Рефераты. Эволюция российской государственности в период правления Петра I

Таким образом, при Петре, как и ранее, закон понимал крестьян как граждан и в то же время холопов стремился привести в одно положение с крестьянами под общим тер­мином «подданных!» шляхетства. Но шляхетство, получая от правительства власть над «подданными», смотрело на крестьян, как на холопов, и на практике обращалось со всеми своими «подданными», как с холопами. Стало быть, новых начал в положение крестьян владельческих при Пе­тре внесено не было. Новостью являлась при Петре лишь система подушной подати, заменявшая древнее прикреп­ление к земле началом личной (податной) зависимости крестьянина от землевладельца.

Не одни владельческие крестьяне составляли крестьян­ское сословие. Кроме них в качестве податного класса гра­ждан при Петре существовали:

1) крестьяне черные или черносошные, жившие на государственных черных землях и оставшиеся при Петре в том же свободном состоянии, в каком были ранее;

2) крестьяне монастырские, при Петре изъятые из управления монастырей и переданные в казен­ное управление, а потом в ведение Синода (впоследствии они получили название экономических, потому что были переданы в коллегию экономии);

3) крестьяне дворцовые, обязанные различными повинностями ведомству двора го­сударева;  

4) крестьяне, приписанные к фабрикам и заво­дам; этот разряд крестьян создан был указом Петра в1721г.; владельцам фабрик (и дворянам, и недворянам) разрешалось покупать деревни и людей к фабрикам;

5) однодворцы - класс измельчавших служилых землевладельцев, когда-то поселенных по южным, преимуще­ственно, границам Московского государства для их защи­ты. При Петре они были записаны в ревизские «сказки», платили подушные подати, но сохраняли право личного землевладения и владения крестьянами.

Городское сословие, состоявшее в XVII в. из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обы­вателей), было замкнуто лишь в половине XVII в. и было ничтожно своей численностью и промышленной деятельностью. Петр же в городском торгово-промышленном классе видел глав­ный фактор народного богатства. В глазах Петра к такому поднятию должна была вести и правильная организация городского сосло­вия, которая позволила бы городам преуспевать в торговле и промышленности.

Руководясь западноевропейскими формами городского устройства, Петр в начале 1720г. учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городско­го устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города - на два основных клас­са: граждан регулярных и нерегулярных.

Регулярные граждане делились на две гильдии: к пер­вой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.

Нерегулярными гражданами были «подлые», т. е. низ­кого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, по­денщики).

Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только «числились в гражданстве!» и не участвовали в го­родском самоуправлении.

Городом управляла выборная коллегия - магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные, граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Глав­ному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за по­рядком. Главной его целью было развитие торговли и про­мыслов; в его руках находилась большая власть. Под веде­нием магистрата было цеховое управление: во главе каждо­го ремесленного цеха стоял старшина (альдерман), вы­бранный из мастеров; на его руках было управление цехо­выми делами. Название мастера-ремесленника нужно было сдавать экзамен; без экзамена нельзя было открыть ни­какого производства.

Дав городскому сословию стройную организацию, Петр не только оставил ему все старые льготы, какими пользовались горожане до него, подал и новые. Регуляр­ные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но были избавлены от обязательной рекрутской повинно­сти; в 1722 г. Петр снял с горожан и личную службу по ка­зенным надобностям; наконец, горожане получили право владеть крепост­ными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Таким образом, Петр со­здал городскому сословию довольно привилегированное положение. Он внес в городской быт совершенно новую организацию. Но новы были и здесь только формы; благо­склонное же отношение правительства к горожанам замет­но и в XVII в., особенно во второй его половине.

Итак, обзор сословных реформ показывает нам, что Петр многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холоп­ством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили организацию, право самоуправления и некото­рые привилегии. Внешние формы общественных отноше­ний очень изменились; но в существе общественный строй остался старым; государство сохранило свой земледельче­ский и военный характер, дворянство - свое высокое ад­министративное и экономическое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладель­ца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала да­леко не главная роль в развитии народного хозяйства.

