Рефераты. Административно-правовые реформы в Казахстане 1860 – 90

3.3. Суд и судебный процесс.

Одним из важных нововведений Положений 1867-68 г.г. стало распространение на территории Казахстан действия общеимперских судов. Наиболее  серьезные уголовные дела, особенно по тем преступлениям, которые угрожали сохранению контроля колониальных властей над регионом, рассматривались военно-судебными комиссиями.  Рассмотрением других серьезных преступлений и гражданских исков на сумму свыше 2000 руб. занималось областное правление, имевшие права съезда мировых судей и палаты уголовного и гражданского суда России. Вместе с тем ни выборности судей и суда присяжных, как в самой империи, в Казахстане не существовало. Уголовные дела по которым предусматривалось наказание в виде ареста не свыше 3-х дней и штрафа до 100 руб., а также гражданские иски до 2000 руб. рассматривались уездными судья назначавшимися правительством и действующими на правах мирового судьи. Все эти судебные инстанции руководствовались общеимперским законодательством.

В тоже же время продолжал существовать и так называемый народный суд, т.е. суд биев, однако он значительно трансформировался. Кроме того в его ведении остались лишь гражданские иски на небольшую сумму, семейно-брачные дела и незначительные уголовные преступления.

По Положениям 1867-68 годов должность бия  стала выборной. Бии избирались волостным съездом  на 3 года, утверждались военным губернаторством. В каждой  волости избиралось от 4 до 8 биев, но не более 1 на каждый административный аул. Существовало 3 инстанции суда биев:

- единоличный суд бив, рассматривал гражданские иски на суму не свыше 300 руб. с правом окончательного решения по искам, на сумму не свыше 100 руб.

- волостной съезд бив, рассматривал гражданские иски без ограничения суммы, с правом окончательного решения по искам, на сумму не свыше 500 руб. Кроме того, съезды могли рассматривать дела рассмотренные судом бия, как суд второй инстанции.

- чрезвычайный съезд биев рассматривал споры между общинами относящимся к разным волостям, а также являлся судом второй инстанции по делам, рассмотренным волостным съездом.

 Произошли определенные изменение в судопроизводстве, в частности, приговоры записывались, копии выдавались сторонам. В обязательном порядке стали записываться ереже, составлявшиеся волостными и чрезвычайными съездами биев. Кроме того, суд биев получил право производить нотариальные действия. В тоже время  выборность и утверждение бия колониальными властями давало широкие возможности для фактической покупки должности бия и расцвета коррупции в суде. Если до 19 в. казахи могли обратиться к любому авторитетному Бию, то теперь они вынуждены были обращаться только к своим волостным биям.  Последние же часто решали дела в пользу своих родственников и широко практиковали взяточничество.

Таким образом, система «народного суда» стала одним из звеньев колониального аппарата, объективно способствуя разложению традиционного обычного права, падению авторитета старой знати и защите интересов торгово-ростовщической верхушки казахского аула. Тем не менее, суды биев продолжали оставаться популярными в степи, и часто к ним обращалось русское население по спорам с казахами. В целом, правовые реформы, проведенные царизмом в Казахстане в 60-х годах 19 в. были направлены на слияние правовой системы Казахстана с правовой системой всей Российской империи.



ГЛАВА IV. ИЗМЕНЕНИЯ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ  КАЗАХСТАНА В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Несмотря на то, что Пложения  1867-68 годов были приняты как временные, только на 2- 3 года, Казахстану пришлось жить по ним несколько десятилетий, т.к власти не считали своевременным отказываться от военно- оккупационного режима и переходить к гражданскому управлению  в Казахстане. И хотя определенные изменения  в административной и правовой системе этой колониальной окраины России происходили, основных принципов управления они не затрагивали.

4.1. Образование степного генерал-губернаторства.

2 июля 1881 года было упразднено Оренбургское генерал-губернаторство, а управление Торгайской и Уральсокй областями было передано Министерству внутренних дел. Чуть позже, 18 мая 1882 года было ликвидировано и Западно-сибирское генерал-губернаторство. Решено было выделить области с казахским населением  в отдельную территориально- административную единицу и в связи с этим 28 мая 1882 года по царскому указу было образованно Степное генерал-губернаторство с центром в Омске, включавшее в себя Акмолинскую и Семипалатинскую и Семиреченскую области. Последняя была выделена из состава Туркестанского генерал-губернаторства. Таким образом, в составе генерал-губернаторств остались только те земли, которые непосредственно  граничили с определенными странами. В Западном Казахстане  система управления все более приближалось к общеимперской.

4.2. Положение 1886 года.

2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», ставшее основным правовым актом, по которому жило население  Южного Казахстана до 1917 года. Туркестанский генерал-губернатор совмещал функции военного и гражданского управления, имел право ссылки политически неблагонадежных лиц на срок более 5 лет и передачи особо важных уголовных военных дел военным судам. При генерал-губернаторстве существовал совет из гражданских и военных чиновников особых поручений, переводчиков и канцелярии. Последнее имело три отделения:

1. по вопросам управления и личного состава;

2. по земельным вопросам, налогам, строительству, связи, просвещению, и медицине

3. по финансам, статистике, землям, вакуфному имуществу, контролю за иностранными подданными.

         Особый отдел канцелярии, дипломатический занимался всеми вопросами, связанными с вопросами центрально – азиатских протекторатов – Хивинского государства и Бухарского эмирата.

