2.2. Областное правление.
Состояло из 3 отделений:
Распорядительного,
Хозяйственного,
Судебного.
Членами областного правления были дивизионный доктор, архитектор и чиновник особых поручений по горной и лесной части.
В функции распорядительного отделения входило:
1. административное деление и устройство области,
2. обнародование указов и распоряжение правительства,
3. служебные и отпускные дела административного аппарата области
4. выборы в низовую администрацию волостей и аулов
5. контроль над духовной жизнью населения
6. принятие в подданство иностранцев,
7. административная ссылка Лиц и возвращение их,
8. руководство учреждениями здравоохранения и образования,
9. сохранения порядка в области
В функции судебного отделения входила подготовка к слушанию уголовных и гражданских дел и введение переписки по судебным и следственным делам.
В целом, областное правление совмещало функции губернской канцелярии, судебной и казенной палат губернского правления.
Вся административно-полицейская и военная власть в уезде принадлежала уездному начальнику, назначавшемуся из числа русских офицеров.
В его функции входило:
1. наблюдение за сохранении порядка в уезде
2. сбор податей,
3. сбор статистических сведений
4. выдача торговых документов купцам и мещанам в тех городах, где не существовало городских управлений,
5. контроль за состоянием здравоохранения и торговли,
6. определение места и времени волостного съезда,
7. утверждение аульного старшины.
Кроме того, уездный начальник имел право временно отстранять волостных управителей, налагать административные взыскания на должностных лиц низового звена и рядовых казахов, а также подвергать их аресту до 7 суток.
2.3. Местное управление.
Представители казахского населения допускались к власти на низовом уровне административной системы, причем здесь был узаконен принцип выборности. Волостные управители избирались на 3 года из лиц не моложе 25 лет, не находящихся под следствием, не имеющих судимостей и пользующихся уважением и доверием народа, волостным съездом, члены которого, в свою очередь, выбирались, от каждых 50 хозяйств волости. В функции волостного управителя входило следующее:
1. наблюдение за порядком в волости,
3. приведение в исполнение судебных решений,
4. присутствие на аульных сходах и контроль за выборами аульного старшины,
5. выполнение решений волостного съезда,
6. присутствие на съезде баев т прием исковых заявлений.
Кроме того, волостной управитель имел право, подвергать аресту до 3 дней или штрафу до 3 рублей за исполнение требований властей, драки и т.п. Они же представляли свидетелей и обеспечивали явку ответчиков на суд биев.
Большие полномочия, которые давались волостному управителю, особенно в фискальном деле, делали эту должность лакомым кусочком для корыстолюбивых представителей торгово-ростовщической верхушки, казахского общества. Выборы сопровождались ожесточенной борьбой соперничающих группировок, в которой использовались как законные , так и недозволенные методы. Уездный начальник обязательно присутствовал на выборах и его мнение играло решающую роль. Практически всегда уездный начальных входили в сговор с определенными кандидатами, получая за это щедрые взятки. На уездном и волостном уровне начала расцветать коррупция.
Волостной съезд имел право выбирать управителей, биев, решать межаульные споры, предоставлял статистические сведения уездному начальнику, определял и раскладывал между аулами подати и налоги.
Аульный старшина избирался на 3 года аульным сходом, выборные же избирались от каждых 10 десяти хозяйств аула. Старшина аула выполнял те же функции, что и волостной управитель. Аульный сход выбирал старшину, распределял пастбища между хозяйствами, решал земельные споры, раскладывал подати между хозяйствами аула, взыскивал недоимки по налогам. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков. Большие селения и города с коренным населением делились на кварталы, во главе которых находился аксакал. В городах и селениях на сходе выборщиков учреждались также и общественные , хозяйственные управления, в задачи , которых входило»заведование общественным хозяйством городов и селений» и раскладка податей и сборов. Управление состояло из 3 – 5 человек с председателем во главе, утверждавшимся военным губернатором. В целом система низового звена управления в оседлых районах не сильно отличалось от кочевых областей.
Таким образом, царское правительство вместе с организацией военно-оккупационного режима широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление .
Реформа наносила непоправимый удар по правам и привилегиям султанов, так как относило их, как и остальных казахов к «сельским обывателям».
В целом главная задача реформы – объединение подвластных России народов под единое управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление «родовых» начал с целью постепенно слияния казахских степей с прочими частями империи, была достигнута.
ГЛАВА III. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Реформы 1867-68 г.г. предусматривали распространение на территории Казахстана общеимперской судебной системы и общеимперского законодательства. Все сколько-нибудь важные гражданские и уголовные дела изымались из поля действия обычного права, кроме того, проводилась целенаправленная политика на разрушение традиционной правовой системы.
