Рефераты. Административно-правовые реформы в Казахстане 1860 – 90

2.2. Областное правление.


Состояло из 3 отделений:

Распорядительного,

Хозяйственного,

Судебного.

Членами областного правления были дивизионный доктор, архитектор и чиновник особых поручений по горной и лесной части.

         В функции распорядительного отделения входило:

1.      административное деление и устройство области,

2.      обнародование указов и распоряжение правительства,

3.      служебные и отпускные дела административного аппарата  области

4.       выборы в низовую администрацию волостей и аулов

5.       контроль над духовной жизнью населения

6.       принятие в подданство иностранцев,

7.      административная ссылка Лиц и возвращение их,

8.      руководство учреждениями здравоохранения и образования,

9.      сохранения порядка в области

В функции судебного отделения входила подготовка к слушанию уголовных и гражданских дел и введение переписки по судебным и следственным делам.

         В целом, областное правление совмещало  функции губернской канцелярии, судебной и казенной палат губернского правления.

         Вся административно-полицейская и военная власть в уезде принадлежала уездному начальнику, назначавшемуся из числа русских офицеров.

В его функции входило:

1.      наблюдение за сохранении порядка в уезде

2.      сбор  податей,

3.      сбор статистических сведений

4.      выдача торговых документов купцам и мещанам в тех городах, где не существовало городских управлений,

5.      контроль за состоянием здравоохранения и торговли,

6.      определение места и времени волостного съезда,

7.      утверждение аульного старшины.

Кроме того, уездный начальник имел право временно отстранять волостных управителей, налагать административные взыскания на должностных лиц низового звена и рядовых казахов, а также подвергать их аресту до 7 суток.


2.3. Местное управление.

        

Представители казахского населения допускались к власти на низовом уровне административной системы, причем здесь был узаконен  принцип выборности. Волостные управители избирались на 3 года из лиц не моложе 25 лет, не находящихся под следствием, не имеющих судимостей и пользующихся уважением и доверием народа, волостным съездом, члены которого, в свою очередь, выбирались, от каждых 50 хозяйств волости. В функции волостного управителя входило следующее:

1.     наблюдение за порядком в волости,

2.     сбор податей,

3.     приведение в исполнение судебных решений,

4.     присутствие на аульных  сходах и контроль за выборами аульного старшины,

5.     выполнение решений волостного съезда,

6.     присутствие на съезде баев т прием исковых заявлений.

Кроме того, волостной управитель имел право, подвергать аресту до 3 дней или штрафу до 3 рублей за исполнение требований властей, драки и т.п. Они же представляли свидетелей и обеспечивали явку ответчиков на суд биев.

         Большие полномочия, которые давались волостному управителю, особенно в фискальном деле, делали эту должность лакомым кусочком для корыстолюбивых представителей торгово-ростовщической верхушки, казахского общества. Выборы сопровождались ожесточенной борьбой  соперничающих группировок, в которой использовались как законные , так и недозволенные методы. Уездный начальник  обязательно присутствовал  на выборах и его мнение играло решающую роль. Практически всегда уездный начальных входили в сговор с  определенными кандидатами, получая за это щедрые взятки. На уездном и волостном уровне   начала расцветать коррупция.

Волостной съезд имел право выбирать управителей, биев, решать межаульные споры, предоставлял статистические сведения уездному начальнику, определял и раскладывал  между аулами подати и налоги.

         Аульный старшина избирался на 3 года аульным сходом, выборные же избирались от каждых 10 десяти хозяйств аула. Старшина аула выполнял те же функции, что и волостной управитель. Аульный сход выбирал старшину, распределял пастбища между хозяйствами, решал земельные споры, раскладывал подати между хозяйствами аула, взыскивал недоимки по налогам. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на  сходе выборщиков. Большие селения и города с коренным населением делились на кварталы, во главе которых находился аксакал. В городах и селениях на сходе выборщиков учреждались также и общественные , хозяйственные управления, в задачи , которых входило»заведование общественным хозяйством городов и селений» и раскладка податей и сборов. Управление состояло из  3 – 5 человек с председателем во главе, утверждавшимся военным губернатором. В целом система низового звена управления в оседлых районах не сильно отличалось от кочевых областей.

         Таким образом, царское правительство вместе с организацией военно-оккупационного режима широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление .

         Реформа наносила непоправимый удар по правам и привилегиям султанов, так как относило их, как и остальных казахов к «сельским обывателям».

В целом главная задача реформы – объединение подвластных России народов под единое управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление «родовых» начал с целью постепенно слияния казахских степей с прочими частями империи, была достигнута.


 

ГЛАВА III. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Реформы 1867-68 г.г. предусматривали распространение на территории Казахстана общеимперской судебной системы и общеимперского законодательства. Все сколько-нибудь важные гражданские и уголовные дела изымались из поля действия обычного права,  кроме того, проводилась целенаправленная политика на разрушение традиционной правовой системы.