         Ведению совета подлежал широкий круг вопросов, связанных с управлением краем, законодательные вопросы, рассмотрение краевого  бюджета, определение размера натуральных земельных повинностей, руководство поземельным и податным устройством. Управление областями не претерпело изменений, но в уездах появились полицейские управления. Для полицейского контроля над определенными районами стали назначаться становые приставы, полицмейстеры, и полицейские приставы.

         Городами управляли уездные начальники, а где их не было – участковые приставы при участии депутатов от городского общества. Ташкентом управлял начальник города с полномочиями уездного начальника. Каждый город на русскую и туземную части с отдельным управлением. Избиралась Городская Дума, состоящая из городской головы и гласных. Две трети гласных  избирались от русского населения  и одна треть – от туземного .

         Произошли изменения и в судебной системе. Вводилась существовавшая  в Центральной России должность мирового судьи, рассматривающего иски по личным обязательствам  и договорам, а также об имуществе на сумму не свыше 2000 рублей. Кроме того, мировой судья имел право по желанию истца рассматривать дела , подведомственные народному суду.

         Положением 1886 года были отменены харадж и танапный сбор, вместо которых вводился единый поземельный налог  в размере 10 % средней валовой доходности земли.

        

4.3. Административное устройство переселенцев.

В конце 19 века в Казахстане усиливается переселенческое движение, вызванное аграрным кризисом в России. Кроме того, переселение крестьянства на восточные окраины империи  создавала социальную базу , опору правительства в колониях . Первоначально переселение было организованно в областях Туркестана. Так, 1868 году были приняты «Временные правила» о крестьянских переселениях в Семиречье, по которым переселенцам давался ряд льгот. В 1883 году были разработаны « Правила о поземельном устройстве оседлого населения Семиреченской области», несколько урезывающие привилегии переселенцев . Принятое  13 июня 1889 году «Положение о добровольном  переселении сельских обывателей  и мещан на казенные земли  и о порядке причисления лиц  означенных сословий, переселившихся  в прежнее время », допускало переселение только с предводительно  разрешения Министерств внутренних дел и государственных имуществ. Тем не менее, поток переселенцев рос, многие из них размещались на землях Казахстана самовольно, частично арендуя землю у казахских общин, частично просто захватывая ее. К 1897 году русские и украинца в Казахстане составили уже около 13 % населения.

         Управление русским населением  в целом не отличалось от общеимперского. Общий контроль за крестьянскими органами самоуправления  осуществлялся уездным присутствием по крестьянским делам, мирового судьи и уездного инспектора. Органами самоуправления были; волостной съезд, волостные правления, волостной старшина, сельский сход и сельский староста. Волостной съезд  состоял из членов волостного правления  и представителей  селений по одному из 10 дворов. Волостное правление состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей и писаря.

Волостной старшина  избирался волостным съездом  на 3 года и утверждался вышестоящим начальством. Сельский сход состоял из крестьян-домохозяев и сельского старосты, избиравшегося на 3 года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформы 1867-68, 1986 и 1891 годов окончательно закрепили колониальный статус Казахстана. Уже в начале 50-х годов 19 века управление краем было передано из Министерства иностранных дел в ведение Министерства внутренних дел и военного Министерства. Казахстан перестал быть субъектом международного права. В тоже время система управления здесь отличалась от общеимперской в сторону усиления военно-полицейских функций.  Гражданская и военная администрация не разделялась, что означало фактически установление оккупационного режима. Даже те незначительные права и свободы, которое получало население России по буржуазным реформам  60-70-х г.  19 века, на Казахстан не распространялись. Несмотря на то, что казахи были объявлены «сельскими обывателями», абсолютно никакого участия в действительном управлении краем они не принимали.  Дискриминация проводилась как в национальном, так и в религиозном плане. Делопроизводство, даже на аульном уровне, велось на русском языке, нерусские не могли занимать должностей выше волостного уровня, глава духовного управления мусульман назначался Министерством внутренних дел, открытие мечетей и мектебов допускалось только с разрешения уездного начальника, убийство мусульманином христианина или лица, желающего принять христианство, считалось одним из наиболее тяжелых преступлений и судилось военным судом, для принявших христианство предусматривались значительные льготы. Таким образом, правительство активно поощряло русификацию и христианизацию казахского населения, вытесняло его с лучших земель, лишало всех политических прав, разрушало традиционное хозяйство и социальную структуру. Ответной реакцией стал рост национально-освободительных движений в начале 20 века, приведших к осознанию казахской интеллигенции необходимости выработки новых принципов административно-правового регулирования.

Постепенное сближение административного деления и правовых норм России и ее национальных окраин объективно способствовало  распространению в Казахстане нового континентального права  - в виде  теории через русскую демократическую интеллигенцию и первых казахских правоведов, в виде ряда процессуальных  норм, которые применяли имперские и частично – народные суды.

Советское право и право ныне суверенного Казахстана, и по терминологии построено на основе континентально права (яркими примерами, которой являются немецкое и французское законодательство). Роль России в этом плане без сомнения была прогрессивной.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абайдельдинов Е.М «Политика правовая история Республики Казахстан»
  2. Абиль Е. «История государства и права Республики Казахстан »
  3. Образовательный сайт. eac.bilin.kz
  4. Образовательный сайт. www.unesco.kz
  5. Образовательный сайт www.wekipedia.com


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.