Рефераты. Французская модель публичного управления. Исторический аспект

Французская модель публичного управления. Исторический аспект

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

КУРС: Фундаментальные проблемы эволюции государственного управления

 

ФРАНЦУЗСКАЯ МОДЕЛЬ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

 

АУДИЕНТ:

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

 

 

 





 

г.Кишинев

2007 г.

Введение

Исторически в Европе были сформированы две основные формы публичного управления, которые в том или ином сочетании распространились по всему миру – это англосаксонская модель и континентальная модель публичного управления, которую еще называют романо-германской или французской моделью.

Сравнивая англосаксонскую и континентальную модели публичного управления, следует иметь в виду, что на сегодняшний день в демократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носят принципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатом проведенных реформ в области государственного управления, позволяет говорить об определенном сближении некогда весьма отличных систем.

Каковы были исторические предпосылки возникновения системы публичного управления во Франции? Как развивалась система государственного управления в период буржуазных революционных преобразований?

В настоящей работе рассматривается исторический аспект формирования континентальной модели публичного управления в период становления Французской государственности в период с конца XVIII до конца XIX века.

§ 1. Революция 1789—1794 гг. и становление конституционного строя.

1.1. Французская революция 1789 г. и падение абсолютизма.

В процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти особую роль сыграла Великая французская революция 1789-1794 гг., которая сокрушила экономические и политические устои “старого режима”, в том числе и абсолютную монархию, являвшую собой символ средневековой государственности.

Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютистскими порядками, при которых представители третьего сословия отстранялись от участия в государственных делах и не имели правовой защиты от произвола королевских чиновников.

Французские революционеры XVIII в. имели возможность опереться на опыт английской и американской революций. В их распоряжении имелась уже достаточно четкая программа организации конституционного порядка. Они взяли на вооружение политические лозунги (“свобода, равенство, братство”), способные поднять широкие народные массы на борьбу со “старым режимом”.

14 июля 1789 г. народ Парижа поднялся на восстание, которое ознаменовало собой начало революции и одновременно стало концом многовекового абсолютистского правления. По всей стране восставший народ смещал королевскую администрацию, заменяя ее выборными органами – муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. Потеря королевской властью способности контролировать политические события привела к превращению французского государства из абсолютной монархии в своего рода “революционную монархию”.

1.2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия.

В декларации была осуществлена своеобразная “национализация” государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на “собственном праве короля”, а трактовалась как выражение национального суверенитета (“источник суверенитета зиждется по существу в нации” — ст. 3). Закон рассматривался как “выражение общей воли” (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам “сообразно их способностям” в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.

Декларация 1789 г. имела большое значение как для Франции, так и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Ее создатели полагали, что составили документ “для всех народов и на все времена”.

Учредительное собрание отменило сословные деления и цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно упразднило старые феодальные границы и ввело во Франции единообразное административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).

1.3. Конституция 1791 г.

Самым главным итогом первого этапа революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, утвержденная 3 сентября 1791 г., в которой получила дальнейшее развитие концепция национального суверенитета, который “един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем”. Подчеркивая, что нация является единственным источником всех властей, осуществляемых “лишь путем уполномочения”, Конституция на практике реализовывала передовую для той эпохи идею создания системы представительных органов власти.

Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции создавала возможность разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп: выражавших интересы большинства французского общества с одной стороны и дворянства с другой стороны. Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.

Король рассматривался как верховный глава государства и исполнительной власти, на него возлагалось обеспечение общественного порядка. Он являлся верховным главнокомандующим, назначал на высшие государственные должности, поддерживал дипломатические сношения, утверждал объявление войны.

Законодательная власть осуществлялась однопалатным Национальным Законодательным собранием, которое избиралось на два года. В Конституции содержался перечень полномочий и обязанностей Законодательного собрания, причем особо было выделено его право на установление государственных налогов и обязанность министров отчитываться в расходовании государственных средств.

Конституция сформулировала основные принципы организации судебной власти, которая “не может осуществляться ни законодательным корпусом, ни королем”. Было установлено, что правосудие отправляется судьями, избираемыми на определенный срок народом и утверждаемыми в должности королем. Суды не должны были вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать действие законов, вторгаться в круг деятельности органов управления.

Конституция окончательно закрепила сложившееся в ходе революции новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла право контроля за деятельностью местных органов, а именно право отменять распоряжения департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.

Выборы в Законодательное собрание приобретали двухступенчатый характер. Первичные собрания активных граждан избирали выборщиков для участия в департаментских собраниях, где и проходили выборы представителей.

1.4. Первая республика во Франции.

Созданная в соответствии с Конституцией 1791 г. новая система государственных органов Франции отражала временное равновесие противостоящих политических сил. В конечном счете она не удовлетворяла ни одну из сторон: ни буржуазию, власть которой при сохранении монархического строя не была гарантированной и прочной, ни Людовика XVI и дворянство, которые не могли смириться с происшедшими переменами и хотели реставрации старых порядков.

10 августа 1792 г. население Парижа поднялось на восстание, которое привело к свержению королевской власти. Революция вступила в свой второй этап (10 августа 1792 г. — 2 июня 1793 г.)

В своих конституционных проектах, стремясь ограничить политическое влияние Парижа, жирондисты выступали за расширение прав департаментов, за ослабление центральной власти. В проекте конституции решительно отвергался принцип разделения властей, которому была противопоставлена “одна власть, власть нации”. Однако этот проект так и не был утвержден.

1.5. Якобинская диктатура. Декларация и Конституция 1793 г.

Народное восстание 31 мая — 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий комитет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента и положило начало периоду правления якобинцев. Французская революция вступила в завершающий третий этап (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.).

Политическая решительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подавляющим большинством народа на плебисците (Конституция 1 года республики). Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий идее суверенитета народа, выступающего как единое целое.

Но предусмотренная якобинской Конституцией система государственных органов на практике не была создана. Якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуществлены лишь путем установления режима революционной диктатуры. Правительственную власть в системе революционной диктатуры якобинцев осуществлял Комитет общественного спасения. Он стал вдохновителем политики революционного террора.

К задачам революционной диктатуры было приспособлено управление на местах. В работе коммун и их секций, в генеральных советах широкое участие принимали низы городского и сельского населения.

Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Революционном трибунале характеризовалась упрощенностью и быстротой, что позволяло ему вести целенаправленную и жестокую борьбу с политическими противниками революционного правительства — роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав.


§ 2. Государственный строй от Первой республики до Первой империи

2.1. Термидорианский переворот и Конституция 1795 г.

Вожди якобинцев в конечном счете оттолкнули от себя низы городского и сельского населения. Правящий блок быстро разваливался. В Конвенте созрел заговор против беспредела якобинского террора. Планы заговорщиков осуществились 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю). Пришедшая к власти в результате переворота группа депутатов Конвента получила название термидорианцев.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.