2.2.Административные реформы

Административные реформы Петра развивались так же, как и сословные меры, без строгой системы, путем частных нововведений в цент­ральном и местном управлении. Внимание Петра было занято преимущест­венно переустройством областных учреждений, а затем пе­решло на организацию центрального управления. В 1702г. про­изошло уничтожение старых губных старост и замена их воеводами, управлявшими совместно с присутствием из выборных т уезда) дворян; в 1708 г. последовало разделение России на губернии (губернии делились на уезды), во главе которых были поставлены губернаторы. При них в качестве советников и помощников были учреждены с 1713 г. ландраты (выборные от дворян); кроме ландратов дворяне в каждом уезде для управления уездом избирали земского комиссара. В 1719 г. ландраты были уничтожены, но земские комиссары остались; государство было поделе­но вновь на 12 губерний, губернии - на провинции, а про­винции - на уезды. Таким образом, если мы вспомним знакомые нам бурмистерские палаты 1699 г. ч городские магистраты 1720 г., то скажем, что Петр во все время своей деятельности трудился над переустройством местного уп­равления. Крупные же реформы в центральном управлении начались лишь с 1711 г. В этом году был учрежден Се­нат. В 1718 г. устроены коллегии; в 1721 г. окончательно ус­тановлена должность генерал-прокурора. Так, заботы о местной администрации шли впереди забот центральной администрации.

В систематическом изложении созданная Петром ад­министрация представится в таком виде.

Во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат. Около 1700 г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учре­ждение и заменяется ближней канцелярией государя, в ко­торой, как в старину, происходит иногда совещание бояр. Во время своих беспрестанных поездок ведение государст­венных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а не­скольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., от­правляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение - Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вы­звано именно «отлучками» государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заме­нял собой:

1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать»;

2) по­стоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы.

Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учре­ждением. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назна­ченных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий, с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, ино­странной) и в тоже время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям.

Ведомство Сената состояло в контроле над админист­рацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного ме­ханизма. Сенат был, таким образом, высшим администра­тивным органом в государстве. Ему была присвоена и судебная функция: Сенат стал выс­шей судебной инстанцией. Относительно того, присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенки взглядов. Законодательная функция никогда Сенату не принадлежала.

Под ведением Сената стоял ряд центральных учрежде­ний, известных под названием коллегий; они были учреж­дены в 1718 г. и окончательно сформированы в 1720 г. Кол­легии заменили собой старые приказы. Редкие приказы превращались в канцелярию и конторы разных наименований и сохраняли прежнюю организацию. Приблизительно с 1711 г. Петр за­думал устроить центральное управление по западноевро­пейским образцам. Вполне сознательно он желал перене­сти на Русь шведское коллегиальное устройство За границу были посланы люди для изучения бюрократиче­ских форм и канцелярской практики; из-за границы выпи­сывали опытных канцеляристов, чтобы организовать с их помощью новые учреждения. Но этим иностранцам Петр не давал в коллегиях начальнического положения, и они не поднимались выше вице-президентов; президентами же коллегий назначались русские люди.

С 1719 г. коллегии начали свою деятельность, и каждая сама для себя составляла устав, определявший ее ведомство и делопроизводство (эти уставы получили название регла­ментов). Всех коллегий учреждено было двенадцать:

1)   Коллегия иностранных дел,

2) Коллегия военная,

3) Колле­гия адмиралтейская (морская),

4) Штатс-коллегия (ведом­ство расходов),

5) Камер-коллегия (ведомство доходов),

6) Юстиц-коллегия (судебная),

7) Ревизион-коллегия (фи­нансовый контроль),

8) Коммерц-коллегия (торговая),

9) Мануфактур-коллегия (промышленность),

10) Берг-колле­гия (горное дело),

11) Вотчинная коллегия (промышлен­ность),

12) Главный Магистрат (городское управление).

Последние три коллегии образованы были позже осталь­ных. Вновь основанные учреждения не заменили, однако, всех старых приказов. Приказы продолжали существовать или под именем канцелярий, или под прежним именем приказов (Медицинская канцелярия. Сибирский приказ).

Коллегии были подчинены Сенату, который посылал им свои указы; в свою очередь, местные органы управления были ниже коллегий и повиновались им. Но, с одной стороны, не все коллегии одинаково подчинялись Сенату (военная и морская были самостоятельнее прочих); с дру­гой стороны, не все коллегии имели отношение к област­ным органам управления. Над провинциальными властя­ми, в качестве прямой высшей инстанции, стояли только Камер- и Юстиц- коллегии и Главный Магистрат. Таким образом, и центральные, и местные органы управления не представляли строгой и стройной иерархии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.