3.1. Изменения в правовой системе.

Одним из существенных нововведений  в правовой системе Казахстана стало появление нового источника права – имперского законодательства. Все нормы имперского права делились на две группы: норм права, общих для все территории Российской империи  и норм права, установленных специально для Казахстан и учитывающих особенности  региона. В связи с прогрессирующим разложение общины и проникновением новых социально-экономических отношений, значительные изменения претерпело обычное право. Основным источником его становится ереже, наиболее быстро реагирующее на меняющиеся условия жизни.

Сохранилось и даже упрочилась разделение на уголовные и гражданские правонарушения, причем перечень состава преступлений как допуск в аул мусульманских священнослужителей из сопредельных стран Азии, разрешение жить у себя бродягам и нищим, умысел на воровство, снятие шкуры с павшего скота. Умышленное или неумышленное содействие побегу   арестантов, нарушение общественного порядка и т.п. Широко стали практиковаться в уголовном праве такие виды наказаний как арест, телесны наказания, принудительные работ и т.п.  Кроме того, целый ряд преступлений таких как убийство, разбой, грабеж, поджог, преступление против денежной системы, государственная измена, явная неповиновение властям, антиправительственная агитация, нападение на почту и транспорт, убийство христиан и лиц желающих принять христианство, убийство должностных лиц вообще изымались из ведения суда биев и  передавались общеимперским судам.

Значительное изменение претерпело и право собственности. Прежде всего, Положения 1867-68 г.г. объявили всю землю, занимаемую казахами государственной собственностью, только передававшиеся в пользование аульным общинам. Эта правовая норма стала юридическим основанием для массового изъятия земель у казахов в конце 19 века. Фактически у казахов осталось лишь право пользование землей, причем часть земельного фонда постоянно изымалась из государственной собственности и передавалась в частную, путем наделения русских и украинских крестьян, казачества и иностранных промышленников. В целом,  происходит разрешение прав собственника  на основе общероссийских норм права.

Семейно-брачное права больших изменений не претерпело, однако под воздействие российского законодательства и в обычное право казахов через Ереже входили новые нормы. Так, расширились права женщин, детально рассматривался порядок наследования имущества и т.п. 

Более серьезно трансформировалось обязательственное право, т.к. именно оно регулировало те новые социально-экономические отношения, которые возникли в Казахстане под влиянием проникновения товарно-денежных отношений и распада общины. Кроме того, появились правоотношения между казахским населением и русскими переселенцами.

3.2 Договора аренды.

Были в основном  2-х видов: сдача в аренду казахскими общинами земель русским крестьянам или промышленникам и сдача в аренду земель казачьих войск казахским общинам.

Волостные и аульные сходы по временным Положениям 1867-68 г.г. получили право сдавать в аренду земли общины русским крестьянам, купцам и промышленникам. Договора заключались в письменной форме на срок не свыше 30-ти дней.  К концу 19 века в аренду начинают сдаваться земли зимних пастбищ, находившиеся в пользовании отдельных богатых казахских семей без приговора аульного схода.

Другой вид арендных отношений был связан с выделением крупных земельных участников казачьим войскам, что создало дефицит земель для казахов в пограничных районах. В то же время казачьи офицеры  получали участки из общевойскового фонда в частную собственность. Не имея возможности и желания самостоятельно обрабатывать эти земли офицеры сдавали их в аренду малоземельным казахским общинам.  В конце 19 в. Более 6700 хозяйств с населением 436000 человек арендовали земли Сибирского казачьего войска. Арендная плата постоянно росла и концу 19 в. достигла 13 р.25 коп.  в среднем на хозяйство. Каких-либо юридических гарантий защиты интересов арендатора не существовало.

Совершенно новым явлением в обязательственном праве казахов стал  договор личного найма. Основной причиной его возникновения был распад общины и рост имущественной дифференциации в казахском ауле. Проникновение товарно-денежных отношений привело к формированию торгово-ростовщической верхушке – баев, с одной стороны, и обнищавшей группы байгушей и концы с другой. Ослабление принципов внутри общинной взаимопомощи и совместной трудовой деятельности на основе коллективной собственности повлекло за собой распространение договоров личного найма обедневших казахов в качестве работников, богатыми одноаульцами. Договора заключались устно на 1 сезон, оплата производилась скотом. Юридических гарантий защиты интересов работника не существовало, что создавало условия для его эксплуатации.  В месте с тем необходимо отметить, что, несмотря на проникновения элементов капиталистических отношений, полного распада общины не произошло и в конце 19 и начале 20-х в.в. социально-экономические отношения продолжали основываться на общинных принципах. 

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.