в политике Директории делали политическую обстановку в Франции непредсказуемой. Конституционный режим, созданный в 1795г., становился все более непопулярным и неустойчивым.

2.2. Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799 г.

Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. группой заговорщиков, во главе с генералом Бонапартом, привел к упразднению Директории и устранению других конституционных органов. Власть во Французской республике перешла к коллегии из трех консулов – генерала Бонапарта и двух других заговорщиков. Фактически же контроль за политическими событиями в стране все более оказывался в руках генерала Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым и властолюбивым государственным деятелем.

По методам осуществления власти и по своей социальной базе диктатура Наполеона осуществлялась путем установления авторитарного, откровенно антидемократического режима.

Новая республиканская конституция (Конституция VIII года республики) была утверждена 13 декабря 1799г. по итогам плебисцита, который проводился под жестким государственным контролем. В отличие от предшествующих, Конституция 1799г. уже не содержала Декларации прав человека и гражданина, ибо Бонапарт не считал уместным само напоминание о свободе и братстве.

Сохранив формально идею национального суверенитета, конституция 1799г. ввела запутанную и псевдодемократическую систему “участия” граждан в государственных делах. Бонапарт отменил имущественный ценз и тем самым ввел во Франции своеобразное “всеобщее” избирательное право. Все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Лица, внесенные в коммунальные списки, в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 часть граждан “для осуществления национальных функций”. Однако члены этого национального списка не наделялись по Конституции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Таким образом, с помощью хитроумной процедуры Бонапарт ликвидировал выборность государственных органов.

Основным стержнем всей конституционной системы являлось правительство в виде коллегии из трех консулов. Фактически же правительство не было коллегиальным органом, поскольку первый консул, “гражданин Бонапарт”, был наделен особыми функциями (промульгация законов и т.д.), ему принадлежало право назначения и смещения членов Государственного совета, министров, послов, офицеров, судей. Таким образом, конституция практически отказалась от концепции разделения властей, установив режим личной власти.

Для ослабления возможной оппозиции со стороны законодательной власти Наполеон предусмотрел в Конституции своеобразное расщепление законодательного процесса, который осуществлялся целым рядом органов. Государственный совет по указанию и под руководством правительства составлял и предлагал законопроекты, которые затем поступали в Трибунат. Трибуны имели право обсуждать законопроекты и после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в Законодательный корпус. Члены Законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект (за что получили название “трехсот немых”), а лишь принимали его или отвергали. Утвержденный закон мог быть направлен первым консулом в Охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Затем закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его. Вся эта сложная процедура порождала политическое бессилие законодательных органов и их большую зависимость от первого консула.

С другой стороны Конституция 1799 г. создала для первого консула возможность активно воздействовать на процесс законотворчества. Благодаря деятельности Бонапарта, выступавшего фактически в качестве законодателя, Франция в короткий срок получила новую правовую систему, ставшую фундаментом для экономических и социальных преобразований.

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих конституций, отказалась от выборности департаментской и коммунальной администрации. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах первый консул назначал префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы имели лишь совещательные функции, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.

2.3. Первая империя и бюрократизация государственного аппарата.

Продемонстрировав респектабельным кругам общества, прежде всего крупной буржуазии и крестьянам-собственникам, преимущества сильного правительства, создав своими успешными военными походами благоприятные условия для промышленного развития Франции, Бонапарт подготовил тем самым необходимый политический климат для окончательного уничтожения республиканского строя. В 1802 г. в результате нового плебисцита, Бонапарт, ставший к тому времени кумиром для большинства французов, был объявлен пожизненным консулом. Согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. ему был присвоен титул императора (Наполеон 1). Третья наполеоновская Конституция была практически единодушно одобрена “французским народом”.

Личность Наполеона ассоциировалась в глазах французов с правительством, с армией, с государством в целом. От его воли, а нередко и от чистого произвола зависели политический курс и сама судьба французского государства.

Таким образом, сравнительно непродолжительный период правления Наполеона (1799—1814 гг.) сопровождался существенными изменениями во всех сферах государственной жизни Франции. Однако авторитарный режим империи лишь внешне представлялся постоянным и сильным. На деле таковым он не являлся, поскольку не имел прочных конституционных оснований и опоры в традиционном политическом сознании французского общества. Он держался на властной воле и успехе одной, хотя бы и одаренной, личности.


§ 3. Государственный строй от Реставрации до Парижской Коммуны.

3.1. Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г.

Крах империи Наполеона был связан с его военными поражениями, усталостью населения от многочисленных войн и экономическими неурядицами. Все послереволюционное развитие французской государственности привело к падению Первой империи и реставрации монархии во Франции во главе с Бурбонами.

Новый король, Людовик XVIII понимал, что реставрация монархии в ее неограниченном дореволюционном виде невозможна. Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., в которой декларировалось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”.

Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался на аристократической двухпалатной основе. Палата пэров назначалась королем. Она состояла из пожизненных и наследственных пэров. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объявления перерывов в их работе, а также роспуска нижней палаты сохранялось за королем.

Легитимная монархия сохранила в основных чертах государственную систему Первой империи, ограничившись лишь второстепенными реформами.

3.2. Июльская монархия. Хартия 1830 г.

Провокационная политика ультрароялистов пришла в очевидное противоречие с интересами развивающегося гражданского общества, что вызвало волну народного возмущения, вылившегося в Июльскую революцию 1830 г. Путем династической перетасовки королевская власть была передана Луи Филиппу, представителю Орлеанской династии.

Новый король издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистического общества. Она давала основания трактовать французское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законности.

Июльская монархия развила дальше систему централизованного бюрократического управления и организацию карательных органов.

Кризис 1847—1848 гг. способствовал созданию новой революционной ситуации и быстрому росту популярности республиканских идей. Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, привела к падению правительства Луи Филиппа.

3.3. Вторая республика и конституция 1848 г.

Сформированное в результате февральской революции временное правительство под давлением народных масс 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных.

Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики отражала противоречия своей эпохи. Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята “перед богом и от имени французского народа”.

В ней особо декларировалось, что “публичная власть не может передаваться по наследству” (ст. 18). Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом “гражданину, который получает звание президента республики”.

Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Он наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т.д. Он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования на основе всеобщего избирательного права, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым не имело авторитета и политической силы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.