3.1. Изменения в правовой системе.
Одним из существенных нововведений в правовой системе Казахстана стало появление нового источника права – имперского законодательства. Все нормы имперского права делились на две группы: норм права, общих для все территории Российской империи и норм права, установленных специально для Казахстан и учитывающих особенности региона. В связи с прогрессирующим разложение общины и проникновением новых социально-экономических отношений, значительные изменения претерпело обычное право. Основным источником его становится ереже, наиболее быстро реагирующее на меняющиеся условия жизни.
Сохранилось и даже упрочилась разделение на уголовные и гражданские правонарушения, причем перечень состава преступлений как допуск в аул мусульманских священнослужителей из сопредельных стран Азии, разрешение жить у себя бродягам и нищим, умысел на воровство, снятие шкуры с павшего скота. Умышленное или неумышленное содействие побегу арестантов, нарушение общественного порядка и т.п. Широко стали практиковаться в уголовном праве такие виды наказаний как арест, телесны наказания, принудительные работ и т.п. Кроме того, целый ряд преступлений таких как убийство, разбой, грабеж, поджог, преступление против денежной системы, государственная измена, явная неповиновение властям, антиправительственная агитация, нападение на почту и транспорт, убийство христиан и лиц желающих принять христианство, убийство должностных лиц вообще изымались из ведения суда биев и передавались общеимперским судам.
Значительное изменение претерпело и право собственности. Прежде всего, Положения 1867-68 г.г. объявили всю землю, занимаемую казахами государственной собственностью, только передававшиеся в пользование аульным общинам. Эта правовая норма стала юридическим основанием для массового изъятия земель у казахов в конце 19 века. Фактически у казахов осталось лишь право пользование землей, причем часть земельного фонда постоянно изымалась из государственной собственности и передавалась в частную, путем наделения русских и украинских крестьян, казачества и иностранных промышленников. В целом, происходит разрешение прав собственника на основе общероссийских норм права.
Семейно-брачное права больших изменений не претерпело, однако под воздействие российского законодательства и в обычное право казахов через Ереже входили новые нормы. Так, расширились права женщин, детально рассматривался порядок наследования имущества и т.п.
Более серьезно трансформировалось обязательственное право, т.к. именно оно регулировало те новые социально-экономические отношения, которые возникли в Казахстане под влиянием проникновения товарно-денежных отношений и распада общины. Кроме того, появились правоотношения между казахским населением и русскими переселенцами.
3.2 Договора аренды.
Были в основном 2-х видов: сдача в аренду казахскими общинами земель русским крестьянам или промышленникам и сдача в аренду земель казачьих войск казахским общинам.
Волостные и аульные сходы по временным Положениям 1867-68 г.г. получили право сдавать в аренду земли общины русским крестьянам, купцам и промышленникам. Договора заключались в письменной форме на срок не свыше 30-ти дней. К концу 19 века в аренду начинают сдаваться земли зимних пастбищ, находившиеся в пользовании отдельных богатых казахских семей без приговора аульного схода.
Другой вид арендных отношений был связан с выделением крупных земельных участников казачьим войскам, что создало дефицит земель для казахов в пограничных районах. В то же время казачьи офицеры получали участки из общевойскового фонда в частную собственность. Не имея возможности и желания самостоятельно обрабатывать эти земли офицеры сдавали их в аренду малоземельным казахским общинам. В конце 19 в. Более 6700 хозяйств с населением 436000 человек арендовали земли Сибирского казачьего войска. Арендная плата постоянно росла и концу 19 в. достигла 13 р.25 коп. в среднем на хозяйство. Каких-либо юридических гарантий защиты интересов арендатора не существовало.
Совершенно новым явлением в обязательственном праве казахов стал договор личного найма. Основной причиной его возникновения был распад общины и рост имущественной дифференциации в казахском ауле. Проникновение товарно-денежных отношений привело к формированию торгово-ростовщической верхушке – баев, с одной стороны, и обнищавшей группы байгушей и концы с другой. Ослабление принципов внутри общинной взаимопомощи и совместной трудовой деятельности на основе коллективной собственности повлекло за собой распространение договоров личного найма обедневших казахов в качестве работников, богатыми одноаульцами. Договора заключались устно на 1 сезон, оплата производилась скотом. Юридических гарантий защиты интересов работника не существовало, что создавало условия для его эксплуатации. В месте с тем необходимо отметить, что, несмотря на проникновения элементов капиталистических отношений, полного распада общины не произошло и в конце 19 и начале 20-х в.в. социально-экономические отношения продолжали основываться на общинных принципах.
Страницы: 1, 2, 3